Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОД.00 ОСНОВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1630



ОД.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

Предмет и структура клинической психологии; история клини-ческой психологии; клиническая психология как область профес-сиональной деятельности, направленной на повышение психиче-ских ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гар-монизацию психического развития, охрану здоровья, преодоле-ние недугов и психологическую реабилитацию; теоретические ос-новы клинической психологии; характеристика основных разделов клинической психологии; типология изменений (нарушений) пси-хических процессов, свойств и состояний при разных видах анома-лий и нарушений, практические задачи и функции: диагностика, воздействие, профилактика, реабилитация, экспертиза, восстанов-ление нарушенных ВПФ; сферы приложения деятельности клини-ческих психологов (здравоохранение, народное образование, соци-альная помощь населению и др.).

ОД.02 НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ: 90

Нейропсихологические симптомы; нейропсихологические синдромы; нейропсихологические факторы; клиническая нейроп-сихологическая диагностика состояний высших психических функций; компьютерные методы нейропсихологической диагно-стики; корковые нейропси-



хологические синдромы, связанные с локальными поражениями ко-ры головного мозга; подкорковые нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении глубинных структур мозга; особенно-сти нейропсихологических синдромов, связанных с поражением общемозговых факторов, обеспечивающих работу мозга как целого; перспективы развития нейропсихологии.

ОД.ОЗ ПАТОПСИХОЛОГИЯ: 90

Предмет патопсихологии; практические задачи и актуальные проблемы патопсихологии; приемы патопсихологической диаг-ностики; нарушение сознания: патология восприятия; нарушения памяти; мышления; речи, умственной работоспособности; ано-малии эмоционально-личностной сферы; значение и перспекти-вы развития патопсихологии.

ОД.04 ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ: 90

Психосоматика как область междисциплинарных исследова-ний психосоматической проблемы.

История психосоматики: философские и медицинские пред-посылки развития психосоматики. Специфический и неспецифиче-ский подходы к пониманию природы психосоматических рас-стройств. Современные представления о предмете психологическо-го изучения в психосоматике. Проблема метода исследования. Ос-новные проблемы психологии в психосоматике: роль раннего он-тогенеза в возникновении психосоматических расстройств; нозог-нозия и психосоматические расстройства; проблема внутренней кар-тины болезни; психосоматические расстройства в личностном кон-тексте; проблема психосоматической саморегуляции. Значение психосоматики для общей и клинической психологии.

ОД.05 ПСИХОЛОГИЯ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: 90

Практическое значение проблемы; закономерности психиче-ских заболеваний у детей; закономерности нарушения психиче-ского развития; психологическое исследование аномального ре-бенка; коррекционно-педагогическая работа с аномальными детьми; психологическая характеристика отдельных форм пси-хических расстройств в детском возрасте; области применения диагностики аномалий психического развития у детей.

ОД.06 ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО 90

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ:

Проблемы психотерапии и консультирования в применении к клинической психологии; психотерапия с позиций культурно-исторической концепции Л. С. Выготского; психологическая ха-рактеристика участников консультирования и психотерапии; се-мья как пациент; гуманистическая концепция бытия как ценно-стное мировоззренческое и психотехническое средство; базисные психотехнические действия; специальные психотехни-


ческие действия; эффекты психокоррекционного воздействия и их классификация.

ОД.07 БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ: 90 Цели и задачи курса; базовые теоретические ориентации и методы современной пси-хотерапии в клинической психологии; базовые понятия, стратегии и техники психотерапевтической работы; психотерапия при личностных расстройствах; проблемы эффективности психотерапии; критерии и методы ее оценки, этические основы психотерапии.

ОД.08 ПСИХОЛОГИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ 90

И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВПФ:

Проблема восстановления высших психических функций — ВПФ — и реабилитации больных с локальными поражениями мозга; проблемы речи и афазии; проблемы восстановительного обучения: теория, задачи, принципы; методы восстановления речи при поражении передней речевой зоны; человек с афазией и об-щество; проблемы афазии; основы нейролингвистики.

ОД.09 НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА 60

Нейропсихология детского возраста как наука о формировании мозговой организации психических процессов; нейробиологические основы синтеза; три функциональных блока мозга; нейропсихоло-гические закономерности онтогенеза психической деятельности; проблема становления подкорково-корковых функциональных от-ношений; проблема становления межполушарных функциональных отношений; нейропсихологический подход к типологии онтогене-за; прикладные аспекты нейропсихологической работы в детской популяции.

ОД. 10 ПСИХОЛОГИЯ ТЕЛЕСНОСТИ: 60

Тело как предмет психологии; принципы объективного под-хода в исследовании телесности; теоретические проблемы психо-логии телесного восприятия; смысловое опосредствование телес-ности; общая типология исторических типов идеи телесности; мифология телесности в древности и современности; естествен-нонаучная интерпретация телесности человека; культурологиче-ская интерпретация телесности человека; культурно-историче-ская концепция; биоэтика; телесность как предмет современного диалога культур.

ОД. 11 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 60

КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ:

Специфика курса — проблемность, связанная с интегратив-ным характером формирующейся клинической психологии, как синтеза ряда самостоятельных научных дисциплин.

Объект и предмет клинической психологии. Попытки поиска нового значения. Проблема связи адаптационных возможностей и здоровья человека.


Методология разработки общих категорий клинической пси-хологии.

Понятие психической нормы. Аномалии и патология.

Категории психического здоровья: различия и взаимосвязь.

Методологические проблемы психологического воздействия (коррекция и психологическая терапия).

Стратегия развития общей теоретической концепции новой специальности. Междисциплинарный и интегративный характер. Роль клинической психологии в инициации и разработке фунда-ментальных общепсихологических проблем.

ОД. 12 ЛИЧНОСТНЫЕ РАССТРОЙСТВА: 60

Основные классические и современные психоаналитические концептуализации этиологии, условий и механизмов развития, структуры и динамики личности в норме и патологии, а также диаг-ностика и психотерапия широкого класса так называемых «личност-ных расстройств». Критерии «патологичности» личностной сферы, проблема личностных расстройств и особенностей индивидуально-го опыта и психопатологии. Описательная и структурная ха-рактеристика основных форм и уровней личностной патологии, в частности, симптоматических неврозов и неврозов характера, «нар-циссической», «пограничной» и «психотической» личностной орга-низации. Психодинамическая диагностика и психотерапия лично-стных расстройств.

ОД.13 ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ: 60

Проблема психического здоровья людей с отклоняющимся поведением, их индивидуально-психологические характеристи-ки. Разработка и осуществление эффективной профилактики раз-личных форм дезадаптивного, асоциального поведения. Задачи психологов, работающих в клинике, в сети внебольничной меди-цинской помощи, в различных социально-психологических службах помощи семье, подросткам. Проблема нормы и патоло-гии в социальных науках, медицине и психологии. История разви-тия концепции отклоняющегося поведения. Основные теоретиче-ские подходы и школы. Основные формы отклоняющегося пове-дения. Социальные и психологические причины отклоняющегося поведения. Методы диагностики психологических особенностей лиц с отклоняющимся поведением. Медико-психологические во-просы профилактики отклоняющегося поведения.

ОД. 14 ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИЙ И АЛКОГОЛИЗМА: 60

Проблемы формирования зависимости от психоактивных веществ, проблемы алкоголизма и наркоманий. Психотерапия, реабилитация и профилактика наркоманий, алкоголизма и других форм зависимости от психоактивных веществ.


ОД. 15 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ 60

В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ:

Цели и принципы диагностики. Методология и методы кли-нико-психологической диагностики в психологии аномального развития. Клиническая беседа, наблюдение, эксперимент. Роль обучающего эксперимента в диагностике аномалий развития. Принципы интерпретации данных, полученных в процессе кли-нико-психологической диагностики: сочетание качественного и количественного анализа результатов, выделение не только по-врежденных, но и сохранных звеньев, учет возраста, образова-тельного уровня и личностных особенностей детей. Связь диагно-стики развития с другими практическими задачами клинической психологии.

ОД. 16 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 60

В ЭКСПЕРТНОЙ ПРАКТИКЕ:

Актуальность практического применения специальных про-фессиональных психологических познаний. Наиболее известные виды экспертной психологической практики в наше стране: судебно-психологическая экспертиза и комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, которые используются как в уголов-ном, так и в гражданском процессе. Участие экспертов-психологов в проведении военных и трудовых экспертиз. Тенденция привлече-ния экспертов-психологов к экспертизе крупных социальных про-ектов. Наиболее часто в этой работе участвуют клинические психо-логи. В данном курсе рассматриваются общие и частные проблемы психологической экспертизы; основные формы использования спе-циальных познаний в экспертной практике; права и обязанности эксперта-психолога; методы экспертного психологического иссле-дования.

ОД. 17 НЕВРОЛОГИЯ: 60

Локализация и функция; двигательная система; чув-ствительная система; мышечный тонус; черепно-мозговые нер-вы; стриопаллидарная система; внутренняя капсула; зрительный бугор; кора головного мозга; кровоснабжение головного мозга; классификация нарушений мозгового кровообращения; опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы; воспалительные за-болевания нервной системы; вегетативная нервная система; на-следственные заболевания нервной системы.

ОД. 18 ПСИХИАТРИЯ: 60

Предмет и задачи психиатрии. Место психиатрии среди дру-гих медицинских дисциплин, связь с философией и психологией. Общая психопатология: представление о признаках психических расстройств, понятие психопатологического синдрома. Продук-тивные и дефи-цитарные расстройства. Патология восприятия, на-рушения мышления, памяти, аффективные расстройства, двига-тельные и волевые расстройства, нарушения сознания. Общие принципы теорий психической патологии и современная класси-фикация психических заболеваний.



Частная психиатрия: шизофрения, МДП, психогении, психопа-тии, токсикомании, психозы, связанные с употреблением психо-активных веществ, при интоксикациях, инфекционных и сома-тических заболеваниях.

ОД.19 КЛИНИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ: 60

Курс рассчитан на формирование представлений об основ-ных формах соматической патологии и влиянии соматических заболеваний на возможности и условия развития и адаптации личности. Соматическое заболевание как фактор риска психиче-ской патологии, роль нервной системы в патогенезе различных внутренних болезней. Место психотерапии и психопрофилакти-ки в клинике внутренних болезней.

ОД.20 ПСИХОФАРМАКОТЕРАПИЯ: 60

Психофармакотерапия как предмет изучения на пси-хологическом факультете университета; общие сведения о психо-тропных препаратах и их свойствах; нейролептические препараты, их свойства и применение; антидепрессанты; транквилизаторы; психостимуляторы; препараты лития и психотропные препараты с противосудорожной активностью; общие сведения о побочных эффектах и осложнениях при лечении психотропными препарата-ми.

ОД.21 УЧЕНИЕ О НЕВРОЗАХ: 60

История учения о неврозах; этиология, патогенез и меха-низмы формирования невротических расстройств (И. П. Павлов, В. Н. Мясищев); классификации неврозов; влияние личностных особенностей и ситуационных факторов на возникновение нев-розов; возрастные особенности невротических расстройств; пси-хосоматическая проблема в контексте невротических рас-стройств; профилактика, лечение и психокоррекция неврозов.

ОД.22 Дисциплины и курсы по выбору студентов, 160

устанавливаемые вузом (факультетом).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.