Вербальный проективный тест апробирован при комплексном клинико-психологическом исследовании больных неврозами и шизофренией, протекавшей с неврозоподобной симптоматикой, наблюдавшихся в Воронежском областном психоневрологиче-ском диспансере в период 1989—1993 годов. Синдромальные ха-рактеристики неврозоподобных расстройств рассматривались со-ответственно традиционным для отечественной психиатрии фор-мам неврозов, то есть астено-ипохондрический синдром — не-врастении, истериформный — истерическому неврозу, обсессив-но-фобический — неврозу навязчивых состояний.
Наряду с подробным анамнестическим и клиническим изуче-нием испытуемых каждому из них проводилось развернутое па-топсихологическое исследование с помощью батареи общеприня-тых методик, в которую включался и ВПТ.
Характерно:
1) ВПТ успешно функционирует как новая проективная методика изучения личности. Об этом свидетельствуют построение рас-сказов больными от первого лица, отображение эпизодов сво-ей жизни обследуемыми в этих рассказах, частые спонтанные замечания о том, что рассказываемое происходило с самими испытуемыми. Гораздо реже не удается установить связи рас-сказов больных с событиями их прежней жизни.
2) ВПТ, функционируя как проективная методика, имеет особую чувствительность к выявлению эмоциональных нарушений, по-зволяет диагностировать их характер и степень выраженности. Это дает возможность применять ВПТ при разного рода рас-стройствах эмоциональной сферы, особенно с дифференциаль-но-диагностическими целями.
3) ВПТ в связи с вербальным характером стимульного материала пригоден для анализа речи лиц, страдающих различными пси-хическими расстройствами в большей мере, чем какая-либо другая патопсихологическая методика. Учитывая, что при ши-зофрении значение отдельных слов изменено, а часто и неодно-значно («патологический полисемантизм»), а ВПТ в качестве стимульного материала использует именно слова, психолог получает возможность одновременной комплексной диагно-стики эмоциональных нарушений и расстройств мышления, так называемых «комплексных соскальзываний» (и мысли-тельных, и эмоциональных), имеющих в основе своей извра-щенное эмоциональное восприятие вербального стимульного материала.
Стимульный материал. Основная серия Мужской вариант
1. Мысль об обещанном терзала его.
2. Он нагнулся над краем пропасти.
3. Окаменевший, пошел он навстречу семье.
4. Неожиданно он возликовал.
5. Смутное предчувствие овладело матерью.
6. С ней он потерял всякую опору.
7. Ярость расползалась по его телу
8. Отношение к учителю мучило его.
9. Его лицо просветлело.
10. С замиранием сердца думал он о поездке.
11. Он с презрением посмотрел ему в лицо.
12. Он устремил на мать полный решимости взгляд.
13. Тревожный трепет пробежал по его телу
14. Держа ее руку в своей, он чувствовал ее взволнованное дыха-ние.
15. Он поднялся на холм к вырытым могилам.
16. Он метнул на отца взгляд, полный решимости.
17. Он замер в ожидании.
18. Он вздрогнул, заметив шевелящиеся в развалинах тени.