Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Здравоохранения в Российской Федерации



Патопсихологические исследования в лечебно-профи-лактических учреждениях различного профиля проводятся психо-логами, имеющими специальную подготовку по патопсихологии.

Приказом № 2719 от 30.12.97 г. Министерства общего и профес-сионального образования Российской Федерации для психологи-ческих факультетов университетов введена новая специальность 022700 «Клиническая психология» с нормативной длительностью очного обучения 5 лет. Специальность предполагает пять специа-лизаций: нейропсихология; патопсихология; психосоматика; пси-хология аномального развития; психопрофилактика, психоло-гическое консультирование, психокоррекция и психотерапия. По окончании обучения выпускникам присваивается квалификация «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии». Учебный план включает в себя в качестве одной из основных дис-циплин специальности патопсихологию в объеме 90 часов трудо-емкости со сдачей курсового экзамена. Клинический психолог должен знать понятие предмета патопсихологии, ее практические задачи и актуальные проблемы, приемы патопсихологической ди-агностики, нарушения сознания, патологию восприятия, наруше-ния памяти, мышления, речи, умственной работоспособности, аномалии эмоционально-личностной сферы, а также значение и перспективы развития патопсихологии. Помимо этого в Государ-ственный стандарт включен обязательный практикум по патопсихологии; по завершению работы в нем студенты должны уметь: формулировать задачи психодиагностического исследования больного (на основании беседы с лечащим врачом и ознакомления с историей болезни); составлять программу пси-ходиагностического исследования, представить обоснование этой программы; владеть основными методиками диагностики нару-шений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфе-ры и личности (не менее 15 методик); применять методики для патопсихологического обследования больного; устанавливать взаимосвязи между выявленными в ходе психодиагностики фено-менами и


интерпретировать полученные данные; составлять пато-психологическое заключение по данным исследования (с опорой на описание структуры патопсихологического синдрома); состав-лять документацию патопсихологического исследования для ар-хива (протоколы исследования, выписки из истории болезни и др.). Как одна из дисциплин специализации рекомендуется «Ме-тоды патопсихологической диагностики».

Приказом № 1052 от 02.06.97г. Министерства общего и профес-сионального образования Российской Федерации на основании ходатайства Министерства здравоохранения Российской Федера-ции в порядке эксперимента на базе Самарского и Курского госу-дарственных медицинских университетов открыта подготовка в рамках специальности «лечебное дело» по специализации «меди-цинская психология» с присвоением выпускникам квалификации «практический медицинский психолог» с последующей не менее чем 2-летней последипломной подготовкой с целью получения сертификата с квалификацией «клинический (медицинский) пси-холог».

Организационные аспекты профессиональной деятельности психологов в здравоохранении регулируются приказами Мини-стерства здравоохранения Российской Федерации № 294 от 30.10.95 г. «О психиатрической и психотерапевтической помощи» и № 391 от 26.11.96 г. «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевти-ческую помощь» (к сожалению, так и не регламентированной ос-тается деятельность психологов в других отраслях медицины, что, по нашему глубокому убеждению, является большим стратегиче-ским упущением).

Приказом № 294 от 30. 10. 95 г. МЗ РФ определены тарифно-квалификационные характеристики по должности «медицинский психолог, участвующий в оказании психиатрической и психоте-рапевтической помощи», а также «Положение о медицинском психологе, участвующем в оказании психиатрической и психоте-рапевтической помощи»; здесь же приведены штатные нормативы медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиат-рическую и психотерапевтическую помощь. Согласно приказу на должность медицинского психолога может быть назначен спе-циалист с высшим психологическим образованием по специаль-ности «психология» и получивший


дополнительную подготовку на факультете последипломного об-разования по медицинской психологии, владеющий различными методами психопрофилактики, психодиагностики, психокоррек-ции в соответствии с требованиями квалификационной характе-ристики и получивший сертификат по медицинской психологии. Первоочередной обязанностью медицинского психолога является проведение психодиагностических исследований и длящихся ди-агностических наблюдений за пациентами с уделением особого внимания лицам с факторами риска психических расстройств, в основе которых лежат патопсихологические и патогенные пове-денческие механизмы.

Этим же приказом впервые в Российской Федерации установ-лены требования к квалификации по разрядам оплаты труда ме-дицинского психолога. В зависимости от уровня своей профес-сиональной подготовленности медицинскому психологу могут быть присвоены 11-й, 12-й (стаж работы в должности не менее 5 лет), 13-й (стаж работы в должности не менее 7 лет) или 14-й раз-ряды (стаж работы в должности не менее 10 лет). Таким образом, оплата труда медицинского психолога фактически уравнена с оп-латой труда врача-психиатра или врача-психотерапевта.

Для психотерапевтического кабинета (то есть при амбу-латорном обслуживании пациентов) должности медицинских пси-хологов устанавливаются из расчета 1 должность на 25 тыс. населе-ния.

Для (стационарного) психотерапевтического отделения долж-ности психологов устанавливаются из расчета 1 должность на 20 коек.

Нормативы должностей медицинских психологов для психи-
атрических кабинетов и отделений в приказе не приведены, но, по
нашему мнению, целесообразно ориентироваться на приведенные
выше нормативы. При этом также необходимо учитывать, поми-
мо штатного количества коек в больнице, их оборот, количество
поступающих за год в стационар (или обращающихся амбулатор-
но) истинно первичных больных, а также наличие
специализированных (детское, гериатрическое,

эпилептологическое, судебно-психиатрические и др.) отделений / приемов, работа психолога в которых отличается своей спе-цификой, проводимую учреждением здравоохранения работу по военной и медико-социальной (трудовой) экспертизе. На основании годовых отчетов медицинская часть лечебно-

п52рофилактического


учреждения устанавливает примерную потребность в па-топсихологических исследованиях, то есть количество нуждаю-щихся в них за год пациентов.

Важно знать объем работы психолога в рамках проведения од-ного исследования — продолжительность самого исследования, время, затрачиваемое на анализ полученных данных и подготовку заключения. С. Я. Рубинштейн (1970) писала о том, что обследо-вание одного пациента должно занять не меньше 2—3 ч (конечно, в 2—3 приема). Такая затрата времени на одного обследуемого объясняется большой трудоемкостью экспериментально-психоло-гического исследования, включающего подготовку к экс-перименту, изучение материалов истории болезни, обработку по-лученных данных, их анализ и подготовку заключения. При таком распределении времени клинический психолог в течение месяца может обследовать, по мнению С. Я. Рубинштейн, не более 20— 25 больных. Это должно учитываться при направлении больных на обследование в психологическую лабораторию (отделение ме-дицинской психологии), которая по пропускной способности не может конкурировать с другими лабораториями больницы, напри-мер биохимической, серологической, где широко используется лабораторная техника, а сам процесс исследования поставлен на поток. В связи с этим при направлении больного в лабораторию лечащий врач должен решить вопрос о наличии показаний для такого исследования и четко сформулировать перед психологом клиническую задачу. Могут возразить, что каждый психически больной настолько своеобразен, что его обследование может представить интерес. В известной мере это так и есть, однако, ру-ководствуясь практическими соображениями, вопрос о необходи-мости направления больного к клиническому психологу следует решать в соответствии с той пользой, которую может принести исследование в данном случае.

В методических рекомендациях Московского НИИ психиат-рии приведена нагрузка психолога, установленная при много-кратном хронометраже. Одно экспериментально-психологическое исследование с помощью необходимого набора методик занимает 3—3,5 ч. В течение рабочего дня психолог, таким образом, может произвести не более 2 таких исследований. Как правило, боль-шинство пациентов обследуют не менее 2 раз. Таким образом, с учетом обязательного


участия в научных конференциях лечебного учреждения, в клини-ческих разборах и в работе экспертных комиссий, психолог за год, по данным Московского НИИ психиатрии, должен исследо-вать не менее 200 больных. Количество обследованных с диагно-стической целью больных уменьшается при участии клинического психолога в реабилитационной работе.

При наличии в лечебно-профилактическом учреждении уже упоминавшихся выше специализированных отделений (кабинетов) необходимо дополнительно предусматривать должности меди-цинских психологов в зависимости от количества коек / обраще-ний, но не менее 1 должности на отделение (кабинет). Психолог специализированного отделения (кабинета) должен быть хорошо знаком со спецификой работы в нем.

В крупных областных и городских психиатрических больни-цах и диспансерах, коечный фонд которых превышает 600 мест или 200 посещений в день, при наличии 3 и более клинических психологов целесообразно создать лабораторию (отделение). Заве-дующим лабораторией назначается более опытный специалист. Соответственно уменьшается его нагрузка по непосредственному обследованию больных.

В штат лаборатории включается лаборант со средним (а более оптимально — со средним специальным — медицинским) образо-ванием, в обязанности которого входит содержание в должном виде используемых в лаборатории методик, приобретение специ-альных бланков и пособий, проведение необходимых подсчетов в протоколах исследований, ведение архива лаборатории. Лаборан-ту может иногда поручаться проведение исследования по отдель-ным наиболее простым методикам, но ни в коем случае лаборант не должен проводить полностью самостоятельно психологическое обследование пациента.

В обязанности заведующего психологической лабораторией входят обеспечение правильной организации рабочего процесса, распределение нагрузки между психологами, внедрение и апро-бация новых методов психологического исследования, оказание консультативной помощи сотрудникам лаборатории в практиче-ской работе, участие в исследованиях наиболее сложных случаев. Заведующий лабораторией отвечает за организацию работы по повышению профессионального уровня сотрудников, оказывает


им помощь при проведении научных исследований. Он же кон-тролирует ведение учета и отчетности в лаборатории.

Клинический психолог должен обладать глубоким знанием во-просов общей и медицинской психологии, а также быть сведущим в клинической психиатрии, не ограничиваясь в этой области зна-ний лишь теоретическими представлениями. Опыт показывает, что успешности контакта психолога с клиницистами способству-ют совместная разработка актуальных научных вопросов, вынесе-ние на научные конференции учреждения докладов на актуальные и для клинического психолога, и для психиатра темы.

Психологическая лаборатория должна находиться в отдельном помещении, изолированном от внешних шумов. В ней должны быть отдельные комнаты-смотровые, в которых психологи прово-дят обследование пациентов, и комната для выполнения различ-ных технических работ, обработки данных исследования, в ней можно расположить и звукозаписывающее устройство для того, чтобы это не настораживало пациента.

Не допускается одновременное проведение исследования дву-мя психологами в одной комнате. Комнаты лаборатории должны отвечать оптимальным гигиеническим условиям, они должны быть хорошо (но не слишком ярко) освещены, снабжены лишь необходимой мебелью и оборудованием, располагать к неприну-жденной беседе. В лаборатории не должно быть ничего лишнего, что бы отвлекало внимание обследуемого либо давало ему повод насторожиться. В лаборатории не должно быть ярких обоев или окраски стен. Желательно, чтобы повторные исследования произ-водились в одном и том же помещении — этим обеспечивается постоянство условий.

В психологической лаборатории должны быть магнитофон, пишущая машинка, необходимые для проведения исследования бланки и пособия, достаточное количество секундомеров, аппара-тура (электрокимограф, тахистоскоп, аппараты для записи скоро-сти реакций и т. п.), а также компьютер с полной периферией для проведения компьютеризированных методов исследования, авто-матизации обработки данных, хранения информации.

Необходимость в пишущей машинке объясняется тем, что за-ключение по исследованию печатается в двух экземплярах: один — для истории болезни (или амбулаторной карты больного), другой — для протокола и хранится вместе с ним.


В лаборатории ведется журнал регистрации. В нем ука-зываются: номер протокола и дата проводимого исследования, фамилия, имя и отчество пациента, диагноз, наличие экспертной задачи, номер истории болезни, первичный или повторный ос-мотр, номер отделения и возраст пациента.

Пациент считается первичным, если в этом году он об-следуется в лаборатории при настоящем поступлении первый раз. Все последующие исследования считаются повторными.

Такая система позволяет наиболее целесообразно вести архив лаборатории и помогает при первой же необходимости найти не-обходимый протокол, например при повторном поступлении больного в больницу, или при обследовании его в связи с измене-нием психического состояния, или же для научной разработки. По записи исследования на магнитофонную ленту составляется пись-менный протокол.

В лаборатории ведется алфавитная тетрадь, куда записываются все больные с указанием номера протокола и даты исследования. Сами протоколы хранятся в папках в хронологическом порядке.

В отчете лаборатории необходимо проанализировать распре-деление пациентов по отделениям и диагнозам применительно к основным нозологическим формам и группам заболеваний. От-дельно в отчете фиксируется количество обследованных с экс-пертной целью по различным видам психиатрической экспертизы.

В годовых отчетах необходимо указывать диапазон приме-нявшихся в лаборатории методик, принятые на вооружение новые методики, производившиеся в лаборатории научные исследования и имевшие место публикации научных работ за год. В отчете лабо-ратории отдельно выделяется реабилитационная работа — пере-чень мероприятий, их участники, количество охваченных боль-ных, эффективность.

Эти формы учета и отчетности одинаковы для всех психологов психоневрологических учреждений, в том числе и не объединен-ных в лаборатории.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.