Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Патопсихология и медицинская психология



Блейхер В. М. Крук И. В.

Боков С.Н.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ И КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

московский

психолого-социальный

институт


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков

Клиническая патопсихология

Руководство для врачей и клинических психологов

Рекомендовано Редакционно-издательским Советом

Российской Академии образования к использованию

в качестве учебно-методического пособия

Москва — Воронеж 2002


УДК 159.9.01Главный редактор

ББК 88.4 Д. И. Фельдштейн

Б68

Заместитель главного редактора

С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

A. А. Асмолов И. В. Дубровина Н. Д. Никандров

B. А. Болотов Л. П. Кезина В. А. Поляков
Г. А. Бордовский М.И. Кондаков В. В. Рубцов
В. П. Борисенков В. Г. Костомаров Э. В. Сайко

А. А. Деркач О. Е. Кутафин В. А. Сластенин

А. И.Донцов Н. Н. Малофеев И.И. Халеева

Рецензенты: профессор, д. п. н., чл.-корр. АПН Украины Л. Ф. Бурлачук,д. м. н. профессор Г. К. Дзюб

Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Б68 Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 512 с. (Серия «Библиотека психолога»).

В руководстве излагаются основные принципы, методы и методологические основы па-топсихологии. Приводятся сведения о наиболее часто применяемых методиках исследова-ния внимания, памяти, сенсомоторики, уровня и особенностей протекания мыслительных процессов, личностных свойств. В разделах, посвященных вопросам патопсихологической семиотики, дается характеристика данных, получаемых при обследовании больных ши-зофренией, маниакально-депрессивным психозом, эпилепсией, олигофренией, старческим слабоумием, пресенильными психозами (деменциями), церебральным атеросклерозом, алкоголизмом, с последствиями черепно-мозговой травмы, пограничными нервно-психическими расстройствами, психическими заболеваниями детского и подросткового возраста. Обсуждаются вопросы валидности патопсихологических методик в нозологиче-ской психиатрической диагностике.

Для врачей: психиатров, невропатологов, наркологов; медицинских (клинических) и специальных психологов, юристов, а также для более широкого круга читателей, интере-сующихся вопросами психиатрии и психологии. Может служить учебным пособием для студентов медицинских вузов, психологических факультетов (отделений) университетов и высших педагогических учебных заведений.

ISBN 5-89502-314-2 (МПСИ)

ISBN 5-89395-375-4 (НПО «МОДЭК»)

© Московский психолого-социальный институт, 2002 © Издательство НПО «МОДЭК» Оформление, 2002


Предисловие

Настоящее руководство является продолжением и развитием ранее изданных авторами книг по проблемам патопсихологии. Все они за сравнительно непродолжительный отрезок времени попали в разряд библиографических редкостей, некоторые даже отсутствуют в крупных библиотеках.

Патопсихология — относительно молодая наука, представлен-ная немногочисленными руководствами и пособиями Б. В. Зей-гарник и С. Я. Рубинштейн, а также вышеперечисленными. По-требность же в них крайне велика. В них нуждаются психиатры, клинические (медицинские) психологи, дефектологи, педагоги, юристы и другие специалисты. Они необходимы студентам-меди-кам, студентам психологических факультетов и отделений уни-верситетов и педагогических вузов. Особенно важное значение приобретают знания в области патопсихологии для специалистов, проводящих экспертную работу — судебно-психиатрическую, судебно-психологическую, военную, трудовую. В то же время в последние годы появились книги, претендующие на роль руко-водств по экспериментальной психологии, в которых совершенно непродуманно и без всякой системы собраны самые разнообраз-ные тесты, иногда даже заимствованные из газет и популярных журналов, часто лишенные какого-либо теоретического обосно-вания, без проверки их валидности и надежности.

Цель настоящего руководства — ознакомить професси-ональных читателей с вопросами методологии патопсихо-логического исследования, основными приемами его проведения и патопсихологической семиотикой, то есть отражением клиниче-ской картины психического заболевания в результатах психологи-ческих исследований. Этому соответствует структура нашего ру-ководства.

1 Блейхер В. М. Экспериментально-психологическое исследование психически больных. — Ташкент, 1971; Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976; Блейхер В. М, Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. — Киев, 1986; Блейхер В. М, Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихоло-гия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.


Авторы не претендуют на абсолютно полное, исчерпы-вающе подробное изложение отдельных методик. В психо-логической литературе инструкции по применению многих из них представлены самостоятельными многостраничными ру-ководствами, например, по методикам Векслера, Рейвена, Люшера, Розенцвейга, СМИЛ (ММРI) и др. Наша задача глав-ным образом состояла в ознакомлении читателя с методиками, способом их использования, критической оценке описанных в руководстве методик, обучении тактике и стратегии проведе-ния психологического исследования. Конечно, очень ценно, когда исследующий знает как можно больше методик, но еще важнее, когда он понимает их значение и возможность полу-чения с


их помощью результатов, необходимых для клинициста, психоте-рапевта, реабилитолога. Патопсихолог должен не только снабдить психиатра имеющими диагностическое значение данными, но и представить психологическую структуру обнаруженных им изме-нений психической деятельности, с которой связано возникнове-ние патопсихологических симптомов.

Мы далеки от тенденции пользоваться лишь одной группой методик — либо типа функциональных проб в понимании Б. В. Зейгарник, либо одних лишь опросников, тестов, проективных методов. Одно должно разумно дополнять другое. Нельзя иссле-дование больного строить лишь на результатах данных, получен-ных с помощью опросников и психодиагностических тестов. Наш опыт работы в клинической патопсихологии показывает, что ос-новное значение следует придавать функциональным пробам, дающим четкую структурную картину нарушений психической деятельности. Эти методики разработаны московской школой па-топсихологов Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, к ученикам и последователям которых относят себя и авторы настоящей книги. Но такое исследование хорошо дополняется и уточняется данны-ми, получаемыми с помощью некоторых опросников, тестов.

Разумеется, мы не можем претендовать на описание всего об-ширного диапазона психологических методик и ограничиваемся описанием известных нам по собственному опыту и представ-ляющейся нам бесспорной литературе.

Авторы будут признательны читателям за отзывы и пожелания, это поможет им в дальнейшей работе.


I. Общая часть

Патопсихология и медицинская психология

Патопсихология является разделом медицинской психологии — науки, возникшей на стыке медицины и психологии.

Медицинская психология относится к междисциплинарной, пограничной области исследований. Она исходит из психологиче-ских теорий и разработанных на их основе психологических ме-тодов, основная роль которых состоит в решении научных и прак-тических проблем, актуальных для медицины.

О значении психологии для медицины, в частности для изуче-ния деятельности головного мозга при различных заболеваниях, писали И. М. Сеченов и И. П. Павлов.

Е. В. Шорохова (1978) подчеркивает, что медицина так же ну-ждается в данных прикладной психологии, равно как и теорию психологии обогащает медицинская практика. Общая теория ме-дицины неразрывно связана с общими психологическими концеп-циями. Медицине и психологии присущи общие методологиче-ские принципы. Присущи им и общие проблемы, выходящие за пределы сугубо медицинской проблематики — это соотношение биологического и социального в деятельности человека, связь между психикой и деятельностью мозга, психосоматические и соматопсихические корреляции, проблемы нормы и патологии, соотношения между сознанием и неосознаваемыми формами пси-хической деятельности.

Б. Д. Карвасарский (1982) в естественном стремлении меди-цинской психологии распространить психологические знания на возможно большее число аспектов медицины и здравоохранения видит признание возрастающей роли психологии для медицины, прогрессивный и перспективный пути развития медицинской психологии.

Таким образом, медицинская психология — прикладная наука, развитие которой определяется следующими целями (М. С. Лебе-динский, В. Н. Мясищев, 1966; М. М. Кабанов, Б. Д. Карвасар-ский, 1978; Б. Д. Карвасарский, 1982): изучение психических фак-торов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лече-ние: изучение влияния тех или


иных болезней на психику; изучение различных проявлений пси-хики в их динамике; изучение нарушений развития психики; изу-чение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; разработка принци-пов и методов психологического исследования в клинике; созда-ние и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Медицинская психология одновременно выступает в роли психологической и медицинской науки (В. М. Банщиков, 1978; В. Милев, К. Мечев, 1981; Б. Д. Карвасарский, 1982). В соответствии с разрешаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинская психология является медицинской наукой, а в соот-ветствии с теоретическими предпосылками и методами исследо-вания она должна быть отнесена к психологии.

Сущность клинической психологии по-разному определяют в различных странах, нередко при этом не имеют единого мнения и психологи, работающие в одной стране.

М. С. Роговин (1969) приводит характеристику клинической психологии, используя классификационную схему американского библиографического журнала "Abstracts", согласно которой объ-ем клинической психологии соответствует содержанию понятия медицинской психологии (разумеется, с учетом господствующих в американской психологии теоретических концепций). Но даже в американской литературе A. Lewicki (1974) отмечает три различ-ные точки зрения на предмет клинической психологии. Первая характеризуется тем, что сводит клиническую психологию к изу-чению психических расстройств, возникающих в связи с тем или иным заболеванием; соответственно второй клиническая психо-логия понимается как идеографическая психологическая дисцип-лина, занимающаяся изучением психических проявлений лично-сти (сюда включаются профессиональные консультации, консуль-тирование студентов колледжей, исследование руководящего пер-сонала предприятий); с третьей точки зрения клиническая психо-логия рассматривается как область прикладной психологии, изу-чающая с помощью измерительных приемов, анализа и наблюде-ния понимаемые в бихевиористском аспекте способности и свой-ства личности и направленная на разработку способов устранения дезадаптированного поведения. Такое понимание клинической психологии было


подвергнуто справедливой критике Ю. Ф. Поляковым (1977), от-метившим при этом и коренное отличие американской психоло-гии от советской, характеризующееся спецификой присущих пер-вой психологических методик, направленных главным образом на констатацию тех или иных психических «способностей» или свойств личности (психометрические тесты, проективные и ан-кетные методики, личностные опросники).

Понятно, что слепое перенесение понятия клинической психо-логии в том виде, как оно было характеризовано выше, в патопси-хологию невозможно. В то же время понятие клинической психо-логии может оказаться целесообразным при правильном к нему методологическом подходе, так как оно способствует известному сужению очень широкого круга задач медицинской психологии. Это обстоятельство было отмечено В. Ивановым (1971, 1976), В. М. Блейхером (1976), В. М. Банщиковым (1978).

Можно думать, что отношение клинической психологии к ме-дицинской такое же, как отношение клиники к медицине вообще.

При таком подходе под клинической психологией можно по-нимать область медицинской психологии, прикладное значение которой определяется потребностями клиники — психиатриче-ской, неврологической, соматической. Эту точку зрения разделяет В. Иванов (1971), рассматривая клиническую психологию как часть медицинской, ставящую перед собой более непосредствен-ные диагностические задачи, и различая такие составные разделы клинической психологии, как патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.

Разделение клинической психологии на пато-, нейро- и сома-топсихологию в значительной мере условно. Их значительно сближает использование в каждой из перечисленных областей методов исследования, разработанных в другой, а также наличие пограничной патологии, являющейся предметом изучения не-скольких наук.

Понятие патопсихологии иногда без оснований иден-тифицируется с понятием психопатологии, хотя они вовсе не то-ждественны, несмотря на их внешнее сходство и единство обра-зующих эти слова корней. Патопсихология, по определению Б. В. Зейгарник (1969), исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой, при этом она дает классификацию психопатологических


явлений в понятиях современной психологии. Психопатология является наукой сугубо медицинской, разделом психиатрии, она оперирует главным образом клиническими понятиями.

Психопатология, то есть общая психиатрия, занимается описа-нием признаков психического заболевания в динамике, в течении болезни. А. В. Снежневский (1970) видел основное отличие пси-хопатологии от психологии в том, что первая оперирует понятия-ми медицинскими (этиология, патогенез, симптом, синдром) и использует общепатологические критерии (возникновение болез-ни, исход болезни). Однако следует заметить, что патопсихология также использует эти клинические критерии, так как без постоян-ного соотнесения с ними она бы утратила свое практическое, при-кладное значение. Данные патопсихологического исследования в обязательном порядке должны соотноситься с психическим стату-сом больного, со стадией течения заболевания, с его динамикой. О. П. Росин (1974) считает, что патопсихология так же, как и пси-хопатология, изучает закономерности и стереотип развития пси-хической болезни, но предметом ее исследования является не за-кономерность смены симптомов и синдромов, а определенное звено в структуре симптомообразования, то есть то, что предше-ствует психопатологическим образованиям в патогенезе болезни. Патопсихология — необходимое звено в общей патологии психи-ческого.

Психопатология так же, как патопсихология, является наукой, изучающей расстройства психики, но пользуются они при этом разными методами. Если патопсихология изучает психические расстройства методами психологии, то психопатология в основ-ном прибегает к методу клинико-описательному. Поводом для ут-верждений о том, что психопатология и патопсихология являются одной и той же наукой, иногда, очевидно, служит то обстоятельст-во, что и патопсихология и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом, нарушениями психической деятельности.

Однако, изучая одни и те же проявления психической патоло-гии, например разорванность мышления или резонерство, патоп-сихологи исследуют их психологическую структуру, а психопато-логи дают клиническое описание этих признаков, прослеживают особенности их возникновения и связь с другими наблюдаемыми в клинике расстройствами мышления.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.