Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности и задачи патопсихологического исследования



Патопсихологический эксперимент существенно отличается от других видов эксперимента, применяемых в медицине, например в физиологии, биохимии, микробиологии. Патопсихологический эксперимент, как и любой другой тип психологического экспери-мента, — это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека в ее патологии (поскольку речь идет о патопсихологии). Для такого эксперимента характерно вызывание психических процессов в строго определенных условиях, учитываемых исследователем, и возможность изменения течения этих процессов по заранее наме-ченному плану.

Б. В. Зейгарник (1969) приравнивала патопсихологический эксперимент к широко используемым в соматической медицине функциональным пробам, с помощью которых врачи обычно оп-ределяют состояние функции того или иного внутреннего органа. Роль специфической «нагрузки» в патопсихологическом экспери-менте принадлежит экспериментальным заданиям, выполнение которых требует актуализации умственных операций, обычно ис-пользуемых человеком в своей жизнедеятельности. Таким обра-зом, психическая деятельность больного исследуется в связи с ситуацией эксперимента.

Наряду с общими чертами, присущими патопсихологическому эксперименту и экспериментально-психологическому исследова-нию психически здоровых, между ними имеются и существенные различия.

Основное различие обусловлено тем, что патопсихолог обсле-дует пациента, страдающего психическим заболеванием. Это зна-чительно сказывается на технике проведения эксперимента, его продолжительности, необходимости учета отношения обследуе-мого к ситуации эксперимента. В ряде случаев экспериментатор в ходе опыта, в связи с выявляющимися при этом особенностями поведения больного, вынужден существенно изменять свою так-тику, вводить другие, не предполагавшиеся раньше методики и т. п.

P. Fraisse (1966) в качестве основного принципа любого психо-логического эксперимента выделяет необходимость проверки су-ществования связи между рядами факторов. При этом фактор, из-меняемый экспериментатором, называется независимой


переменной, фактор, изменяющийся под влиянием независимой переменной, называется зависимой переменной. P. Fraisse соот-ветственно различает два вида психологического эксперимента: спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссы-лаются. Наиболее часто психологи пользуются спровоцированным экспериментом, который, по мнению P. Fraisse, является самым классическим — экспериментатор воздействует на независимую переменную и наблюдает вызванные его вмешательством резуль-таты.

Об эксперименте, на который ссылаются, говорят в тех случа-ях, когда изменение независимой переменной происходит вне ка-кой-либо связи с деятельностью экспериментатора. Типичным примером эксперимента, на который ссылаются, является наблю-дение за проявляющимися нарушениями психической деятельно-сти при повреждении мозга или психических заболеваниях. Свое-образие этих случаев заключается в том, что в отличие от обычного, спровоцированного, эксперимента, при них экспериментатор по-лучает возможность наблюдать серьезные и нередко необратимые изменения независимой переменной.

Патопсихологический эксперимент в большинстве случаев — это одновременно спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.

Наличие в психологическом эксперименте элементов спрово-цированного эксперимента и эксперимента, на который ссылают-ся, объясняет сложную взаимосвязь множества факторов, которые должен учитывать патопсихолог при обобщении материалов ис-следования. С. Я. Рубинштейн (1965) видела три способа видоиз-менения условий, влияющих на психическое состояние обследуе-мого и уменьшающих либо увеличивающих присущие больному психологические изменения. Первый способ заключается в изме-нении ситуации, в которую на время опыта помещается больной. Второй наиболее часто применяемый способ заключается в спе-циальном варьировании деятельности больного. Третий способ отличается от предыдущих тем, что изменение состояния психи-ческих процессов у больного достигается введением определен-ных фармакологических препаратов.

Это разделение способов воздействия на психическую дея-тельность больного в патопсихологическом эксперименте необ-ходимо учитывать для соблюдения «чистоты»


преследующего определенные цели опыта. В то же время в обыч-но проводимых патопсихологических исследованиях могут на-блюдаться элементы перечисленных трех способов воздействия на независимую переменную. Так, можно исследовать состояние внимания у больного в абсолютной тишине либо в обстановке специально воспроизводимых шумов. Сопоставление результатов снабдит исследующего более полной и разносторонней характе-ристикой функции внимания обследуемого. Исследование памяти по методу заучивания десяти слов можно сочетать с введением стимулирующих и тормозящих деятельность коры большого моз-га препаратов (брома, кофеина).

Патопсихолог должен, насколько это возможно, представлять отношение обследуемого к ситуации исследования, цели и моти-вы его деятельности в процессе выполнения экспериментальных заданий и постоянно сопоставлять с ними получаемые при иссле-довании результаты. При этом патопсихолог не должен забывать, что в зависимости от цели исследования мотивы, которыми руко-водствуются исследующий и исследуемый, далеко не всегда сов-падают, особенно при экспертной направленности исследования.

В психиатрической клинике патопсихологическое ис-следование имеет следующие задачи.

1. Получение данных для диагностики. Данные эти носят вспо-могательный характер, и их ценность обнаруживается при сопос-тавлении с результатами клинического наблюдения и в ряде слу-чаев с результатами других лабораторных исследований (напри-мер, электроэнцефалографии).

Понятно, что патопсихолог не может ставить перед собой за-дачу нозологической диагностики в каждом отдельном случае в связи с получаемыми им данными психологического исследова-ния. Нозологический диагноз — это задача клинициста-психиатра, который для решения ее как раз и должен правильно оценивать результаты патопсихологического исследования. В то же время патопсихолог должен помнить о том, что конечная цель комплексного обследования, в котором он принимает участие, — это постановка диагноза и обнаруженные им особенности психи-ческой деятельности больного именно в этом отношении пред-ставляют особый интерес (если, конечно, исследование


с самого начала не преследует другие цели, о которых речь идет дальше).

Нередко патопсихологическое исследование способствует раннему выявлению симптомов психического заболевания и уста-навливает их своеобразие. Так, при клинической картине заболе-вания внешне иногда оформляющейся по неврозоподобному типу, патопсихолог при специальном исследовании находит характер-ные для шизофрении расстройства мышления и эмоциональности. Этим облегчается ранняя диагностика атипично дебютирующего шизофренического процесса, и появляется возможность своевре-менного начала активной терапии. Или же при начальных призна-ках мозгового органического заболевания патопсихолог иногда обнаруживает изменения психических процессов, позволяющие рано дифференцировать сосудистую, опухолевую или атрофиче-скую природу заболевания. Нередко потребность в уточнении структуры психического дефекта представляется весьма сущест-венной и при большой давности болезни, когда врачу мало из-вестна симптоматика, которой манифестировал психоз. Так, пси-хиатры сталкиваются с психопатоподобными состояниями, при которых оказывается трудной дифференциальная диагностика между психопатией и психопатоподобными изменениями лично-сти после шизофрении или нейроинфекции. В этих случаях обна-ружение при исследовании личностных изменений и патологии мышления по шизофреническому типу или же изменений памяти, явлений повышенной истощаемости, нарушений подвижности психических процессов, присущих органическим поражениям го-ловного мозга, значительно облегчает решение клинико-диагностической задачи.

2. Исследование динамики психических нарушений в связи с про-водимой терапией. Многократно проводимые в процессе лечения патопсихологические исследования могут быть объективным по-казателем влияния терапии на течение болезни, свидетельствуют об эффективности проводимого лечения, а также характеризуют особенности наступления ремиссий и структуры формирующего-ся при этом психического дефекта, если речь идет о процессуаль-ном заболевании. Другими словами, при этом изучаются особен-ности воздействия лечебного средства на психоз. Здесь можно выделить два фактора, важных для дальнейшей


врачебной тактики: первый — роль структуры психического де-фекта в построении последующих реабилитационных мероприя-тий, второй — известное прогностическое значение определяемо-го при исследовании состояния психической деятельности боль-ного в связи с лечением.

3. Участие в экспертной работе. Психологические исследо-вания имеют важное значение в проведении судебно-психиатрической экспертизы. Психолог при этом не только пред-ставляет данные, облегчающие решение диагностических вопро-сов, но и объективно устанавливает степень выраженности пси-хического дефекта. В судебно-психиатрической практике важно не только установить наличие ослабоумливающего процесса, но и определить степень выраженности слабоумия. Именно выражен-ностью слабоумия в ряде случаев определяется выносимое экс-пертное суждение. Например, мало диагностировать эпилепсию; следует, если правонарушение совершено не во время припадка или эквивалента, обязательно установить выраженность психиче-ского дефекта, глубины эпилептического слабоумия. То же самое относится и к олигофрении — экспертное заключение не ограни-чивается, например, констатацией дебильности, но уточняет и степень ее выраженности.

При проведении судебной экспертизы роль психолога не огра-ничивается вопросами нозологической диагностики и определе-ния степени выраженности психического дефекта. В последнее время психологи все чаще участвуют в проведении однородных и комплексных судебных психолого-психиатрических (КСППЭ) экспертиз. Судебные психиатры отвечают на вопрос о наличии психического заболевания у испытуемого и о выраженности пси-хического дефекта. Основные задачи психологов полно сформу-лированы М. М. Коченовым (1980). В рамках психолого-психи-атрической экспертизы психиатр дает синдромально-нозологическую характеристику имеющейся патологии, психолог — структурно-динамический анализ личности обследуемого. Это особенно важно в случаях обнаружения нерезко выраженных форм психических отклонений.

Особенно возрастает роль психолога при отсутствии у обсле-дуемого психического заболевания. Понимание характера совер-шенного преступления невозможно в этих случаях без исследова-ния структуры мотивов и потребностей,


присущей испытуемому системы отношений, установок, ценност-ных ориентации, без раскрытия внутренней психологической структуры личности. Психологическая экспертиза производится не только для оценки личностных свойств обвиняемого, но неред-ко объектами ее становятся потерпевшие и свидетели, так как по-лучаемые психологом данные способствуют адекватной оценке их показаний, помогают судить об их достоверности.

Психологическая экспертиза особенно часто производится по делам, в которых фигурируют несовершеннолетние. При этом оп-ределяются уровень их познавательной деятельности и характер присущих им индивидуально-личностных особенностей. Лишь при такой суммарной оценке можно судить о способности обсле-дуемого сознавать противоправность своих действий и руково-дить ими.

В рамках психолого-психиатрической экспертизы часто реша-ется вопрос о наличии у обвиняемого какого-либо патологическо-го аффективного состояния, а также других состояний, повлияв-ших на него в момент совершения преступления (переутомление, страх, горе).

Важное значение имеют установление возможности возникно-вения в определенной ситуации таких состояний, как растерян-ность, потеря ориентировки, и экспертная оценка их влияния на качество выполнения обследуемым его профессиональной дея-тельности.

При проведении посмертной экспертизы в тех случаях, когда психиатры не находят оснований для диагностики психического заболевания, психологи, анализируя особенности личности по-гибшего, помогают уяснить мотивы, которыми он руководствовал-ся при совершении тех или иных поступков, в том числе и мотивы совершения суицида.

Исключительно важна роль психологического исследования при решении вопросов военной экспертизы - речь идет о диаг-ностике нерезко выраженных форм умственной отсталости. стер-тых проявлений шизофрении (особенно ее простой формы), пси-хопатий, неврозов, резидуально-органических поражений голов-ного мозга.

В медико-социальной (трудовой) экспертизе клинический психолог не только обнаруживает признаки заболевания, но и по-казывает, как далеко оно зашло, насколько снижена трудоспособ-ность обследуемого, имеются ли сохранные элементы в его пси-хике, которые могли бы быть использованы для стимулирования


механизмов компенсации психического дефекта.

В детской психиатрии психологические исследования необхо-димы для решения вопроса о том, где следует учиться ребенку — в массовой или специальной школе. Этот вопрос должен безоши-бочно решаться специальными психолого-медико-педагогиче-скими комиссиями. Так, помещение ребенка с дебильностью в массовую школу не только отрицательно сказывается на построе-нии педагогического процесса, но нередко приводит и к невроти-ческим реакциям неправильно направленного на учебу ребенка, видящего свою несостоятельность при сравнении со здоровыми детьми. Еще больше травмирует психику ребенка ситуация, когда, ошибочно расценив явления педагогический запущенности, ко-миссия направляет его на учебу в коррекционную школу, хотя в действительности у него не наблюдается умственного недоразви-тия.

4. Участие в реабилитационной работе.1 Современная психи-атрия особое значение придает работе по реабилитации и ресо-циализации больных. Психиатр не ограничивается проведением активной терапии и назначением больному шизофренией под-держивающих доз лекарственных средств, но должен позаботить-ся и о восстановлении больным его положения в обществе — в се-мье, на производстве.

От правильно построенных реабилитационных мероприятий зависит профилактика инвалидизации. Это относится не только к шизофрении или органическим процессам. Практика показывает, как часто отсутствие реабилитационной работы с больными нев-розами приводит их к тяжелейшей патологии развития личности, лишающей этих больных трудоспособности и значительно хуже поддающейся лечению.

Реабилитационная работа должна учитывать не только изме-нения, привнесенные в психику заболеванием, но и оставшиеся сохранными элементы эмоционально-личностной жизни и интел-лектуальной деятельности. Реабилитационная работа может быть эффективной лишь при индивидуализированном подходе к боль-ному. В связи с этим

1 Реабилитационный аспект деятельности клинического психолога исчерпы-вающе представлен в монографиях: Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. — 2-е изд. — Л.: Медицина, 1985; Клинические и организационные основы реабилитации психически больных/ Под ред. М. М. Кабанова, К. Вай-зе. М.— : Медицина, 1980.


приобретает большое значение клинико-психологическое иссле-дование. При этом изучаются не только особенности мышления больного или степень сохранности его памяти. Исключительно важно дать характеристику личностных свойств больного. Лич-ность больного изучается как в медико-психологическом, так и в социальном аспектах. При этом большую роль играют данные о психологической совместимости больного с окружающими, не-редко определяющие его правильное трудоустройство.

Психолог должен изучить «социальный климат», окружающий больного после выписки домой, в лечебных группах, на производ-стве. В соответствии с полученными данными строится психо-коррекционная и психотерапевтическая работа.

Реабилитационная работа не должна ограничиваться фор-мальным составлением рекомендаций применительно к характеру и давности заболевания. Она всегда должна быть индивидуализи-рованной и проводиться в постоянном контакте с врачами-психиатрами.

Реабилитационная работа психолога может быть результатив-ной лишь при достаточной насыщенности лечебного учреждения кадрами психологов, так как она трудоемка и должна проводиться систематически, а не в промежутках между двумя психологиче-скими исследованиями. Реабилитационная работа не должна про-водиться в ущерб диагностической и экспертной работе клиниче-ского психолога.

5. Исследование недостаточно изученных психических за-болеваний. Патопсихологические исследования проводятся с на-учной целью для анализа еще недостаточно изученных психопа-тологических проявлений тех или иных психических заболеваний. При такой постановке задачи, как правило, проводится исследо-вание больших групп больных, подбираемых по наличию у них изучаемых психопатологических симптомов. Здесь особую роль приобретает статистическая достоверность получаемых данных. В этом состоит одно из отличий такого рода исследований от ис-следований, преследующих цели дифференциальной диагностики и экспертизы, где речь идет об обследовании отдельных больных и достоверность результатов достигается другими способами, на-пример употреблением сходных по направленности эксперимен-тальных методик.


Если при исследовании, направленном на решение вопросов клинико-практического характера, патопсихолог стремится полу-чить общую и сугубо индивидуальную характеристику протекания психических процессов у конкретного больного, то при направ-ленности исследования на решение теоретических вопросов пси-холог выделяет и ставит в центр своего внимания какой-либо один процесс, изучаемый им в специально созданных условиях.

При научно-исследовательской направленности па-топсихологического эксперимента особенно важное значение приобретает соблюдение динамического принципа, то есть учета динамики психопатологических симптомообразований в связи с течением болезни (В. М. Блейхер, 1976). Изучение психологиче-ской структуры того или иного психопатологического синдрома оказывается более успешным при учете стадии заболевания и со-поставлении патопсихологических данных, соответствующих различным стадиям болезни, например в дебюте ее, в стадии мак-симальной выраженности клинических проявлений и при нарас-тании психического дефекта.

6. Участие в психотерапии. Здесь, как и в проведении реаби-литационных мероприятий, психолог должен работать под руко-водством врача-психиатра, психотерапевта и выполнять постав-ленные им задачи как психодиагностического, так и социально-психологического характера. Естественно, что такая деятельность требует обучения психологов психотерапии. М. И. Буянов, А. И. Захаров (1983) даже ставят вопрос о профилизации студентов-психологов по психодиагностике и клинической психологии, по-нимая под последней клинически ориентированную социально-психологическую работу

Применительно к психотерапии можно выделить спе-цифические задачи патопсихологического исследования.

Это, во-первых, участие патопсихолога в диагностике психи-ческого заболевания, так как от решения этих вопросов зависит объем показаний к психотерапии и выбор ее наиболее адекватных форм и места проведения (в стационаре или амбулаторно).

Во-вторых, патопсихологическое исследование способствует обнаружению таких личностных свойств больного, на которые в последующей психотерапевтической работе следует обратить особое внимание.


С этой целью используются психологические личностные ме-тодики достаточно широкого диапазона, основанные как на харак-теристике личности в процессе деятельности, так и на самооценке, а также проективные. Сочетание психологических методик, ха-рактеризующихся различным подходом, позволяет получить наи-более полное представление о личности больного.

При этом должны учитываться не только измененные болез-нью личностные свойства, но и сохранные компоненты личност-ной деятельности, на которую в первую очередь должна быть на-правлена психотерапевтическая работа.

Далее, психологический эксперимент способствует на-лаживанию продуктивного контакта с больными, так как дает психотерапевту представление об его интеллектуальном уровне и интересах. Исследование особенностей протекания процессов обобщения и отвлечения позволяет в эксперименте определить их уровень, а также такие важные для психотерапевта свойства ин-теллекта больного, как широта, глубина, самостоятельность, жи-вость, гибкость. В патологии этим свойствам интеллекта противо-стоят узость кругозора, поверхностность суждений, чрезмерная конформность, торпидность мышления.

Характеристика интеллектуальной деятельности во многом определяет систему построения психотерапевтических мероприя-тий.

Исследования В. А. Ташлыкова (1976, 1978, 1979, 1984) пока-зали важное значение для эффективности психотерапии изучения таких характеристик больного и врача, которые отражают особен-ности их персональных взаимоотношений, степень их психологи-ческой совместимости. Знание врачом этих факторов позволяет ему уже в начале лечения в известной мере точно прогнозировать особенности эмоционального реагирования больного на ситуа-цию и характер психотерапевтического воздействия, добиться продуктивного лечебного контакта, гибко строить психо-терапевтическую тактику на различных этапах лечебного процес-са.

Психологический эксперимент может играть определенную роль в выборе методик психотерапии. Тут могут оказаться полез-ными установленные при исследовании особенности личности и уровень интеллектуальной деятельности больного, характеристи-ка таких его свойств, как конформность,


внушаемость (при этом следует различать собственно внушае-мость и прочность ретенции внушения). Внушаемость не является признаком, константным для данной личности. Она меняется в различные периоды у одного и того же человека и зависит от его возраста, особенностей жизненной ситуации, оказывается неоди-наковой в общении с разными людьми, то есть зависит от кон-формности по отношению к определенным людям или категории людей. Внушаемость (что особенно важно) оказывается различ-ной на разных этапах течения болезни — в ряде случаев она уменьшается при хроническом течении неврозов и аффективно-личностных реакций на соматическую болезнь в связи с безус-пешным прежде лечением.

Это обстоятельство подчеркивает значение ранних сроков проведения психотерапии, что послужило основанием выдвиже-ния принципа «неотложной психотерапии» (Л. И. Завилянская, 1966) или «скорой психотерапевтической помощи» (М. С. Лебе-динский, 1971).

В ряде случаев патопсихологический эксперимент вводится в структуру психотерапевтического процесса и используется для объ-ективного подтверждения выдвигаемых психотерапевтом положе-ний. В этих случаях можно говорить о специальной методике пси-хотерапевтически направленного психологического эксперимента (В. М. Блейхер, Л. И. Завилянская, 1966, 1970).

Задача психолога заключается в том, чтобы показать больному известную сохранность у него психических функций, которые пациент считает грубо нарушенными, подчеркнуть наличие ре-сурсов для противостояния болезни и инвалидизации. Психологи-ческое исследование может быть при этом использовано для из-менения самооценки состояния больного и его субъективного прогноза.

Обнаруживаемое в эксперименте улучшение показателей пси-хотерапевт также использует для выработки у больного оптими-стической позиции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.