Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деонтологический аспект деятельности патопсихолога



Успешное проведение патопсихологического исследования во многом зависит от отношений, складывающихся в процессе его между исследующим и больным. Понятно, что не может быть единого шаблона, по которому бы эти отношения строились, имеют значение много факторов — особенности личности больно-го, его психическое состояние, задача исследования и соответст-венно отношение к нему обследуемого, особенности личности патопсихолога, его культура, такт, проявляемое им внимание к обследуемому, попавшему впервые в жизни в необычную для се-бя ситуацию, и т. д. Многообразие этих факторов является причи-ной возможности различных вариантов контакта, устанавливае-мого при патопсихологическом исследовании. Если факторы, обусловленные состоянием больного и его индивидуальными свойствами, не подвержены в достаточной мере нашему влиянию и могут лишь учитываться патопсихологом при выработке такти-ки поведения, то требования к личности психолога могут быть сформулированы достаточно четко.

к к ха-

Так, исследующий должен быть высококультурным человеком, с широким кругом интересов помимо своей профессиональной эрудиции, тактичным, выдержанным, деликатным, терпимым чужому мнению, доброжелательно настроенным по отношению обследуемому. Исследование ни в коей мере не должно носить х рактер экзамена, при котором экзаменатор не скрывает удовольст-вия при виде допущенной экзаменуемым ошибки. Чаще всего в процессе опыта исследующий должен сохранять невозмутимость, бесстрастность. Допускаемые больным ошибки могут ана-лизироваться в беседе с ним, но только в порядке обсуждения мо-тивов, которыми руководствовался в своем суждении обследуе-мый. Принципиально неправильно лишь регистрировать ошибки и не искать обусловившую их причину. Часто во время опыта па-топсихолог убеждается в том, что ошибочное суждение было слу-чайным и не находит подтверждения в материалах дальнейшего проведения исследования. Поспешно ориентируясь на подобного рода ошибочные решения, патопсихолог рискует составить не-верное заключение о течении у обследуемого психических процес-сов. Лишь в тех случаях, когда у обследуемого необходимо


создать впечатление об ошибочности решения, например при ис-следовании «уровня притязаний», допускается акцентуация вни-мания больного на допущенной ошибке, в некоторых случаях да-же провоцируемой.

Иногда исследующий помогает больному выполнить задание наводящими вопросами, подсказыванием, одобрением или не-одобрением отдельных его суждений, показом решения аналогич-ных заданий. При этом представляет интерес эффективность по-мощи исследуемого, возможность коррекции ошибочных реше-ний, допущенных обследуемым.

Сохранение патопсихологом во время обследования невозму-тимости, беспристрастности обязательно. Даже при явно нарочи-том поведении обследуемого не следует внешне проявлять свое неудовольствие, раздражение, так как отрицательными эмоцио-нальными реакциями на поведение обследуемого никогда не уда-ется изменить избранный последним модус поведения в ситуации исследования.

В то же время излишняя беспристрастность исследующего также может отрицательно сказаться на результатах исследова-ния. Уловив в тоне и манерах исследующего проявления безраз-личия, обследуемый также изменяет свое отношение к исследова-нию и показывает значительно худшие результаты, например об-наруживает значительно меньшую результативность памяти в пробе на запоминание 10 слов. Бесстрастность исследующего не-приемлема при патопсихологическом обследовании детей, когда часто приходится создавать игровую ситуацию, чтобы активи-зировать обследуемого.

Исключительно важную роль играет уровень профес-сиональных знаний патопсихолога. Он должен быть хорошо под-готовлен теоретически и практически, глубоко знать основы пси-хологической науки и быть достаточно сведущим в вопросах кли-нической психиатрии. При этом патопсихолог не может ограни-чиваться имеющимся у него к окончанию вуза багажом знаний. Для того чтобы не стать ремесленником в своем деле, патопсихо-лог должен постоянно следить за новой научной литературой по проблемам психологии и психиатрии. В своей деятельности па-топсихолог может использовать лишь достаточно апробиро-ванные и хорошо ему известные патопсихологические методики. Знание как можно большего количества экспериментальных


патопсихологических методик позволяет специалисту овладеть техникой проведения исследований, проявлять при этом извест-ную тактическую гибкость, изменять направленность проведения эксперимента в соответствии с обнаруживаемыми в его ходе дан-ными. Наивысшей проверкой качества работы патопсихолога яв-ляется его умение дать заключение по полученным материалам, обобщить в нем обнаруженные данные. Все это требует не только постоянного повышения профессионального уровня, но и, как считал Л. С. Выготский (1935), рассматривавший диагностику как своеобразное искусство, обучения культуре диагностики.

В работе патопсихологической лаборатории должны быть предусмотрены контроль за работой психологов и организация постоянной консультативной помощи им. В этом заключается од-но из основных преимуществ централизованной организации па-топсихологической службы по сравнению с работой закреплен-ных за отделениями и изолированных друг от друга патопсихоло-гов.

К деятельности патопсихологов полностью применимы деон-тологические требования, предъявляемые обычно к психиатрам. Одно из них — исключительно важное, заключается в сохранении профессиональной тайны. Свои результаты и диагностические соображения патопсихолог сообщает только психиатру, напра-вившему больного на исследование. Патопсихолог не может де-литься своими предположениями относительно диагноза, лечения и прогноза с родственниками больного.

Патопсихолог не должен забывать и об ответственности, кото-рую накладывает на него профессия, так как неверное заключение может способствовать нанесению ущерба больному как при не-правильно назначенном лечении, так и в случаях принятия неаде-кватных мер социально-правового порядка.

Патопсихологическое исследование не должно быть ятроген-ным. После проведения исследования у больного не должны воз-никать мысли о своей психической несостоятельности в связи с поведением исследующего. Напротив, патопсихолог всегда должен сохранять в беседе с больным максимальную психотерапевтич-ность, способствовать оптимистическим тенденциям и установ-кам больного в прогнозе течения заболевания и результатов лече-ния.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.