Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера



Все методики, направленные на исследование памяти, харак-теризуются обязательным количественным определением полу-чаемых с их помощью результатов. Благодаря этому полученные в эксперименте данные «измерения» мнестической функции мо-гут быть использованы для характеристики степени психического дефекта, а также для обнаружения динамики состояния как под влиянием текущего патологического процесса, так и в связи с проводимым лечением. Однако все перечисленные выше приемы преследуют цель изучения какой-либо одной из сторон


функции памяти. Получаемые с их помощью результаты трудно сопоставимы. Поэтому для патопсихолога может представить ин-терес так называемая шкала памяти Векслера (Wechsler Memory Test, 1946).

Шкала памяти Векслера состоит из серии методик. Получае-мые с их помощью результаты суммируются, при этом учитыва-ется специальная поправка на возраст. Исследователь получает возможность оценить память по данным эксперимента не только с помощью суммарных показателей, но и по разбросу, по отклоне-нию результатов выполнения отдельных заданий от каких-то средних величин. При всей дискуссионности применения психо-метрических методов в патопсихологии следует отметить, что шкала памяти лишена одного из серьезных недостатков, прису-щих многим психометрическим тестам для исследования интел-лекта: в ней исследователь имеет дело со сравнительно однород-ным в информативном отношении материалом. Учитывая относи-тельное значение суммарных показателей, получаемых с помощью шкалы памяти, можно думать, что накопление результатов иссле-дований клинически четко очерченных групп психически боль-ных с различной степенью мнестического снижения снабдит пси-холога средними ориентировочными показателями.


Шкала памяти Векслера состоит из 7 методик — субтестов. Исследование по ним проводится в один прием и регистрируется на специальном бланке.

I субтест заключается в проверке знания обследуемым личных
и общественных данных. Каждый правильный ответ оценивается
в один балл. Максимально в этом субтесте обследуемый может
набрать 6 баллов.

II субтест — определение ориентировки. Проверяется знание
обследуемым текущего года, месяца, дня, где он в настоящее вре-
мя находится, в каком городе. Оценка ответов та же, что и в пре-
дыдущем субтесте. Максимальный результат — 5 баллов.

III субтест — психический контроль состоит из трех заданий.
Первое — отсчитывание от 20 в обратном порядке. Второе — по-
вторить по памяти алфавит от А до Я. Третье задание — называние
чисел от 1 до 40 через 3 единицы. В этом субтесте исследующий не
должен оказывать обследуемому помощи.

Если задание по отсчитыванию от 20 выполнено без ошибок и за время до 30 с, результат оценивается в 2 балла, при наличии од-ной ошибки, но за то же время — в 1 балл. При правильном вы-полнении задания быстрее чем за 10 с результат оценивается в 3 балла.

При воспроизведении алфавита без ошибок за время от 10 до 30 с — 2 балла, если допущена одна ошибка, но время на выполне-ние задания не превышено, — 1 балл. Безошибочное выполнение задания менее чем за 10 с — 3 балла.

Счет до 40 без ошибок за 20 — 45 с оценивается в 2 балла. При одной ошибке и при своевременном выполнении задания за время до 20 с к оценке прибавляется дополнительный балл.

Максимальная оценка результатов в III субтесте — 9 баллов.

IVсубтест направлен на проверку логической памяти и сводит-ся к запоминанию двух рассказов. В каждом рассказе можно вы-делить 23 смысловые единицы. Пересказ тщательно записывается. Отмечается количество репродуцированных обследуемым смы-словых единиц по каждому рассказу, затем подсчитывается сред-нее арифметическое. Максимальная оценка в IV субтесте — 23 балла.


V субтест — воспроизведение цифр в прямом и обратном по-
рядке — аналогичен одному из субтестов метода Векслера для
исследования интеллекта. Обследуемому зачитывают ряд цифр. В
каждом последующем ряду на одну цифру больше, чем в преды-
дущем. В первом ряду содержится 4 цифры, расположенные в
случайном порядке, в последнем — 8 цифр. Исследующий отме-
чает последний ряд, который обследуемому удалось воспроизве-
сти. Затем дается инструкция воспроизводить ряды цифр в обрат-
ном порядке. Предполагая наличие у обследуемого интеллек-
туального снижения, инструкцию можно подкрепить примером.
Во второй серии опыта количество цифр в ряду нарастает от 3 к 7.
И здесь аналогично регистрируются результаты.

Оценка по субтесту производится сложением результатов, по-лученных в обеих сериях. Максимальная оценка в этом субтесте 15 баллов. Если обследуемый не в состоянии воспроизвести в об-ратном порядке ряд из 3 цифр, ему предлагают повторить таким способом 2 цифры и результат оценивают в 2 балла.

VI субтест — визуальная репродукция. Обследуемому
предлагают посмотреть на четыре геометрических рисунка
(рис. 3). Экспозиция — 10 с. Затем он должен воспроизвести их
на бланке опыта.

Оценка производится следующим образом.

В фигуре А — наличие двух перекрещенных линий с флажка-ми, независимо от их направленности — 1 балл: правильно по-ставленные по отношению друг к другу флажки — 1 балл; точ-ность, равные линии, поставленные под правильным углом, — 1 балл. Максимум — 3 балла.

В фигуре Б — большой квадрат с двумя диаметрами — 1 балл; четыре малых квадрата в большом квадрате — 1 балл; два диа-метра со всеми мелкими квадратами — 1 балл; 16 точек в малых квадратах — 1 балл; точность в пропорциях — 1 балл. Максимум — 5 баллов. При наличии лишних линий результат оценивается 3 баллами.

В фигуре В1 — маленький прямоугольник в большом — 1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соединены с верши-нами наружного — 1 балл; маленький прямоугольник точно раз-мещен в большом — 1 балл. Максимум — 3 балла.


В фигуре В2 — открытый прямоугольник с правильным узлом на каждом краю — 1 балл; правильно воспроизведенные центр и правая или левая сторона — 1 балл; правильная фигура за исклю-чением одного узла — 1 балл; правильно воспроизведенная фигу-ра в приблизительно верных пропорциях — 3 балла. Максимум — 3 балла.

Общая максимальная оценка результатов по VI субтесту 14 баллов.

VII субтест — парные ассоциации. Обследуемому за-читывают 10 пар слов, близких или отдаленных в ассоциативном отношении. Первые 6 пар — «легкие ассоциации», вторые 4 пары — «трудные ассоциации». При первом прочтении они расположе-ны вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, за-читывают первые слова каждой пары и проверяют запомнившие-ся ассоциации.

Приводим примеры применяемых для исследования пар ассо-циаций: «легкие» — утро—вечер, серебро—золото; «трудные» — капуста—перо, стакан—петух.

Правильный ответ подкрепляется репликой исследующего «хо-рошо», при неправильном — указывают на ошибку. Пауза между се-риями — 10 с. Как правильный учитывается ответ в течение 5 с. Оценка производится сложением суммы удавшихся обследуемому «легких ассоциаций», разделенной на 2, с суммой удавшихся «труд-ных ассоциаций».

Затем суммируются результаты по всем субтестам, их сумма составляет абсолютный показатель (АП). По специальной таблице производится поправка на возраст. С помощью другой таблицы корригированный показатель приводится в соответствие с показа-телями интеллекта по шкале для исследования интеллекта.

Анализ шкалы памяти показывает, что она состоит из обычно употребляемых для исследования памяти методик: с их помощью определяется состояние кратковременной и долговременной па-мяти, оценивается логически-смысловая и ассоциативная память, характеризуется способность к репродукции зрительных образов. При этом учитывается состояние активного внимания, возможно-сти воспроизведения привычного ряда и его деавтоматизации. Для возможности сравнения результатов выполнения отдельных субтестов была разработана специальная таблица (мнемограмма), позволяющая переводить пересчет показателей по отдельным субтестам в систему вторичных баллов.

Приводим пример вычисления результатов исследования. Об-


следуемый 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП). Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возрастной прибавки). Это корригиро-ванный показатель (КП) обследуемого. С помощью специальной таблицы он преобразовывается в эквивалентный показатель памя-ти (ЭПП) — ПО. Это значит, что память обследуемого соот-ветствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному 110. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его ис-тинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнестической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затрудне-ния исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в начальной стадии заболевания. Здесь воз-растная прибавка и пересчет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Аналогично тому как D. Bromley при изучении интеллек-та стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным воз-растом, а с возрастом «пика» биологического и интеллектуального развития индивидуума (16—25 лет), мы к абсолютному показате-лю памяти прибавляли возрастную прибавку для возраста 16—25 лет. Такой показатель более четко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно при-емлемым для индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.

Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале па-мяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необходим тщательный качест-венный анализ выполнения заданий по отдельным субтестам.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.