Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методики экспериментальной патопсихологии



На вооружении патопсихологов находится множество экспе-риментальных методик, с помощью которых исследуются осо-бенности психических процессов и состояний.


Используемые в патопсихологических исследованиях методи-ки характеризуются направленностью на звенья психических про-цессов. В патопсихологических методиках воссоздаются конкрет-ные ситуации. Разрешение их требует от обследуемого определен-ного вида деятельности, изучение которого и является целью про-водимого исследования. В психологическом эксперименте моде-лируется некая проблемная ситуация, требующая раскрытия, так как отдельные, входящие в эту ситуацию элементы находятся в неадекватных соотношениях (С. Л. Рубинштейн, 1958). Решение экспериментального задания сводится к раскрытию взаимоотно-шений между элементами проблемной ситуации в результате ее анализа и к поискам адекватного способа приведения составных частей ситуации в соответствие.

Разделение патопсихологических методик на качественные и психометрические, то есть служащие для измерения тех или иных психических функций, необоснованно. Дело в том, что методики, направленные на выявление качественных закономерностей пси-хической деятельности больных, доступны в большинстве случаев статистической обработке. Использование же психометрических тестов без качественного анализа получаемого с их помощью ма-териала неправомерно и приводит к ошибочным выводам (см. раздел «Психометрические методы исследования интеллекта»).

Весьма условно и деление экспериментально-психологических методик на словесные (вербальные) и предметные (невербаль-ные). Даже пользуясь невербальной методикой, исследующий, как правило, не ограничивается регистрацией полученных резуль-татов, но путем расспроса старается выяснить у больного мотивы, которыми он руководствовался, выполняя задание, интересуется рассуждениями больного по поводу проделываемой им в процес-се обследования работы. Кроме того, следует учитывать, что в вы-полнении заданий по невербальным методикам неизменно участ-вует система процессов внутренней речи обследуемого.

Разделение методик в соответствии с их направленностью на исследование той или иной психической функции также является условным. Как правило, большинство методик свидетельствуют своими результатами о состоянии нескольких функций. Большин-ство патопсихологических


методик обладают широким диапазоном. Нельзя ограниченно ис-следовать только память, только внимание, только мышление. В связи с этим мы должны оговориться, что произведенная нами в этой книге группировка методик также условна и ее использова-ние продиктовано удобством изложения.

С другой стороны, существуют группы патопсихологических методик, имеющих общую направленность. Так, особенности те-чения ассоциаций обнаруживаются при исследовании методиками классификации, исключения, в ассоциативном эксперименте, пиктограммах.

Один и тот же психический дефект обнаруживается при ис-следовании различных проявлений психической деятельности об-следуемого — так, эмоциональное уплощение может выступить при исследовании столь различными методиками, как проба на запоминание, пиктограммы, с помощью картинок с эмоциональ-ным подтекстом, при определении уровня притязаний. Повышен-ная истощаемость определяется при исследовании таблицами Шульте, Крепелина, в корректурной пробе, при образовании ана-логий и т. д.

Из сказанного вытекают два принципа подбора экспери-ментально-психологических методик. Это, во-первых, сочетание методик, позволяющих более полно и всесторонне исследовать ка-кие-либо проявления психической деятельности. Например, при исследовании памяти употребляются пробы на заучивание искус-ственных звукосочетаний, слов и ассоциативных пар слов, приме-няются методики, позволяющие судить о кратковременной и дол-говременной памяти, о непосредственном и опосредованном запо-минании и т. д. Во-вторых, сочетание близких по направленности методик позволяет судить о достоверности и надежности получен-ных результатов. Данные, получаемые в клинико-психологическом эксперименте с помощью одной методики, всегда желательно под-твердить результатами, полученными с помощью других методик.

При выборе для исследования той или иной методики следует помнить, что направленность ее может измениться даже при незна-чительном на первый взгляд видоизменении инструкции. Так, Т. И. Тепеницына (1967), изучая психологическую структуру резонерства, установила, что количество резонерских суждений, выявляемых в эксперименте, увеличивается при изменении направленности ин-струкции, при


которой актуализируется, усиливается личностно-оценочная пози-ция больного. При выяснении понимания смысла пословиц и по-говорок наряду с обычной инструкцией («Как вы понимаете смысл пословицы?») автор задавала вопрос и в несколько иной форме («Как вы относитесь к пословице?»). Часто одного этого изменения инструкции было достаточно, чтобы спровоцировать резонерство.

Из значительного количества патопсихологических эк-спериментальных методик в каждом случае исследующий пользу-ется ограниченным их числом. Обычно для обследования одного больного достаточно 8—9 методик, выбираемых в соответствии с задачами исследования. Качество патопсихологического исследо-вания в значительной мере зависит от того, какое количество ме-тодик имеется в арсенале исследующего. Владение возможно большим числом приемов экспериментального исследования по-зволяет точнее направить опыт, подобрать наиболее адекватные методики, а также получить при исследовании более достоверные результаты, так как данные, получаемые различными методиками, будут всесторонне характеризовать особенности психической деятельности обследуемого и в ряде случаев подтверждают друг друга.

В выборе методик патопсихологического исследования могут играть существенную роль следующие обстоятельства.

1. Цель исследования — дифференциальная диагностика (в за-висимости от предполагаемых заболеваний), определение глуби-ны психического дефекта, изучение эффективности терапии. Там, где предполагается шизофренический процесс, применяются одни методики исследования, при обследовании больного эпилепсией с целью установления выраженности интеллектуально-мнестических расстройств — другие. Для многократных исследо-ваний в ходе лечения избираются методики, располагающие зна-чительным количеством равных по трудности вариантов заданий.

2. Образование больного и его жизненный опыт, например, не-достаточно грамотному испытуемому не следует давать задания по методике образования сложных аналогий.

3. Иногда существенную роль играют особенности контакта с больным. Так, нередко приходится обследовать больного с нару-шением деятельности слухового или зрительного анализатора. При глухоте максимально используются


задания, рассчитанные на зрительное восприятие. Даже в пробе на запоминание слова испытуемому не зачитываются, а предъявля-ются в письменном виде. При плохом зрении, наоборот, все мето-дики варьируются для слухового восприятия.

В процессе исследования методики обычно применяют по воз-растающей сложности — от более простых к сложным. Исключе-ние составляет обследование испытуемых, от которых ожидают аггравации или симуляции. В этих случаях иногда более трудные задания выполняются нарочито неверно. Эта же особенность ха-рактерна и для состояний псевдодеменции, когда успешно выпол-няются более сложные задания и нелепо — элементарно-простые (А. М. Шуберт, 1957).

Большинство патопсихологических методик отличается про-стотой, для проведения исследования с их помощью необходимо лишь заготовить таблицы, рисунки. Работу патопсихолога облег-чает наличие в лаборатории отпечатанных типографским спосо-бом таблиц, бланков. Патопсихолог должен располагать извест-ным «ассортиментом» методик, подбор которых следует тща-тельно продумывать. Например, нельзя ограничиться таблицами лишь для словесного или только предметного варианта методики исключения, каждый из этих вариантов имеет свои преимущества при определенной постановке опыта, а иногда желательно ис-пользование обоих. Для обследования больного нельзя применять методику, приемами проведения которой исследующий не овла-дел в достаточной мере. Изготовление некоторых таблиц для ис-следования требует «отработки нормы» по ним. Так, нельзя ис-пользовать приготовленные в своей лаборатории таблицы Шуль-те, руководствуясь показателями нормы, почерпнутыми из иссле-дований, проводившихся в других лабораториях, и с помощью таблиц, возможно, отличающихся размером и яркостью цифр, их освещенностью.

Особого внимания требует введение в работу лабораторий ори-гинальных методик или модификаций уже известных. В этих слу-чаях должна быть уточнена не только теоретическая возможность применения данной методики, но и необходимость ее апробации на статистически достоверной группе обследуемых для подтвер-ждения правильности предположения о направленности этой ме-тодики на изучение


тех или иных психических процессов и надежности получаемых с ее помощью результатов.

Эффективность того или иного метода психологического ис-следования определяется с помощью понятий надежности и ва-лидности (обоснованности), введенных в экспериментальную психологию в процессе создания психологических тестов. М. С. Роговин (1981) указывает, что хотя за последние годы нередко вы-сказывались сомнения в методологической строгости этих поня-тий, они тем не менее не утратили своего значения.

Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, по-лучаемых при повторном использовании этого метода при анало-гичных условиях (ретестовая надежность) или же при использо-вании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. В связи с этим очень важно использовать в практической деятельности ме-тодики, надежность которых подтверждена уже накопленным в патопсихологии опытом, или при разработке и внедрении новых методик специально проводить их изучение на предмет надежно-сти.

Валидность — понятие, показывающее, насколько пси-хологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Понятие валидности сложнее, чем понятие надежно-сти; разными исследователями выделяются различные виды ва-лидности. Так, различают валидность по содержанию, по крите-рию, то есть по непосредственной и независимой мере того, что должен предсказать метод (например, для метода, направленного на изучение определенного профессионального свойства, таким критерием может быть эффективность работы обследуемого в по-следующем на производстве), по конструкту, показывающая, на-сколько результаты метода (методики) могут рассматриваться как мера какого-либо теоретического конструкта, свойства, например интеллекта, памяти, тревожности, нейротизма и т. п.

A. A. Anastasi (1982) совершенно справедливо пишет о том, что нельзя говорить о валидности вообще, обобщенно, например, что тест имеет высокую или низкую валидность. При определе-нии валидности всегда должно быть указано конкретное предна-значение метода. Это особенно важно учитывать при проведении патопсихологического


исследования. Так, метод оказывается различно валидным в зави-симости от стоящей перед психологом задачи, например, валид-ность метода Роршаха будет достаточно высокой при обследова-нии группы больных, отобранных по нозологическому критерию, но окажется весьма низкой при необходимости проведения инди-видуально-нозологической диагностики. Методики, направлен-ные на выявление истощаемости психической деятельности, не обладают высокой нозологической валидностью, но последняя может быть весьма существенной, когда перед психологом ставит-ся конкретная задача дифференциальной диагностики между ис-тинной и симптоматической эпилепсией.

В значительной мере валидность тех или иных методик зависит не только от самого диагностируемого заболевания, но и от его стадии, о чем будет идти речь в разделе, посвященном патопсихо-логическим исследованиям при шизофрении.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.