Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Блок 1: диагностика произвольного внимания и пространственного восприятия



Диагностика сформированности произвольного вни­мания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации — «Домик» (автор Н.И. Гуткина).

Детям предлагается нарисовать точно такой же домик, как на образце (Приложение 1, рис. 1).

К 1-му, самому высокому, уровню успешности относятся дети, выполняющие задание практически без ошибок. Приступая к заданию, они сосредоточенны, внешне подтянуты и собранны. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ним.

Ко 2-му уровню успешности относятся дети, допускающие 2-3 ошибки или неточности. При проверке результатов своей ра­боты они замечают ошибки и исправляют их.

Дошкольникам, относящимся к 3-му уровню, свойственно отвлекаться во время выполнения задания, ошибок у них боль­ше. Исправление ошибок возможно при прямом указании на них.

К 4-му, самому низкому, уровню успешности относятся дети, практически не пользующиеся образцом в процессе выполнения задания. У них наблюдается наибольшее количество ошибок в выполнении задания (более 4-х). Предложение проверить резуль­тат работы к активизации самоконтроля не приводит. Данная группа детей в своей работе еще не может ориентироваться на образец, не умеет точно скопировать его, что говорит об особен­ностях развития произвольного внимания и пространственного восприятия.

Ошибочными действиями при копировании образца считают­ся: отсутствие элемента (правая и левая части забора оценива­ются отдельно); замена одного элемента другим; неправильное Изображение элемента; разрывы линий в тех местах, где они Должны быть соединены; выход линий штриховки за контур; Увеличение или уменьшение всего рисунка или отдельных дета­лей более чем в два раза; изменение наклона линий более чем на 30; неправильное пространственное расположение рисунка.

Диагностика умения действовать по правилу, внимания, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики — «Графический диктант». Методи­ка разработана Д.Б. Элькониным, но инструкция и по­рядок ее проведения несколько изменены.

Дети должны перерисовать по образцу на тетрадный лист в клетку графический узор и продолжить его до конца строчки.

При выполнении задания оценивается точность копирования образца и правильность последующего воспроизведения узора.

К 1-му уровню успешности относятся дети, полностью справив­шиеся с заданием и не допустившие ни одной ошибки. Они точ­но копируют образец и продолжают узор до конца строчки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом.

Ко 2-му уровню относятся дошкольники, которые так же ус­пешно выполняют задание, но в их работах присутствуют неко­торые неточности, которые дети сами исправляют, сверяя свой результат с образцом.

К 3-му уровню относятся дети, не допускающие ошибок на 1-м этапе выполнения задания (срисовывание образца узора), но 2-й его этап (продолжение узора), требующий развитых навыков самоконтроля, вызывает у этих детей трудности: они отличают­ся высокой моторной расторможенностью, быстрым истощением внимания, не могут сосредоточиться на целенаправленной деятель­ности.

К 4-му уровню относятся дети, которые изначально не могут скопировать графический узор с визуального образца, что свиде­тельствует о несформированных навыках произвольного внима­ния и слабой пространственной ориентировке.

Исследование процессов восприятия и узнавания, объема кратковременной зрительной памяти — «Узна­вание фигур».

Получая задание внимательно рассмотреть нарисованные фи­гуры дети, относимые к 1-му уровню успешности, концентрируют внимание, тщательно разглядывают все элементы изображенных фигур. Продуктивность дифференци­рования их среди аналогичных достаточ­но высока (6—8 фигур из 9).

Дети, относящиеся ко 2-му уровню, не столь внимательны, поэтому продуктивность их запоминания и узнавания ниже (5 фигур из 9).

К 3-му уровню успешности относятся дети, которые при непро­извольном запоминании идентифицируют 3-4 фигуры из 9. Од­нако установка на запоминание существенно улучшает их резуль­тат (5-7 фигур).

К 4-му уровню относят детей, узнавших менее 3 фигур.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.