Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Блок 2: диагностика развития мыслительных процессов



Выявление степени овладения зрительным анализом исинтезом — объединением элементов в целостный образ (наглядно-действенный уровень мышления) — «Мозаика».

В основу данного субтеста положена методика «Кубики Кооса», однако тестовый материал несколько изменен (вместо куби­ков используются карточки).

Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех ви­дов составить двухцветную картинку по образцу. При выполнении этого задания деятельность детей оценивается по следующим параметрам: отно­шение к заданию, наличие (или отсутствие) периода ориентиров­ки в задании, способ решения, целенаправленность деятельнос­ти, сформированность операций пространственного анализа и син­теза и осуществление самоконтроля.

К 1-му, самому высокому, уровню относятся дети, наиболее успешно справляющиеся с заданием. Они проявляют сосредото­ченность и собранность при прослушивании инструкции. У этих детей наблюдается период ориентировки в задаче. Они вниматель­но рассматривают образец, время от времени переводя взгляд на расположенные хаотично составные элементы. Анализ образца приводит к целенаправленной деятельности без избыточного ма­нипулирования элементами. Каждый этап деятельности заверша­ется сличением с образцом.

Дети, относимые ко 2-му уровню успешности выполнения за­дания, также работают сосредоточенно, не отвлекаясь. У них тоже (хорошо выражен этап ориентировки. Основное отличие детей этой подгруппы от детей 1-го уровня заключается в более низкой сформированности операций пространственного анализа и синтеза. Мысленное расчленение фигуры на 4 блока представляет для них поначалу трудности. Однако после непродолжительного манипулирования карточками дети правильно выполняют это задание.

К 3-му уровню относятся дети с менее выраженным периодом ориентировки на образец, мысленное расчленение вызывает у них затруднения. Они выражают сомнение в возможности самостоятельного выполнения задания. У некоторых детей задание вызыва­ет повышенную двигательную активность, хаотичный перебор со­ставных элементов. При выполнении задания они нередко разру­шают уже правильно составленную часть «мозаики». Столь нераци­ональный способ можно объяснить импульсивностью этих детей, несформированными функциями произвольного внимания, а также недостаточной сформированностью пространственного анализа и синтеза. Однако данная группа детей охотно принимает помощь. После условного деления выполнения задания на составные этапы и внешнего руководства задание выполняется ими успешно.

К 4-му уровню относятся дошкольники, не справляющиеся с заданием и не принимающие помощь.

Выявление уровня развития наглядно-образного мышления и использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве — «Ла­биринт» (автор Л.А. Венгер).

При выполнении задания оценивается использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.

К 1-му уровню успешности выполнения задания относятся дети, проявляющие большую познавательную активность, концентра­цию внимания при рассмотрении плана и продвижении по схе­ме. У них практически не наблюдается ошибочных ходов.

Дети, относимые ко 2-му уровню, отличаются от предыдущей группы только более длительным периодом ориентирования по плану. Они делают небольшое число ошибочных ходов, которые тут же исправляют.

Дошкольники, выполнившие задание на 3-м уровне, также проявляют большую заинтересованность. Однако индивидуальные особенности, трудности в пространственной ориентации и концен­трации внимания не позволяют им столь же успешно выполнить задание.

К 4-му, самому низкому, уровню относят детей, не способных ориентироваться по плану и соотносить свои действия со схемой.

Диагностика способности к обобщению и абстраги­рованию, умению выделять существенные признаки — «Исключение лишнего» — исследование на предметном и на вербальном материале

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

—Что здесь лишнее?

—Почему? Назови отличительный признак.

—Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

Дети, относимые к 1-му уровню, справляются с вербальным вариантом задания и способны сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия.

Ко 2-му уровню относятся дети, правильно выполняющие вер­бальный вариант задания, однако нуждающиеся при этом в сред­ствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Они владеют необхо­димыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточиться, держать задание в памяти необходимый отрезок времени. Предметный вариант методики никаких трудностей у этих детей не вызывает.

Для детей 3-го уровня требуется неоднократное повторение за­дания для поддержания внимания. Им необходимо дополнитель­ное разъяснение, зачастую на наглядном материале. Они с тру­дом припоминают названия некоторых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов.

К 4-му уровню относят детей, полностью не справившихся с заданием.

Выявление уровня развития наглядно-образного мышления, установление тождества в простых рисунках, в сложных рисунках, задачи на простую аналогичную — «Матричные задачи Равена».

Для проведения диагностики нами были отобраны задания А4, А10, Вд и В10

Дети, относимые к 1-му уровню успешности, решают задачи всех типов (установление тождества в простых рисунках — А4, установление тождества в сложных рисунках — А7, А10, выявле­ние простых аналогий — Вд, В]0). Они самостоятельно анализи­руют простую наглядную ситуацию, выделяют в ней существен­ные признаки и осуществляют их мысленный синтез. При этом отмечаются внимательное выслушивание инструкции, целенаправ­ленная мыслительная деятельность, самоконтроль.

Дошкольники 2-го уровня также справляются со всеми типами задач, однако для успешного выполнения задач третьего типа (вы­явление простых аналогий) им требуется помощь. В дальнейшем они усваивают принцип решения и действуют уже безошибочно.

Детей, выполняющих задание частично, относят к 3-му уров­ню успешности. Наибольшие трудности вызывают у них задания третьего типа на установление простых аналогий. Задания вто­рого типа (установление тождества в сложных рисунках) реша­ются с переменным успехом (в зависимости от степени концен­трации внимания). Ошибки, на которые обращают их внимание, они тут же исправляют. Задания первого типа (установление Тождества в простых рисунках) затруднений не вызывают и вы­полняются самостоятельно и быстро.

К 4-му уровню относят детей, которые справляются только с Первым заданием. Выполняя задания второго и третьего типа, они Просто хаотично перечисляют возможные варианты ответов, из­бегая интеллектуального усилия.

 

Диагностика понимания логических отношений, уме­ния соотносить два суждения для получения вывода — «Аналитические задачи» (составлены Н.В. Бабкиной).

Детям предъявляется 2 сюжетно-логические задачи (одна с прямым утверждением, другая — с обратным) с интересным для них содержанием, например:

Малявина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая с клубнич­ным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Малъ­вина пила чай с клубничным вареньем? (Задача с прямым ут­верждением.)

Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками? (Задача с обрат­ным утверждением.)

При выполнении задания оцениваются отношение к заданию, эффективность запоминания условия, умение соотносить два суж­дения для получения вывода.

Дети, относимые к 1-му уровню успешности, внимательно выслушивают условие задачи, повторяют его про себя и не спе­шат с ответом, отвечают уверенно и правильно.

Дети 2-го уровня успешности решают задачу с помощью пе­дагога, который постоянно фиксирует их внимание на условии задачи, помогает «не соскальзывать» с нужной мысли.

У детей 3-го уровня возникают стойкие затруднения в реше­нии задачи с обратным утверждением. С помощью педагога ана­лиз этих задач проходит успешно. Дети охотно принимают по­мощь и проявляют заинтересованность в нахождении решения.

Дети 4-го уровня не справляются с решением задач данного вида из-за сложностей анализа вербальной информации и несфор­мированных навыков произвольного поведения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.