Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Функциональная асимметрия мозга у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью



 

Исследования функциональной асимметрии полушарий голов­ного мозга позволяют нам лучше понять причины и механизмы, лежащие в основе отклонений в познавательной деятельности детей, страдающих различными формами аномалий развития. Каждое полушарие вносит свой вклад, играет свою собственную роль в реализации высших психических функций. Анализ прак­тически любого психического процесса позволяет выделить ком­поненты, обеспечиваемые структурами, как левого, так и правого полушария. Функциональную специализацию полушарий опре­деляют по способу обработки информации, по когнитивному сти­лю: левое полушарие вербальное, логическое, «рассудочное», обработка информации происходит аналитически, последователь­но; правое полушарие первично невербальное, образное, зритель­ное, сенсорное, ассоциативное, обработка информации происхо­дит глобально (холистически). К функциям правого полушария относятся точная перцепция и память о стимулах, которые не могут быть легко вербализованы или слишком сложны, чтобы их можно было обозначить словами. Тесная взаимосвязь двух полушарий является необходимым условием для обеспечения нормального функционирования мозга, для обеспечения всех видов деятельности.

Электрофизиологический анализ функциональной специализа­ции полушарий и их взаимодействия в процессе разных видов деятельности позволил выявить особенности структурно-функци­ональной организации мозга у детей с нормальным и с задер­жанным развитием, а также у умственно отсталых детей одного календарного возраста (8-9 лет). Проводилось исследование зри­тельных вызванных потенциалов (ВП) — ответов мозга на сиг­налы, предъявляемые зрительному анализатору. Анализировались ВП в проекционных и ассоциативных структурах левого и пра­вого полушарий, возникающие в ответ на предъявление целевых значимых) и нецелевых (незначимых) зрительных структуриро­ванных стимулов. Выделение значимого целевого стимула в ряду предъявленных сигналов характеризует познавательные возмож­ности ребенка, его способность к целенаправленному, адаптивному поведению, умению выделить существенную информацию. Для оценки возрастной нормы чрезвычайно важным показателем является диапазон адаптационных возможностей организма, в основе которых лежат приспособительные свойства физиологиче­ских систем.

Наши исследования показали различный характер реакций структур левого и правого полушарий при выделении значимых стимулов. В норме выявляется преимущественная активация левого полушария при опознании целевых стимулов. В отличие от взрослых испытуемых, у которых лобные отделы коры играют ведущую роль в выделении значимых сигналов, у детей в возрасте 9 лет в анализе и выделении значимой информации иг­рают роль и другие структуры. Анализ стимулов сначала проис­ходит в затылочной и височно-теменно-затылочной областях левого полушария и в интегративно-пусковых областях обоих полушарий. Судя по развитию компонентов ВП, ведущее участие центральной области левого полушария отмечено и на последующих этапах обработки сенсорной информации. Эти данные со­гласуются с представлениями о том, что активный поиск суще­ственных элементов информации, их сличение определяются включением в процесс восприятия интегративных областей. В 8—9 лет дети четко выделяют значимую информацию, что играет важную роль в познавательной деятельности. Избирательность кихических процессов зависит не только от деятельности лобных долей, но и в значительной мере определяется высоким уровнем бодрствования, ведущую роль в котором играют глубин­ные структуры мозга.

У детей с ЗПР выявлены существенные отличия от нормы при разных видах перцептивной деятельности, наблюдается ослабле­ние включения в деятельность ассоциативных структур левого полушария. Выделение значимых сигналов, оценка значимости сигнала, судя по сдвигам амплитудно-временных параметров ВП, осуществляются, в основном, в структурах правого полушария. В левом полушарии характеристики ВП на значимые и незначимые сигналы одинаковы.

Физиологами, нейропсихологами и морфологами получены данные, свидетельствующие о более позднем формировании в онтогенезе функций лобных долей левого полушария. По-види­мому, у детей с ЗПР структурно-функциональное созревание левого полушария, особенно его высших отделов, замедленно по сравнению с нормой.

Одним из нервных механизмов выделения значимых стимулов является подавление (оттормаживание) незначимых стимулов. Исходя из этого представления, можно предположить, что оди­наковая реакция на значимые и незначимые стимулы в структу­рах левого полушария, наблюдаемая у детей с ЗПР, обусловлена недостаточным развитием тормозных механизмов левого полуша­рия. Можно полагать, что отсутствие или ослабление различий ВП при предъявлении двух типов стимулов (значимых и незна­чимых) обусловлено нарушением регуляции включения тормоз­ных механизмов при появлении «ненужного» стимула. Кроме того, нарушение выделения значимых стимулов может быть связано с несформированностью процессов локальной активации, контро­лируемых лобными структурами коры.

В ходе онтогенеза у ребенка существенно изменяется способ­ность к выделению значимости сигнала, В возрасте 6—7 лет раз­вивается возможность оценки информационной значимости стимула, что связано с появлением возможностей оценки более отвлеченных и абстрактных характеристик стимула. У детей с задержанным развитием в 9 лет еще недостаточно, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, сформирована спо­собность к определению значимости предъявляемой информации. Это выявляется как при психологических наблюдениях, так и при анализе вызванной электрической активности мозга на целевые и нецелевые стимулы. Измененное участие ассоциативных струк­тур мозга, особенно левого полушария, в анализе зрительной информации приводит к иной, чем в норме, системной организа­ции процесса восприятия. Это согласуется с результатами психо­логического изучения детей с ЗПР, свидетельствующими о нару­шении у них формирования системных связей при восприятии.

Исследование структурно-функциональной организации мозга в процессе перцептивной деятельности у олигофренов выявило существенные отличия, как от нормы, так и от данных, получен­ных у детей с ЗПР, обусловленные специфическими для данной категории детей нарушениями церебральной организации.

При электрофизиологическом анализе установлено значитель­ное удлинение времени развития ВП, особенно выраженное в задачах на опознание структурированных стимулов. Можно по­лагать, что одним из нейрофизиологических механизмов замед­ленного восприятия зрительных стимулов, отмечаемым при пси­хологическом обследовании умственно отсталых детей, является более длительная, чем в норме, обработка сложной сенсорной информации, особенно в структурах левого полушария.

Зрительные ВП умственно отсталых детей в проекционной, височно-теменно-затылочной и теменной областях левого полушария характеризуются большим сходством амплитудно-временных параметров. Это отражает однотипность, недифференцированность их реагирования на разнородные зрительные стимулы, кой «гештальтный» тип реагирования в норме более характерен для правого полушария. Это согласуется с данными многих исследователей, отмечающих недифференцированность, глобальность зрительного восприятия у олигофренов, затруднения в целении отдельных признаков предметов. Глобальное, кодифицированное реагирование левого полушария многие авторы тали причиной умственной отсталости. Поскольку левое полушарие занято невербальной деятельностью, характерной для правого полушария, оно не может заниматься присущей ему абстрактно-логической деятельностью. Однако, согласно нашим наблюдениям, у олигофренов имеется также и значительная дефицитарность функций правого полушария. Выраженные нарушения интегративной функции мозга у олигофренов выявляются также при анализе функциональной организации мозга в процессе выделения значимой информации. Нарушение отбора значимой информации является одной из причин дефекта познавательной деятельности при олигофрении. Как показывают исследования ВП у детей этой категории, нарушения оценки значимости стимулов наблюдаются в структурах, как левого, так и правого полушария. При умственной отсталости более грубо, чем при ЗПР, выявляется нарушение тормозных функций коры, препятствующее оттормаживанию значимых стимулов. Это обусловлено как общим недоразвитием мозга, в первую очередь — коры больших полушарий, нарушением регуляторных функций мезрдиэнцефальных стволовых структур, так и нарушением регулирующих и контролирующих функций лобных отделов.

Особенности мозговой интеграции сенсорной информации у детей с разным уровнем умственного развития установлены также при анализе взаимодействия левого и правого полушарий в процессе зрительного восприятия. Эксперимент был поставлен таким образом, что позволял одновременно регистрировать ВП не только в том полушарии, куда поступали сигналы, но и в про-мтоложном полушарии, где ВП появлялись вследствие пере­информации по межполушарным связям. Это давало воз-жность анализировать передачу информации из одного полушария в другое, оценивать время передачи информации, характеристик межполушарного взаимодействия.

У нормально развивающихся детей при стимуляции левого полушария в правом, нестимулируемом, полушарии возникают высокоамплитудные ответы (так называемые «непрямые» ВП), по форме схожие с ВП в стимулируемом левом полушарии (с «пря­мыми» ВП). При стимуляции правого полушария в левом полу­шарии также возникают хорошо выраженные ВП, но их ампли­туда значительно меньше, чем у «прямых» ВП в правом полу­шарии. Это обусловлено большим количеством межполушарных связей левого полушария с правым, чем правого с левым. Вслед­ствие этого при стимуляции левого полушария происходит более активное вовлечение структур правого полушария. Это отражает и большую роль левого полушария в мозговой интеграции в про­цессе восприятия. Интеграция полушарий в процессе восприятия обусловливает их взаимную дополнительность, являющуюся необходимым условием для осуществления любого вида деятель­ности.

У детей с ЗПР, судя по характеристикам ВП, активация ле­вого полушария при стимуляции правого полушария значитель­но ослаблена по сравнению с нормой. Это отражает снижение ре­активности левого полушария на информацию, приходящую из правого полушария. Анализ времени межполушарной передачи информации в процессе восприятия указывает на замедление развития ВП в структурах правого полушария при стимуляции левого полушария, что отражает в известной степени замедление передачи информации из левого полушария в правое. По дан­ным психолого-педагогических исследований, у детей с задерж­кой психического развития нет нарушений элементарных сенсор­ных процессов, однако прием и переработка сенсорной информа­ции замедленны.

Абсолютные пороги чувствительности, различительные возмож­ности слуха и зрения у детей с ЗПР такие же, как у нормально развивающихся детей. Отклонения от нормы выявляются при усложнении восприятия, что объясняется, в частности, несформированностью отдельных систем внутри анализаторов.

Недостаточность функций преимущественно левого полушария, выявленная при электрофизиологическом исследовании функци­ональной организации мозга, находит подтверждение в ряде психологических исследований. При сохранности возможностей развития интеллекта у детей с ЗПР наблюдается недостаточная сформированность умственных операций, отставание развития словесно-логического мышления. Высказываются предположения, что трудности школьного обучения детей с минимальной мозговой дисфункцией обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный характер, а дефицитарность функций левого полу­шария создает затруднения в их адекватной переработке.

При умственной отсталости нарушение межполушарного вза­имодействия проявляется в выраженном изменении передачи сенсорной информации из левого полушария в правое. Судя по данным анализа ВП, афферентные сигналы из структур левого полушария поступают в правое более дисперсно, асинхронно вследствие замедления переработки информации в левом полу­шарии или изменений системной организации сенсорной обработ­ки в левом полушарии. Из полушария в полушарие по межполушарным связям передается сложная, переработанная в «сво­ем» полушарии информация, сообщающая другому полушарию о событиях в этом полушарии, подготавливающая его к приему и переработке адресованной непосредственно ему информации. Нарушение такой передачи, несомненно, приводит как к нару­шению деятельности правого полушария, так и к изменению интеграции полушарий мозга в процессе перцептивной деятель­ности. Удлинение времени развития ВП на сложные стимулы, замедление межполушарной передачи информации отражают специфику олигофренического дефекта восприятия. Замедленность зрительного восприятия, требующую большего, чем в норме, времени для узнавания предметов, отмечают и психологи.

Дефицит функций правого полушария у умственно отсталых детей, по данным психологов и педагогов, проявляется в нару­шении целостного характера восприятия и нарушении зритель­но-пространственного восприятия. Наряду с этим, характерной является трудность установления вербальных связей и вербаль­ного опосредования, что отражает нарушение левополушарных функций, выявляемое при электрофизиологическом исследовании.

Нарушение межполушарного взаимодействия при умственной отсталости проявляется и в ограниченности познавательной де­ятельности. Знания, приобретенные в словесной форме, не ока­зывают существенного влияния на развитие умственно отсталого ребенка вследствие того, что чувственное познание и практиче­ская деятельность недостаточно осмысляются и оформляются в слове. Можно полагать, что изменение межполушарного взаимо­действия в процессе обработки сенсорной информации отражает в определенной степени нейрофизиологические механизмы нару­шения мозговой интеграции в процессе деятельности. Учитывая Функциональную специализацию полушарий, а также роль совме­стной деятельности обоих полушарий в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает когнитивную интегра­цию при интеллектуальной деятельности.

Изменения, как механизмов функциональной специализации полушарий, так и межполушарного взаимодействия, лежащего в основе интеграции мозговых функций, обусловливают сложные нарушения познавательной деятельности, наблюдаемые у детей с отклонениями в умственном развитии. Различия в характере отклонений от нормы функционирования системы левого и пра­вого полушарий у детей с задержанным развитием и с умствен­ной отсталостью отражают особенности нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих интегративную деятельность мозга (М.Н. Фишман, 1996).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.