Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития



Трудности в обучении детей могут быть обусловлены не только с социальными факторами и/или педагогической запущенностью, но и определенными изменениями функционального состояния головного мозга вследствие соматической ослабленности или не­грубой церебрально-органической дисфункции, приводящей к замедлению темпа развития.

Психолого-педагогические и электрофизиологические исследо­вания детей с ЗПР позволяют выявить существенные отличия их как от детей с нормальным развитием, так и от детей с легкими формами умственной отсталости.

При визуальном анализе ЭЭГ детей с ЗПР примерно в 50% случаев отмечается наличие негрубых и неспецифических пато­логических изменений электрической активности (ЭА) коры го­ловного мозга и/или стволовых регуляторных структур.

Спектрально-корреляционный анализ ЭЭГ детей с ЗПР в воз­расте 8,5—9,5 лет позволил установить незрелость ряда мозго­вых систем, проявляющуюся в особенностях пространственно-временной организации биопотенциалов преимущественно левого полушария, что характерно для ЭЭГ детей более младшего воз­раста. Однако эти данные не дают ответа на вопрос о специфике функциональной организации мозга у детей, не справляющихся со школьной программой в начальных классах общеобразователь­ной школы.

Структурный подход к анализу ЭЭГ позволил выработать показатели, характеризующие функциональное состояние коры головного мозга и стволовых регуляторных структур, нормально развивающихся детей в возрасте 5—8 лет. Установлены характе­ристики этих показателей у детей со стойкой школьной неуспе­ваемостью в течение первого года обучения, у которых, по дан­ным обследования на городской ПМПК, не диагностировалась задержка психического развития.

У детей этой группы на основании структурного анализа ЭЭГ были установлены признаки значительной незрелости ЭА коры головного мозга: снижение частоты альфа-ритма, его несформированность, полиритмия (т.е. наличие нескольких частот альфа.

По оси X — характеристики альфа-ритма:

1 — регулярный;

2 — дезорганизованный и/или заостренный;

3 — сниженной частоты или полиритмичный.
По оси У — частота встречаемости признака. Отмечалось отсутствие реакции следова­ния ритму световых раздражений на частоте 8—10 Гц или появ­ление реакции следования на частоте 4—6 Гц. Несоответствие воз­расту функционального состояния стволовых регуляторных струк­тур в большинстве случаев сопровождается несоответствием воз­расту уровня развития ЭА коры головного мозга.

Сопоставление данных структурного анализа ЭЭГ и нейропсихологического обследования позволяет сделать вывод о том, что возрастная незрелость или дисфункция таламо-корковых механиз­мов генерации альфа-ритма, отмеченная у детей, испытывающих трудности при обучении в общеобразовательной школе, связана с нарушением нормального развития диэнцефальных отделов ство­ла мозга. Это приводит к диффузной несформированности высших психических функций у детей данной категории, что и является одной из ведущих причин трудностей в обучении.

При сопоставлении характеристик альфа-ритма у детей с ЗПР и детей с трудностями в обучении (неуспевающих общеобразова­тельной школы) не выявлено статистически значимых различий. Однако индивидуальный качественный анализ ЭЭГ детей этих двух групп показывает, что в группе детей с ЗПР чаще встречаются альфа-ритм. Кроме того, почти в половине случаев отмечается выраженная полушарная амплитудно-частотная асимметрия аль­фа-ритма, а также асимметрия реакции следования ритму фото­стимуляции. Однако по реакции следования ритму фотостимуля­ции группа с локальными изменениями ЭА отличалась от груп­пы без локальных изменений ЭА. В группе без локальных изме­нений ЭА преобладает реакция следования на частоту стимуля­ции 4-6 Гц. Для группы с локальными изменениями ЭА харак­терно либо появление реакции следования при РФС на частоту 7—8 Гц, либо отсутствие реакции следования при любой частоте фотостимуляции.

Функциональное состояние регуляторных структур мозгового ствола имеет большое значение для формирования адекватной познавательной активности. К функциям глубинных структур мозга (диэнцефальная область, стволовые структуры, лимбико-ретикулярный комплекс) относятся организация эмоционально-волевой деятельности, процессы памяти, внимания, регуляция процессов сна и бодрствования, генерализованная и локальная активация коры головного мозга при разных видах перцептив­ной и интеллектуальной деятельности, все вегетативные функ­ции. Существует тесная связь глубинных отделов мозга со струк­турами коры головного мозга, в первую очередь — с лобными отделами. Дисфункция или поражение этих структур сопровож­дается нарушениями соответствующих функций, влечет за собой выраженные изменения познавательной деятельности, эмоциональ­но-волевой сферы и поведения.

Для неуспевающих учащихся общеобразовательной школы характерна преимущественно негрубая дисфункция верхнество­ловых структур мозга; у детей с ЗПР без локальных изменений на ЭЭГ преобладает негрубая дисфункция стволовых регулятор­ных структур на мезодиэнцефальном уровне; у детей с ЗПР с наличием на ЭЭГ локальных изменений отмечается выраженная дисфункция диэнцефальных структур.

Установлены статистически достоверные различия в уровне вовлеченности этих структур у двух групп детей с ЗПР. У детей без локальных изменений ЭА коры ЭЭГ характеризуются наличием групп тета-волн в теменных или в центральных и теменных отде­лах обоих полушарий, нарастающих при РФС, что расценивает­ся как отражение дисфункции мезодиэнцефальных отделов стволо­вых регуляторных структур. Для детей с ЗПР, у которых выяв­ляются локальные изменения ЭА коры, характерны либо генера­лизованные билатерально-синхронные группы волн тета - и дель­та-диапазонов, либо ан ральных и лобных областях обоих полушарий. При функциональ­ных нагрузках (ритмическая фотостимуляция, гипервентиляция) эта активность нарастает, сменяясь пароксизмальными разряда­ми. Изменения ЭА свидетельствуют о наличии выраженной дис­функции стволовых регуляторных структур. Следует отметить, что у детей с олигофренией, не имеющих локальных изменений ЭА коры, также отмечается преимущественная заинтересованность мезодиэнцефальных структур. Однако у детей с олигофренией эти изменения выражены значительно грубее.

Значительный интерес представляет факт наличия локальных изменений ЭА у детей с ЗПР, преимущественно в структурах левого полушария. В нейропсихологических исследованиях показано, что при локальных поражениях левого полушария отме­чается соответствие между локализацией поражения и «выпаде­нием» специфических высших психических функций. Преимуще­ственная недостаточность структур левого полушария, в первую очередь — переднеассоциативных отделов коры при ЗПР, отме­чается многими авторами. Причину этого явления, по-видимо­му, следует искать в особенностях участия левополушарных струк­тур в формировании и реализации высших психических функ­ций и интеллекта. В процессе онтогенеза развитие левого полу­шария происходит медленнее, чем правого. Длительное время, вплоть до 7—8 лет, а по данным ряда авторов — и позднее, мно­гие функции левого полушария осуществляются правым. По-ви­димому, локальные поражения левого полушария в период раннего онтогенеза не оказывают грубого влияния на развитие интеллектуальных функций, а обусловливают замедление их развития по сравнению с нормой. Это согласуется как с нейропсихологическими, педагогическими, клиническими, так и с ней­рофизиологическими исследованиями детей с ЗПР церебрально-органического генеза.

Исследования ряда электрофизиологических показателей, ха­рактеризующих перцептивную деятельность, анализ вызванных потенциалов (ВП) и ЭЭГ в процессе направленного внимания и интеллектуальной деятельности детей с ЗПР выявили изменения структурно-функциональной организации левого полушария, отражающие известную степень его незрелости, присущую более раннему этапу онтогенеза. На этом этапе отмечается несформированность левополушарных функций, незрелость лобно-гишто-кампальной системы регуляции уровня внимания, незрелость системы коркового торможения, проявляющаяся в повышенной активности диэнцефальных структур, несформированность коор­динированной работы внутри зрительного анализатора.

Таким образом, локальное поражение коры левого полушария у детей с ЗПР церебрально-органического генеза сочетается с выраженными изменениями функционального состояния регуляторных структур ствола, отражающими их незрелость. Измене­ния ЭА коры, обусловленные незрелостью или дисфункцией регуляторных структур мозгового ствола на диэнцефальном уров­не, проявляются в незрелости высших психических функций, что отражается как на поведенческом, так и на интеллектуальном уровнях (М.Н. Фишман, 1998).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.