Когда ученик начнёт осваивать мастерство целостного общения на уровне сердца, все его сношения и связи окажутся цельнонаправленными, поскольку в этом случае душа и личность придут к взаимному согласию и сотрудничеству в деле общения и коммуникации на пользу всем. Многие ученики испытывают невероятные трудности, когда пытаются выразить то, что им хотелось бы выразить. Ибо, когда люди находятся на разных уровнях общения или вербальной коммуникации, все их слова и речи как бы повисают в пустоте, не достигая сознания собеседника, т.е. при кажущемся понимании слов и фраз они, тем не менее, совершенно не понимают друг друга, не понимают смыслового подтекста посланий собеседника.
Когда два человека настраиваются на разговор о чисто физических вещах, то их взаимное общение и контакт между собой окажутся в высшей степени плодотворными только тогда, когда сознание обоих будет сфокусировано в физическом мире. Это же справедливо и для тех случаев, когда фокус сознания собеседников сосредоточен на эмоциональном мире: поскольку оба настраиваются на разговор о своих чувствах и желаниях и поскольку, в силу подобного настроя, астральные тела обоих оказываются основательно вовлечены в этот план общения, то оба без труда понимают эмоциональные проблемы и потребности друг друга. И этот же принцип остаётся в силе и тогда, когда общение между двумя людьми происходит на ментальном плане.
Здесь результат тоже оказывается плодотворным, поскольку и в этом случае интеллектуальный фокус обоих собеседников сбалансирован в столь равной степени, что это позволяет им общаться на одном субпонятийном языке.
Наибольшие сложности при общении (а такие сложности наблюдаются не только при общении между обычными людьми, но и, в не меньшей степени, при общении между учениками) возникают чаще всего из-за того, что фокус сознания каждого из собеседников находится не в одном, а в разных мирах. Поэтому их слова повисают в пустоте или проносятся мимо собеседника, не доходя до его сознания, т.е., проще говоря, оба разговаривают каждый на своём языке. Поэтому очень важно, чтобы ученик чётко себе представлял, с каким из типов людей он в сию минуту общается. Если это человек с сугубо материалистической направленностью, склонный говорить исключительно о чисто физических ценностях и вещах, значит, ученику следует немедленно перевести своё сознание в физический мир, чтобы смочь общаться с этим человеком "на равных", т.е. на одном уровне. Благодаря такому "подстроечному" манёвру беседа может оказаться весьма полезной, плодотворной и содержательной для обеих сторон.
Если же ученик разговаривает с человеком, склонным к излишней эмоциональности, значит, ему следует перевести общение в план эмоционального мира, благодаря чему диалог пройдёт на волне полного взаимопонимания и даст положительные результаты. Оба собеседника испытают чувство удовлетворения, ибо почувствуют, что общались с человеком, который их понимал. Если же собеседником ученика оказывается человек интеллектуального склада, то ему, разумеется, следует перевести своё сознание в ментальное тело, чтобы и здесь диалог между ними мог происходить на равных.
Многие ученики никак не могут взять в толк, почему их беседа с другими людьми не клеится. А причина проста. Чаще всего это вызвано тем, что одна сторона слишком сфокусирована на ментальном плане, в то время как другая — на астральном, и поскольку оба собеседника находятся каждый в своём мире, то ни один из них не "слышит" другого, ибо слова одного лишены для другого какого-либо смысла и значения. Часто они обрывают и перебивают один другого, поскольку каждый считает, что его мысли и мнения гораздо важнее, чем мысли и мнения другого.
Фактически говоря, они вращаются по двум параллельно бегущим, но совершенно не скрещивающимся между собой орбитам. Именно поэтому они никак не могут прийти к согласию или единому мнению, ибо, по сути, каждый говорит на своём языке. Ясно, что оба, расставшись, будут друг о друге не лучшего мнения: мол, мой собеседник слишком неинтересный, скучный человек, чрезмерно занятый собой и своими мыслями. До тех пор, пока они находятся каждый в своём мире, не может быть и речи о каком-то реальном диалоге или двустороннем общении между ними; в сущности, речь идёт лишь о монологе каждого из индивидов, обращённом в пустоту. Поэтому истинное слышание как таковое полностью здесь отсутствует.
Естественно, что ученик, желающий понять или проникнуться чувствами своего ближнего, а подобное желание отличает каждого истинного ученика, должен прежде всего перевести своё сознание в тот же план, в котором находится сознание его собеседника, если только он действительно хочет, чтобы их беседа была осмысленным, познавательным и полезным для обеих сторон обменом мнений. В дальнейшем, по мере поступательного развития и продвижения по Пути, а также по мере укрепления и стабилизации своего душевного контакта, он сможет выявить и развить в себе более действенные возможности, благодаря которым он всегда будет достигать оптимального коэффициента качества общения.
Когда мастерство ученика в деле интеграции тел личности достигнет относительно высокого уровня, он обнаружит (поскольку его степень подчинения себя душевной власти будет неизменно возрастать) что душа и есть основной центр или фокус его самого, поскольку именно она объемлет собой все уровни сознания его личности. В силу этого каждый ученик обладает потенциальной способностью одновременно обнимать и понимать все возможные уровни и планы выражения, так что, развив её должным образом, он сможет свободно общаться с любым человеком на любом из доступных ему планов сознания.
Это открывает перед учеником достаточно заманчивые и увлекательные перспективы. Предположим, что он, например, обладает достаточно развитым каузальным сознанием и общается с человеком, фокус сознания которого нацелен исключительно на ментальный план. Их беседа, естественно, будет носить явно выраженный ментальный характер, но в ходе её ученик, возможно, вдруг подметит у своего ментального собеседника некоторые зажатые, но то и дело пробивающиеся наружу эмоциональные проблемы, которых тот совершенно не видит и не признаёт, поскольку над ним чересчур довлеет ментальный аспект.
Но ученик, сконцентрированный и находящийся в своём каузальном сознании, напротив, сразу увидит причину ментальных проблем своего собеседника, поскольку его собственное тело эмоций давно сгармонизировано и включено в каузальное целое, хотя, при всём при том, на своём собственном уровне оно по-прежнему остаётся активным и деятельным. Поэтому это тело будет проявлять себя на том же самом плане, к которому принадлежат и проблемы этого человека, так что оно мгновенно их ухватит, воспримет, поймёт и передаст каузальному сознанию ученика, который, используя своё ментальное сознание, порекомендует своему собеседнику метод их устранения на его, собеседника, собственном языке, который есть язык ментального тела.
Чем больше ученик сознаёт, какие грандиозные возможности сулит ему связь со своей собственной душой, что особенно важно при общении с другими людьми, но ещё более важно, когда вопрос касается способности понимать этих других, тем более интенсивно он работает над тем, чтобы удержать и укрепить это душевное сознание, которое открывает перед ним столь исключительные возможности в деле оказания реальной помощи людям. Благодаря этому он становится подлинным служителем мира, который к тому же оказывается и прекрасным терапевтом, искусно пользующимся методом разговорной терапии.
Подобного уровня каузального, или душевного, сознания проще всего можно достичь путём внутреннего сосредоточения и фиксации внимания на точке сознания в сердце — этом светозарном солнце ученика, которое есть ни что иное, как его собственный душевный Свет. Чем чаще он подмечает собственные сердечные вибрации и излучения, чем чаще он видит воздействие собственных сердечных тепла и света на своих ближних, тем больше он сознаёт, что он неотделим от своего душевного сознания, которое одновременно может сноситься со всеми планами и уровнями, но при этом, однако, благодаря своей способности понимания, проникновения и вживания во внутренний мир собеседника, добровольно выбирает тот специфический план общения, который является естественным миром этого человека на нынешнем этапе его развития. Когда ученик овладеет этим бесценным даром внутреннего понимания, он, воистину, достигнет высот небесных.
Тогда сияние Света, излучаемого им, будет беспредельным, а исходящее от него магнетическое излучение позволит ему общаться даже с большими скоплениями народа, ибо говорить он будет на всех языках мира, и все его будут прекрасно понимать, каждый на своём уровне. Отныне он — чрезвычайно полезный и бесценный служитель мира как для Нас, так и для человечества.