Для того, чтобы душа могла доносить до личности и наполнять её своими энергиями, важно, чтобы душевный канал был всегда открыт и навигационно пригоден. Когда же нас одолевают негативные мысли или чувства, то канал очень быстро засоряется и становится практически непригодным. Для того же, чтобы поддерживать контакт с душой в постоянной готовности, необходимо прежде всего, чтобы антакарана всегда была открыта и чиста. В этом случае душевное спокойствие ученика будет воистину абсолютным и нерушимым. Поэтому каждый ученик должен раз и навсегда усвоить, что он и только он несёт полную ответственность за то, в каком состоянии находится его антакарана.
Когда канал блокирован или засорён, то виной этому то, что ученик позволил завладеть собой мыслям или чувствам негативного характера. Полную ответственность за это несёт сам ученик, и только он. Здесь, как говорится, винить некого, кроме самого себя. Именно этот факт большинству учеников очень трудно признать и усвоить, поскольку они из жизни в жизнь, на протяжении очень длительного времени активно использовали любую возможность, чтобы убежать от ответственности. Но если ученик действительно хочет приблизиться к Вратам, всякая попытка бегства от ответственности для него раз и навсегда исключается. Разумеется, он вправе продолжать слагать с себя ответственность, сколько ему заблагорассудится, но в таком случае ему никогда не удастся переступить порог этого столь важного и желанного для него Посвящения.
Лишь в тот момент, когда он поймёт, что эта гора — именно его гора и что ответственность за всё здесь происходящее лежит всецело на нём, лишь тогда он может продолжать свой путь.
Основная трудность, которая его ждёт по достижении подобного понимания, — это признание своей ответственности за каждое мелкое деяние, за каждый незначительный поступок, за каждые чувство и мысль. Что касается чисто внешней ответственности, то в этом отношении всё обстоит благополучно, однако в отношении внутренней ответственности всё ещё остаётся желать много лучшего. Любое отклонение от внутреннего душевного равновесия неизбежно создаёт проблемы, т.е. заторы или препятствия, в канале, напрямую связывающем его с душой, а в качестве такого отклонения всегда выступает любая допущенная им негативная мысль или любое испытанное им негативное чувство, которым он позволил проявиться на уровне тел своей личности, ибо только там возникают все негативные чувства и мысли, засоряющие или блокирующие антакарану.
Если ученик предельно серьёзно подходит к своей внутренней ответственности и сознаёт необходимость её принятия, то период, непосредственно следующий за этим, — это время величайшей бдительности и великого разочарования. Ибо ему вновь и вновь приходится честно признавать, что те мысли и чувства, которые его личность то и дело поставляет сознанию, достаточно неглубоки и опрометчивы. Вначале он будет пытаться всячески избегать этой ответственности, однако с ростом стабилизации и укрепления его способности ответственного подхода к своим мыслям и чувствам он не замедлит обнаружить, что чем быстрей он признаёт свою ответственность, тем быстрей восстанавливается его связь с душой. Уже одно это открытие способно воодушевить его столь мощно, что он очень быстро научится брать на себя эту внутреннюю ответственность.
После этого ему становится понятно, почему раньше он столь упорно и постоянно убегал от ответственности: просто он считал, что это самый лёгкий и удобный выход. И только теперь он окончательно убеждается в том, что чем быстрее он берёт на себя ответственность, тем легче ему самому. Легче и лучше.
Ибо, чем быстрее он берёт на себя ответственность, тем меньше кармические последствия, не говоря уже о том, что контакт с душой при этом остаётся столь действенным и эффективным, каким только он может быть при сохранении непрерывной связи, да и душевный покой в этом случае сохраняется столь же нерушимым и непоколебимым. Ученик удивлён: неужели всё так легко и так просто? Почему же он в таком случае всегда убегал от ответственности?
Здесь ему ещё раз даётся возможность понять, что, если только это так называемое понимание достигается исключительно на уровне личности, оно всегда будет неверным и искажённым, поскольку личность прочно увязла в иллюзиях и миражах, и о подлинном понимании можно говорить лишь в том случае, когда оно достигается на уровне души. Несомненно, всё это он знал уже давно, но для него это была только теория, только абстрактное знание, которое он никогда серьёзно не применял в своей жизни. Теперь же, одновременно с более глубоким осознанием своей внутренней ответственности, является и новое знание — знание, обретённое на основе собственного опыта. Ибо только тогда, когда знание проверено и закреплено на собственном опыте, когда оно неотделимо от него и находится с ним в единой упряжке, оно становится полноценным знанием.
Хотелось бы, чтобы эту простую истину осознали все ученики!
Многие из них до сих пор отгораживаются от внешнего мира, поскольку считают, что это самый простой и самый удобный способ избежания внешних конфликтов. Они сидят взаперти в своих собственных башнях из слоновой кости и рьяно штудируют высокодуховные теории, которые, увы, остаются всего лишь теориями и останутся ими до тех пор, пока не будут применены на практике. Ибо только тогда, когда эти теории претворяются в практический жизненный опыт — причём не единожды, а многократно, — только тогда они могут отлиться в полноценное знание, которое, если его соединить с любовью, способно привести ученика к Вратам Мудрости и повести дальше по пути духовного развития. Избегать конфликтов — безответственно.
Жить духовной жизнью в мире людей и чувствовать себя с ними на равных, причём жить и чувствовать столь полно, насколько это вообще возможно на данном этапе развития, а кроме того, встречать и разрешать возникающие конфликты с такой степенью душевного самообладания и выдержки, на какую только способен
человек, — это и есть ответственность.
Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать жизнь вашу столь полновесной, богатой и насыщенной, насколько это в ваших силах. Жизнь — это тренировочный лагерь. Только здесь ученика со всех сторон обступают искушения и соблазны, только здесь он накапливает весь свой опыт, только здесь он проверяет и опробывает на практике все высокодуховные теории.
Действительно ли он ответственный человек или же он по-прежнему убегает от ответственности? Ответ на это даёт сама жизнь. Именно здесь он держит свой основной выпускной экзамен;
именно здесь проверяется его внутренняя закалка и готовность;
именно здесь он усваивает тот, зачастую приобретённый весьма дорогой ценой урок, который один даёт ему право продолжать свой Путь, поскольку теперь он обрёл новое знание и тем самым вышел на новый, более высокий, уровень понимания. Если ученик претворяет сухую теорию в живую практику жизни, где она становится мудростью, значит, он на верном пути. А если он, помимо этого, старательно учится быть внутренне ответственным человеком, значит, он стоит у самых Врат Посвящения, и отныне его развитие будет совершаться форсированным темпом.