Алле Тер-Акопян — с уважением, благодарностью и любовью.
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
Принимая во внимание неимоверную сложность перевода эзотерических книг, надиктованных Учителем Шамбалы, с одного языка на другой, переводчик заранее просит отнестись снисходительно к тем или иным могущим встретиться в тексте книги терминологическим ошибкам или смысловым неточностям и будет благодарен каждому, кто выскажет свои соображения и внесет предложения по поводу улучшения качества перевода.
Вик Спаров
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вся наша жизнь — это великий и нелегкий путь развития. Когда мы впервые серьезно задумываемся над собственной жизнью — потому что начинаем прозревать свою цель, состоящую в том, чтобы стать существом, руководимым душой и управляющим своей сгармонизированной личностью, — именно тогда мы и вступаем на путь сознательного саморазвития.
К этому моменту мы, как правило, уже вооружены достаточно солидным знанием, наделяющим нас умением положительно реагировать на встречающиеся в жизни трудности. Когда мы понимаем, что всевозможные фазы на нашем жизненном пути — это различные возможности, предоставляемые нам для того, чтобы мы могли учиться и, тем самым, продвигаться все дальше вперед по Пути Эволюции, мы одновременно с этим понимаем также и то, что чем более развита у нас способность самодисциплинирования жизни, тем полезней мы оказываемся для наших Старших Братьев, Учителей Шамбалы, в Их великой самоотверженной работе, имеющей целью содействовать всякому духовному развитию на Земле.
Мое собственное сознательное развитие началось несколько лет назад, но особенно интенсивным оно стало с того времени, когда, вот уж добрый год назад, я встретила моего теперешнего мужа. Все это время мы с ним ежедневно усиленно занимались психотерапией, чрезвычайно трудной, требующей полной самоотдачи и большого напряжения сил, но, вместе с тем, необычайно обогащающей и расширяющей возможности сознания. Замечать, как твоя жизнь все больше и больше наполняется Светом, потому что каждое противодействие ты можешь отныне обращать в позитивный процесс самовоспитания, есть счастье, не подвластное никакому разумному выражению.
Но только тогда, когда человек, при полностью разбуженном сознании, начинает управлять всем ходом своего развития, только тогда он по-настоящему понимает, за какую гигантскую, хотя и удивительную задачу он взялся. Она необычайно трудна, она требует напряжения и отдачи всех сил, но вместе с тем возвышенна, благородна и вдохновляюща. Самым прекрасным для меня было ощущение того, что с каждой маленькой победой, которую я одерживала над собой, я становилась чуточку более полезной для дела Иерархии, и поскольку служение Великому Плану я ставлю превыше всего на свете, то я не могла отказать и ответила согласием, когда Тибетский Учитель Д.К. спросил меня, не хочу ли я потрудиться с Ним — для Эволюции, для Иерархии.
Он хотел написать две книги о саморазвитии, поскольку видел, что многие ученики могли бы гораздо быстрее справиться со своими трудностями, если бы понимали, как наиболее эффективно можно преодолеть различные кризисы на своем пути. Он не скрывал от меня того, что ежедневно принимать от Него диктант будет трудной, изнурительной работой, как не скрывал и того, что для очень многих и многих учеников эти книги явятся поистине неоценимой помощью.
Мне, безусловно, было очень лестно, радостно и приятно внести подобным образом свою маленькую лепту в Великий План, особенно принимая во внимание ту большую и неоценимую помощь, которую я и мой муж получили в процессе нашего собственного развития. Не буду скрывать, что я испытывала некоторые сомнения, буду ли я в состоянии должным образом, верно и точно, передать словами мысли и идеи Д.К., ибо чувствовала себя недостаточно компетентной для этого. Но Учитель пообещал ежедневно проводить со мной дисциплинарный тренинг, чтобы нам обоим было ясно, смогу ли я принимать диктант в точности так, как этого хотел Д.К., или нет.
Наконец, после нескольких месяцев тренировки и обучения началась сама работа над 1-ой и 2-ой книгами "Зеркала ученика". Моя ежедевная работа с Д.К. была трудной, тяжелой, но чрезвычайно вдохновляющей. И я, и мой муж вынесли из нее очень много поучительного и полезного для себя, и поэтому единственное мое пожелание всем, кто прочтет эти книги, чтобы вы восприняли их всем сердцем — как неоценимое подспорье и пособие в помощь самим себе.
Биргит Ломборг Май 1990 г.
НОВОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ
Дорогие братья и сестры на Пути! Снова обращаюсь я к вам со своей благой вестью, ибо со времени моего последнего возвещения вы сделали значительный шаг вперед, и ныне мне представилась новая возможность дать вам несколько полезных советов и указаний, которые, я надеюсь, облегчат вам понимание многих проблем и трудностей, с которыми неизбежно сталкивается каждый ученик.
Да, я вновь с вами, хотя и несколько прежде времени — потому, что в наше время, сейчас идущие по Пути Посвящения испытывают сильное давление со стороны, потому, что большинство из вас растрачивают свои силы впустую, устремляя их на решение неглавных, посторонних проблем, и потому, наконец, что скорейшее понимание стоящих перед вами проблем во многом облегчит вам процесс очищения и гармонизации вашей личности, что устранит заслоны с пути Света души вашей, мешающие ему ныне струиться легко и свободно. Чем скорее многие из вас завершат свой процесс Посвящения, тем скорее сама планета и вся сущая жизнь на ней воспримут великую пользу от этого нового великого состояния расширенного сознания вашего.
Я — и об этом я уже говорил раньше — есть всецело ваш брат по духу и ваш сотоварищ, лишь немного дальше, чем большинство из вас, ушедший вперед по этому Пути. Поэтому, делясь с вами моим опытом, опытом человека, уже имеющего за плечами тот Путь, который большинству из вас еще предстоит пройти, я горячо надеюсь, что он окажет вам большую помощь, и потому советую вам отнестись к нему со всей возможной серьезностью. При таком отношении к моим словам для многих из вас они станут той помощью, тем утешением и стимулом, которые будут содействовать ускорению вашего индивидуального развития, поскольку вы, как никто другой, должны понимать, насколько важно сейчас экономить отпущенное каждому драгоценное время, экономить не столько ради самих себя, сколько ради всего мира.
Возможно кому-то из вас мои слова по поводу и изложению ваших не всегда благих желаний, намерений и поступков, слагаемых из суммы опыта прежних жизней и слежавшегося опыта предков покажутся обидными, возможно у кого-то вызовут раздражение бесконечные повторения одного и того же, повторения, которые несомненно делаются с особой целью, но при этом часто приводят к тому, что у вас возникает чувство отчужденности либо неприятия моих книг. Для вас, как и для всех других, пусть неизменным будет одно — умение прислушиваться к своему внутреннему голосу, голосу вашей души, ибо он — ваш единственный поводырь и наставник, ваш высший закон и авторитет. Не исключено, что мои наставления в данный момент вообще не принесут вам никакой пользы или вы сумеете извлечь из них какую-либо пользу лишь спустя много времени, как не исключено и то, что именно сегодня они явятся для вас той самой помощью, в которой вы так нуждаетесь и которую так ждете.
Я обращаюсь к вам, мои собратья и соученики, с призывом: Будьте всегда послушны голосу сердца вашего! Ни для кого из вас я не хочу быть беспрекословным авторитетом, да и не должен им быть, если только мои слова не пробуждают в вашей душе ответного отклика или чувства. Я всего лишь надеюсь, что многие из вас смогут облегчить себе тот мучительный процесс, через который проходит каждый на своем долгом Пути к Посвящению, когда — прежде чем ваша душа начнет управлять вами — вам необходимо понять, познать и одолеть свою собственную личность.
Прежде чем вы приступите к чтению книги, тем из вас, кто принял это мое наставление в качестве учебника для совершенствования в благородном искусстве саморазвития, я в заключение хочу дать наказ: не теряйте надежды и веры; будьте исполнительны, мужественны и сильны; будьте готовы к беспощадным и обескураживающим саморазоблачениям, какими бы мучительными они для вас ни были;
будьте всегда исполнены сердечного тепла и силы воли и знайте: победа будет за вами!
Смиренно и с любовью шлет вам свой сердечный, братский привет ваш покорный и преданный слуга, известный многим из вас как Тибетец февраль 1990
КНИГА ПЕРВАЯ
ЦЕЛОЕ
В эзотерике имеется некая общепринятая система, основополагающая точка отсчета, понимать которую обязан каждый учащийся. Суть этой системы, точки отсчета такова: если отдельное есть часть целого, то и это отдельное тоже является целым, носителем других более малых частей и структур, заключает в себе целое.
Как в большом, так и в малом. Как вверху, так и внизу. Человек есть целое, объединяющее в себе неисчислимые сонмы частиц, которые частично могут, а частично не могут объять то целое, частями которого они являются. Подобным образом человек тоже является частицей большого единого целого, которое мы называем человечеством.
Но данное утверждение представляется неоспоримой истиной лишь для того человека, который глубоко и серьезно изучает эзотерические науки. Чисто теоретически он может принять это положение в качестве возможной рабочей гипотезы, так сказать, в качестве самоочевидной истины, и если затем он будет усердно, ответственно и целенаправленно работать над собой, то в душе он все более и более будет приходить к пониманию того, что данное положение абсолютно истинно. Ибо, чем больше он работает над тем, чтобы стать существом, руководимым душой, тем больше он знает, что данное положение — истинно. В то же время обычный человек, вероятней всего, воспримет его как наивное, далекое от реальности и несколько идеализированное понятие.
Если исходить из того, что изучающий древнюю премудрость — это действительно серьезный человек, сердцем понимающий, что речь здесь идет не просто о том, чтобы, накопив и усвоив огромное знание, уметь блистать своей ментальной эрудицией в избранном кругу друзей и знакомых, то он по мере того, как усвоенное им знание будет пропитываться и оживотворяться чистой сердечной любовью, будет в душе все глубже и глубже проникаться этой истиной. Это проникновенное понимание включает в себя не только знание о том, что сам он — частица общего целого, человечества, но что он также частица и планеты, на которой он живет, и того огромного существа, которое оживотворяет эту планету, т.е. Солнечной системы, и того еще более колоссального существа, которое творит и оживотворяет эту Солнечную систему, и т.д. и т.д. Для такого ученика Великий Космос — безграничен. Хотя подобное, выходящее за границы обычной человеческой рассудочности, мышление не вмещается в рамки земного восприятия ученика, все же последний, подспудно и исподволь, не может не почувствовать, что оно справедливо.
Каким образом обычный стремящийся может прийти к пониманию этого? Для того, чтобы он мог маломальски осознать данную истину, в нем должны развиться, оформиться и проявиться на сознательном уровне следующие предпосылки и условия: 1. Он должен самозабвенно стремиться к тому, чтобы сделаться учеником, руководимым душой;
2. Его самым большим и страстным желанием, его сокровенной мечтой в жизни должно быть одно — служить людям;
3. Его сердечный центр должен быть столь превосходно развит, чтобы он мог любить, тепло и проникновенно, не только самого себя или свою божественную сущность, но и излучать эту любовь, как внутреннюю потребность своей души, на всех других — в виде благодатных, исходящих из самого сердца теплых волн.
Последний пункт для большинства стремящихся и многих неопытных учеников наиболее труден. Они привыкли считать, что самое трудное — это любить других; но они глубоко ошибаются, если думают, что такое и в самом деле возможно без теплого, душевного понимания самих себя. Каким образом часть может возлюбить целое, если она не любит саму себя? Только когда эта часть поймет и осознает себя, только тогда она научится всерьез понимать и воспринимать целое, не говоря уже о подобном же отношении и к другим частям этого целого. Лишь когда познана, освоена и наполнена сердечным теплом своя собственная малая вселенная, лишь тогда это тепло войдет в соприкосновение с большим целым, лишь тогда это тепло будет столь интенсивным, что оно сможет равномерно излучаться и на другие части этого же целого. Только тогда, и не раньше.
Поэтому каждый, кто всерьез желает идти по указанному Пути, должен ясно понимать, что начинать он должен прежде всего с самого себя, одновременно с этим, разумеется, приобщаясь ко все большему и большему эзотерическому знанию.
Работая в обоих направлениях, он в дальнейшем обнаружит, что для того, чтобы координировать оба эти пути, сам он должен находиться в центре, в "золотой середине" сердца. Если он постоянно находится в этой центральной "золотой точке"
баланса, как некий уравновешивающий, разумный и душевный фактор, он без труда сможет найти точки соприкосновения между большим и малым, и тогда понимание начнет понемногу просветлять его сознание и наполнять его сердце.
Только когда будет достигнуто это сердечное понимание, только тогда резко ускорится развитие самого ученика. Только тогда он оформит и сформулирует для себя некую внутреннюю потребность, предписывающую ему всем сердцем воплощать в жизнь это знание — как ведущий и регламентирующий фактор. Чем больше знание, усваиваемое им, тем сильнее в нем потребность испробовать это знание на практике. Это и есть та первичная основа любого понимания, при котором теория перестает быть просто голым и никчемным теоретизированием. Все должно быть испробовано и испытано на практике в мире личностей — по мере обретения частей знания. Вначале ученик будет довольно часто забывать о своем сердце, но быстро поймет, что именно этот исполненный сердечного тепла нейтральный душевный принцип и должен быть тем посредником, тем медиумом, который поддерживает баланс и соразмеряет всякую пропорциональность — как вверху, так и внизу.
Внимательный читатель к этому моменту несомненно уже поймет, что здесь в первую очередь речь идет о том, чтобы установить и наладить контакт с душой — и в наикратчайшие сроки достичь истинного понимания. Чем раньше, тем лучше.
Не исключено, что стремящийся, уже достаточно далеко ушедший по пути самопознания, будет испытывать безмерное удовлетворение от того знания, которым он себя напитал, и называть это мудростью, при этом, однако, не замечая, что эта так называемая мудрость его самого в личностном плане не изменила ни на йоту.
Однако этого вполне достаточно для того, чтобы пробудить в нем немалую гордость и самонадеянность, поскольку теперь он склонен считать, что обладает великой премудростью. Если стремящийся в своей самонадеянности заходит слишком далеко, это может стать серьезным препятствием на пути его дальнейшего духовного развития, поскольку его ментальный передаточный механизм находится в состоянии оцепенения и самодовольства, которое не содержит ни теплоты, ни понимания целого, один лишь голый сепаратизм. Путь к познанию и обретению Целого окажется для такого стремящегося очень длительным и далеким.
ПЕРВОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
И ПОСЛЕДУЮЩАЯ ДЛИТЕЛЬНАЯ ТЯЖЕЛАЯ ФАЗА
Чем быстрее стремящийся поймет, что только любовь может привести его к цели, тем быстрее будет происходить процесс его духовного развития. Одновременно с этим он со всей очевидностью поймет и то, что любовь подразумевает служение. Истинная любовь вначале будет концентрироваться лишь в нежных, слабых ростках его внутренней сердечной привязанности к собственной божественности. И, когда это сознание собственной божественной равноценности будет им понято, воспринято и осмыслено, его уровень самовосприятия и доверия к самому себе будет отныне повышаться безостановочно и стабильно. С этого момента, неизменная и непоколебимая в своем выражении, проявится в нем постоянно растущая внутренняя потребность в том, чтобы вся эта энергия любви выходила наружу, обнаруживая себя в стремлении служить другим и, тем самым, всему миру.
Ментальные оцепенение и вялость должны быть к этому времени взяты под контроль души, пусть и носящий зачастую фрагментарный характер. Процесс обретения знания будет идти своим порядком, так же непрерывно, как и прежде, но наравне с ним в стремящемся пробудится и постоянно растущее проникновенное понимание реакций окружающего мира. Всюду, где бы ни представилась возможность прийти на помощь, стремящийся будет предлагать свое активное участие и содействие. И чем более деятельным в своем служении окажется он в повседневной жизни, тем с большей радостью он обнаружит, что знание, добытое им путем чтения и штудирования книг, постепенно ассимилируется и претворяется в мудрость — под прямым влиянием растущего в нем дара любви.
Первое Посвящение чаще всего происходит именно в этот момент времени. Обычно кандидат, по большей части, пребывает в неведении относительно того, что же именно с ним произошло, хотя, с другой стороны, к этому моменту его внутренняя потребность прожить жизнь в служении миру и человечеству оказывается уже вполне зрелой и осознанной.
Период, следующий от этого момента до Второго Посвящения, чрезвычайно длительный по продолжительности и охватывает, как правило, несколько инкарнаций. Первое и основное, чему ученик должен научиться и чем должен овладеть во время этой длительной фазы, это умение управлять своей чувственной жизнью. Хотя все физическое находится теперь под стабильным контролем разума, чувства по-прежнему предоставлены самим себе, и за ними необходимо присматривать, познавать их и овладевать ими. Это великий и, если можно так сказать, взрывной момент всего дальнейшего развития. На протяжении многих и многих жизней личность настолько привыкла доминировать и диктовать свою волю, а чувства были настолько заброшены и предоставлены самим себе, были столь самовольны и самоуправны, что теперь они и подавно не сдадут добровольно свои старые самодержавные позиции.
Бесконечно медленно идет теперь процесс расширения контакта с душой и, тем самым, установления более стабильного контроля над неумеренной жизнью чувств. В этот период все воплощения и жизни ученика заполнены иллюзиями и миражами, а сам ученик чаще всего еще совершенно незрел и слеп относительно того, что же, собственно, с ним происходит.
Практически все старые привычки и повадки его личности по-прежнему рабски шествуют за ним на поводу, и, хотя его внутренняя жизнь уже отмечена страстным желанием служить миру и изменить себя, тем не менее, процесс его духовного роста идет крайне медленно и тяжело.
Тучи сгущаются. Личность защищает себя. Мгла делается более плотной. Иллюзии, взлелеянные личностью, теперь заново обновляются, приукрашиваются, доводятся до блеска и, как норма, принимаются к исполнению. Иллюзия делается совершенной, а личность — слепой. Ибо ослепляет саму себя — перед лицом действительности.
Когда душа отстранена от управления, повсюду расцветают одни миражи. Личность становится слепым королем, который воображает, что ему-де все ведомо, что все в его власти, что он всем распоряжается и, главное, что он само совершенство, в то время как ошибаются или повинны во всем другие. Glamour! [наваждение]
Это великое Колесо Иллюзий крутится безостановочно на протяжении бесчисленного множества инкарнаций, питая великие миражи, иллюзии и самообманы — до тех пор, пока душа не вторгается в покинутые ею владения и не отвоевывает утерянные вотчины. Тогда наступает время великого очищения, трудное и мучительное время, когда сразу вслед за процессом самоосознания следует тяжелая, изнурительная работа. Душа должна одержать победу и, рано или поздно, ее одержит, но личность отчаянно защищается, отстаивая свои права и владения, и при этом продолжает вовсю потакать своим старым повадкам и привычкам.
При отсутствии духовной воли данный процесс никогда не будет происходить легко и быстро. Личность снова и снова будет пытаться защищать себя, возводя вокруг себя зыбкую туманную пелену иллюзий, которую душе обязательно нужно будет прорвать и рассеять, чтобы добиться полного господства над личностью. Каждый ученик в этот момент оказывается перед необходимостью принять окончательное и бесповоротное решение. И чем раньше — тем лучше. Глупо просто так сидеть и выжидать удобный момент. Решение должно быть принято — раз и навсегда, и отныне душа ни на секунду не должна изменять своему выбору и терять личность из виду, ни на секунду не должна ослаблять свои внимание и бдительность.
Теперь душа приступает — правда, очень-очень медленно — к осуществлению на практике проекта своей переориентации, и, хотя оцепенение, вялость, инертность, консерватизм и прочие несуразности, в которые погружена личность, по-прежнему будут пытаться овладеть ею и стеснить ее деятельность, тем не менее, отныне душа будет сознательно фокусироваться только на положительных контрастах, оставляя тем самым элементалы без пищи и обрекая их на голодную смерть.
Ученик готовится ко Второму Посвящению; он уже способен понять и оценить необходимость мужественной, терпеливой и неустанной работы по закреплению новых положительных знаний и критериев. Ибо душа победит только тогда, когда ученик захочет, чтобы она победила.
Нет воли — нет результата. Нет воли — нет Посвящения. Через Врата Посвящения можно пройти, лишь вооружась силой воли и всеобъемлющей сердечной теплотой.
То обстоятельство, что ученику столь невероятно трудно подчинить себе астрал, вызвано тем, что очень многое скрыто и искажено. Из глубинных тайников своего подсознания он должен будет извлечь на свет божий много негативных чувств и желаний, которые его личность абсолютно не желает видеть. В силу старых привычек и устоявшихся шаблонов реагирования она всегда — причем самым хитроумным и изощренным образом — стремится избегать всего неприятного и поэтому молниеносно приводит в действие некоторые надежные механизмы, с помощью которых она пытается защищать себя, используя для этого следующие уловки: 1. Искажая, с помощью лжи или обмана, фактическую реальность, личность, при благосклонном содействии астрального и ментального тел, призывает на помощь свою фантазию и сочиняет какую-нибудь небылицу, звучащую столь достоверно и правдоподобно, что противная сторона верит ей. В этом случае опасность обычно преувеличивается.
2. Оправдывая себя. Это тоже один из многочисленных защитных механизмов, которые личность столь ловко использует ради собственного оправдания.
3. Снимая с себя ответственность и возлагая ее на других. Этот пункт часто органически входит в пункты 1 и 2, но может выступать и в качестве самостоятельного фактора. Принцип, используемый здесь личностью, заключается в том, что она молниеносно отыскивает так называемого "козла отпущения" — человека или обстоятельства, вполне подходящие для того, чтобы свалить на них всю вину и ответственность. Здесь опасность, как правило, также преувеличивается.
Здесь приведены лишь несколько вариантов многочисленных защитных механизмов, хитро и изобретательно используемых личностью в качестве самозащиты.
Постепенно, по мере того, как Свет души все больше и больше пронизывает и озаряет этот грандиозный иллюзорный мираж, glamour, ученик начинает медленно постигать, что же, собственно, произошло. Испытывая невыразимое отвращение — ибо личность в своей старозаветной гордости абсолютно не выносит ни малейшего серьезного разоблачения своей подлинной сущности, — и прибегая к бесконечным уловкам и вывертам, ее низменная природа чем дальше, тем больше будет изо всех сил противиться этому неприятному для нее процессу разоблачения. Позднее, когда душа наконец овладеет инициативой, возьмет под свой контроль и подчинит себе личность, ученик сам, добровольно, согласится взять на себя ответственность за все то гадкое, противное и неприятное, чему он позволил излиться наружу.
Здесь мы подходим к одному из самых важных и существенных моментов процесса самопознания, такому как ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНИКА В период между Первым и Вторым Посвящениями это его самая уязвимая сторона. Его ищущая душа сознает, что настало время взять на себя всю полноту ответственности, но все в нем восстает против этого, ибо отживающая, старая натура отказывается от этой неприятной обязанности и отсрочивает ее, насколько это в ее силах. Для тех, кто уже прошел значительную часть Пути, не представляет особого труда ответственно относиться к работе, к финансам, к жилищным условиям, к договорам, соглашениям и т.д., однако для них по-прежнему трудно признать себя ответственными за то, что скрывается и копошится в глубине каждого из них.
Разумеется, это личное дело каждого. Этого никто не оспаривает. Ученик, наделенный свободной волей, вправе ждать столько, сколько сочтет нужным. Но все громче заявляющая о себе нечистая совесть, в упряжке с огромной усталостью, вызываемой многими негативно связанными энергиями, непременно действует таким образом, что он, покоряясь настойчивому призыву своей души, поневоле начинает ясно видеть все то, что он фактически совершает.
Теперь его ждет длительная неприятная фаза, в продолжение которой он раз за разом вступает в конфронтацию со своими собственными иллюзиями, ложью, самообманом, самооправданиями и безответственностью. Вначале он видит лишь крошечную часть целого, но затем мало-помалу до него доходит, что его личность практически постоянно использует одни и те же технику и приемы. По мере пробуждения в нем интуитивного сознания он понимает, что он проделывал все это на протяжении бесконечного ряда жизней и что все вокруг, по большому счету, совершается по одной и той же схеме — и приходит в ужас от всей этой нечестности. Одновременно с этим он понимает, что освободиться от миражей, порождаемых личностью, он может лишь путем постоянного соотносения себя со своей душой, и отныне для него начинается период, который можно обозначить как ПЕРИОД БДИТЕЛЬНОСТИ На этой стадии ученик уже недалек от Второго Посвящения, и именно на ней пребывают сегодня многие, посвятившие себя изучению эзотерических наук. Ученик, находящийся на этой стадии, это, как правило, добрый и любящий человек, состоящий с другими в самых хороших и дружеских отношениях. Он исполнителен, надежен, лоялен, всегда готов прийти на помощь. В нем ярко проявлены сердечные качества, а его знания к этому моменту уже столь сильно насыщены и проникнуты любовью, что все ярче и сильнее в нем начинает заявлять о себе — мудрость.
Общим для всех учеников, достигших этой точки на Пути к Посвящению, является бдительность. Хотя период внимательного и сосредоточенного отношения к себе, в который уже вступил ученик, продолжается, тем не менее только теперь он со всей серьезностью постигает, сколь глубоко внимательным и неизменно бдительным он должен быть во всем, дабы сделать душу постоянным контролирующим фактором своей жизни. Любая невнимательность тут же приводит к тому, что личность вновь приходит к власти, демонстрируя все новые неприятные доказательства былой безответственности. Душа ни на минуту не должна утрачивать бдительности и должна постоянно наблюдать за тем, не нужно ли вновь начать безотлагательное перепрограммирование непокорной и ленивой личности, чтобы не выпускать ее из-под своей власти и иметь тем самым, во время пребывания в этих низких мирах, послушный ее воле функциональный орган. Но, чтобы суметь реализовать все это, ученик должен вступить в следующую фазу, которую можно обозначить как СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ НА ТОЧКЕ "Из точки Света в Божьем сознании..." — такими словами начинается Великий Призыв. Точка — это всегда иллюстрация всевозможных проявлений на всех планах и уровнях. Точка Света — это проявленная Вселенная, проявленная Солнечная система, проявленное сознание души.
Прежде чем жизнь распускается и вступает в силу, ей должна предшествовать стадия проявления. Вначале — стадия проявления человеческой души, а уж потом — стадия проявления или оформления самой жизни. До тех пор, пока мы оперируем понятием "душа" в чисто теоретическом аспекте, мы вполне можем обозначить ее с помощью какого-нибудь символа, хотя сам символ актуализируется лишь тогда, когда мы начинаем им пользоваться. Точка актуализации или момент задействования данного символа и служит выражением того, что мы его сделали — проявленным.
Для каждого ученика важно понять это. Закон аналогий действует повсюду. Как вверху — так, следовательно, и внизу. Что наблюдаем в макрокосме, то же наблюдаем в микрокосме. Всюду действуют одни и те же законы, и сам ученик — не исключение.
Когда канал открыт, он должен содержаться в чистоте и готовности путем постоянной бдительности. Иначе он будет засорен и блокирован, и личность останется без духовного руководства.
Душа еще не проявлена к тому моменту, когда это может произойти. Недостает точки. Это — теория, а не практика. Подумайте хорошенько над сказанным.
ВЕЛИКИЙ ПУТЬ СЛУЖЕНИЯ
Когда стремящийся вступает на Путь Посвящения, служение становится светозарным маяком его жизни. Со временем оно станет самой жизнью — по мере того, как ученик будет уходить по этому Пути все дальше и дальше. Только через служение, и никак иначе, мы достигаем вершины горы. Чем круче Путь, тем величественней служение.
Ученик часто забывает об этом, а жаль, ибо в принципе невозможно добиться какого-либо прогресса на духовном пути, не служа близким своим. Поэтому, несмотря на то, что многие ученики хватаются за духовное знание просто из желания покрасоваться своей несравненной духовностью, из этого все равно ничего не выйдет, во всяком случае для тех из них, кто собираются идти дальше по этому Пути.
"Люби ближнего своего, как самого себя" — сказал Христос. Насколько хорошо сыновья человеческие освоили эту науку — науку любви к самим себе? Многое было неправильно понято и истолковано — только потому, что никто из них не желал быть эгоистом. Если люди эгоисты или эгоцентристы, то причиной этого почти всегда оказывается то, что они не любят самих себя, поэтому в них проявляется потребность каким-либо образом утвердиться или обратить на себя внимание окружающих или ближних. Но это не истинный эгоизм. Истинный эгоизм состоит в том, чтобы любить свое подлинное Эго, суть душу. Многие ли способны на это?
Погрязшие в хаосе, в туманной мгле путаницы и замешательства, мы утратили всякую способность что-либо видеть ясно. Поэтому мы и считаем, что, коль скоро мы любим других, мы и есть подлинно любящие люди, но каким же это образом мы познаем и воспримем любовь, если не любим самих себя? Думать, будто мы сможем дать другим то, чего мы сами лишены или чего еще не познали, есть свидетельство глупости и неразумия.
ЦЕЛОЕ
Целое — это все. Целое — это вселенское сознание. Целое есмь.
Личность видит лишь часть, которая есть крошечная часть целого, но не само целое. Но личность считает, что часть — это и есть целое, и при этом думает, что видит ясно. Она почитает себя глубоко понимающей личностью и, тем не менее, почти совершенно слепа и не видит того, что происходит в реальном мире. Иногда в ней шевелится некое смутное ощущение или предчувствие чего-то, но она молниеносно его подавляет, поскольку инстинктивно знает, что, если она покорится или капитулирует, это грозит ей смертью.
Если бы только она знала, что не умрет, а лишь преобразуется; если бы только она знала, сколь прекрасной станет ее жизнь, как только сознание полностью соотнесет себя и воссоединится с душой! Но она бьется, борется и сражается. Во имя чего?
Ведь рано или поздно она все равно будет побеждена, покорена и перелицована. И тогда, сделавшись счастливой, она поймет, что та неистовая борьба, которую она вела столь долго и упорно, была с ее стороны чистейшей глупостью и что лишь ее собственное невежество было причиной того, что она столь панически и маниакально боролась за сохранение власти. Какой власти?
Когда же она будет побеждена и перелицована, она больше не будет сознавать того, что раньше она этого не понимала. Неожиданно все превращается в Свет — и она безумно счастлива, счастлива от того, что душа использует ее для служения благому.
Все горы мало-помалу будут покорены. Ибо, когда ученик начинает покорять свои внутренние горы, эти горы постепенно становятся все более проявленными и видимыми. Всякий раз, когда что-то внутреннее начинает осмысливаться и познаваться, оно становится близким и зримым. Когда ученик начнет осмысливать и познавать Тонкие Миры, они тоже станут близкими и зримыми. Как внутри — так, соответственно, и снаружи. Чтобы достичь вершины, ученик должен полностью соотнести себя и ассимилироваться со своей горой; и чем скорее он поймет, что он еще не миновал границу леса, тем скорее он поймет и то, что за голыми деревьями он очень часто не видит леса. Могу дать лишь один совет: выйдите за границу деревьев — и вы увидите вершину горы, увидите цель. Одолейте майю, мираж, иллюзию, пройдите сквозь Врата — и вы прозреете и увидите ясно — впервые в жизни. Только тогда, когда мы видим ясно, мы понимаем; только тогда, когда мы понимаем, мы может идти дальше и — оказываемся действительно полезными сотрудниками в деле служения миру.
ПЛУТОН
Таким образом, ученик вначале должен уладить свои собственные внутренние проблемы, ибо без основательной внутренней ревизии, анализа и генеральной чистки мы не сможем добраться до глубоко запрятанных внутри нас основополагающих проблем. В данном процессе Плутон явится тем благословенным фактором, который будет всячески помогать великой рати будущих воинов духа приближаться к Вратам Посвящения. Хочет того ученик или не хочет, но Плутон непременно будет атаковать его бомбами неприятных конфронтаций, которые поневоле принудят его начать анализ и обработку всего неосознанного в самом себе.
Как только ученик решится на этот совершенно отвратительный (отвратительный лишь с точки зрения личности, совершенно не терпящей какого-либо разоблачения)
процесс, тогда с ним начнут происходить удивительные вещи. Первая фаза в этом процессе — это ФАЗА НЕОЖИДАННОСТЕЙ Действительно, для ученика полнейшая неожиданность вдруг обнаружить, что он таит в себе столько негативных чувств и желаний. Долгое время он наивно верил, что он такой добрый, такой хороший и духовный, и вот тебе! — вдруг оказывается, что его сознание скрывало в себе столько негативного и отталкивающего. Это открытие оказывается для него столь неожиданным и ошеломляющим, что оно потрясает его до основания, и очень часто именно в этой фазе его духовное развитие стопорится, и он возвращается назад, к своему старому, милому, уютному существованию, когда его личность жила тихо и спокойно, утешаясь красивой ложью о том, что он такой духовный, такой хороший и мудрый.
Поэтому, если процесс приближения к Вратам и оказывается для учеников столь тягостным и трудным, то происходит это лишь потому, что они никак не могут понять необходимость этой фазы очищения. Они отступают или поворачивают вспять, ибо привыкли жить в том великом самообмане, что чем духовнее они сами, тем прекраснее все внутри и вокруг них. При этом они не замечают того, что им просто не дозволяется войти в соприкосновение с этими прекрасными мирами прежде, чем сами они не станут столь же прекрасными, как эти миры, а поскольку их сознанием прочно владеет иллюзия того, что они уже прекрасны внутри, то столкновение с горькой истиной: что они таковыми совершенно не являются — неизбежно оборачивается для них тяжелым и мучительным процессом самопознания. Поэтому они молниеносно обольщаются миражами самооправдания, едва только личность начинает украдкой нашептывать им, что путь, изобилующий подобными наиприятными признаниями, это вовсе не духовный путь и что "истинный" путь — это тот, которым они шли раньше, когда были полностью убеждены в своей несравненной духовности.
Ученик быстро хватается за этот "спасительный" довод — и вновь оказывается в плену иллюзий, а его развитие останавливается на многие-многие годы — до тех пор, пока душе вновь не представится благоприятная возможность проникнуть сквозь эти плотные скопления туманов и пелену обольстительных миражей.
ЛИЧНОСТЬ
От большинства учеников совершенно ускользает та истина — и именно поэтому они так долго не могут ничего понять, — что туманы иллюзий и в самом деле могут столь долго обступать их плотным кольцом. Они отказыаются верить этому, поскольку-де они столь умны, они столь разумны и взор их абсолютно ничем не замутнен, так что они ясно прозревают все пути и все направления. Но именно в этом и состоит сильная сторона личности. Она точно знает, каким образом, где и когда обольщать и улещивать, чтобы таким образом продолжать прочно удерживать власть. Ибо всякий раз ее охватывает ужас при мысли о том, что случится в тот день, когда душа возьмет бразды правления в свои руки. Причина этого ужаса в том, что личность просто-напросто не обладает ни достаточным знанием, ни солидными опытом и пониманием происходящего и поэтому просто не в состоянии представить себе того, что ее ждет.
Но развитый ученик, т.е. ученик, начинающий ясно прозревать, сколь прочно он опутан туманами своих иллюзий, значительно расширяет кругозор своего видения во многих сферах жизни, ибо сам трудится над преобразованием своих миражей и иллюзий, облегчая душе доступ и пути проникновения сквозь их плотную завесу.
СЕМЬ ЛУЧЕЙ
Теперь его начинает привлекать наука о семи лучах. Он уже в какой-то степени имеет о них представление или читал о них — дабы наработать, чисто в плане духовного знакомства, необходимый предварительный багаж знаний, — однако глубоко внутри он по-прежнему не понимает, что же именно так глубоко задело и всколыхнуло его. На этой стадии, где он вот-вот должен выйти к внешней границе своего собственного леса, неожиданного и в полный голос заявляет о себе его внутренняя потребность в изучении и осознании своей собственной лучевой организации — с тем, чтобы он наконец начал позитивно и конструктивно работать над своим развитием, отдавая себе полный отчет в том, ускоряет ли он тем самым или только замедляет происходящие в нем процессы. Короче говоря, он начинает исследовать.
Для начала он захочет всесторонне рассмотреть и понять свои собственные душевные излучения, ибо на этой стадии он уже вполне отдает себе отчет в том, что достижение единства с душой есть на данный момент его высшая временная цель.
Поэтому для него особо важно незамедлительно начать планомерную работу в этом направлении, настроившись на волну своих собственных душевных излучений. Когда он поймет качество этих излучений, он сможет гораздо лучше распорядиться телами своей личности, задавшись целью подчинить себе эти качества и сделать их неотъемлемой частью своей личности, чтобы тем самым превратить ее в послушное, идеальное и в высшей степени полезное орудие своей воли.
Перевернутое световое сердце поднимается от диафрагмы вверх. Оно сформировано из буддихической материи, которая способствует развитию всех чакр, расположенных от линии сердца и выше. Вершина этого перевернутого сердца постоянно стремится все выше и выше, пока не преобразуется в антакарану*. Основание же этого сердца, которое, собственно, и есть вершина, по-прежнему находится в районе диафрагмы.
Верхний конец антакараны открывается и принимает в себя энергии триады, стремящиеся вниз и улавливаемые перевернутым сердцем. Тем самым оно непрерывно пополняется духовным веществом, а это приводит к тому, что оно постоянно возрастает в силе и объеме.
На своем пути вверх вершина антакараны достигает языков пламени, которые неизменно олицетворяют значимость духовной воли. Само пламя олицетворяет силу и направленность этой воли. Хотя стремящемуся и начинающему ученику это трудно понять, но да будет им известно, что буддхическое пламя несет в себе волю и стремление к любви и мудрости, пламя манаса заключает в себе волю и стремление к духовной, разумной деятельности, и, наконец, пламя атмической воли несет в себе целеустремленность, стремление к созиданию, к непрестанному росту и развитию жизни.
Понятие воли, таким образом, первично — рассматривая ее с высшей, оккультной, точки зрения. В то время как любовь, если рассматривать ее с позиции более низких планов, — это лишь условный фактор, поскольку она — двулучевая солнечная система. Никогда не забывайте об этом. Когда ученик соединяет в себе аспект любви и мудрости с волей к любви и мудрости — тогда случается нечто. Ибо сознание расширяется лишь тогда, когда имеется воля к развитию. Все семь лучей несут в себе понятие воли. Потенциальная воля присутствует во всех видах энергии, во всех проявлениях жизни. Когда воля отсутствует, развитие как таковое тоже останавливается. Когда волевой аспект ослабляется или гаснет, вся жизнь умирает, и все приходит в упадок. Жизнь — это воля, сознание — это воля, проявление — это тоже воля.
То же самое и с Посвящением. Посвящение — это тоже воля. Нет воли к Посвящению — нет и самого Посвящения. При этом ученик — это тот активизирующий, динамический, волевой фактор, который непрерывно стимулирует развитие своего собственного сознания. Если воля ему изменяет — наступает мертвый штиль, наступает полное затишье, приводящие к смерти и стагнации.
ДВИЖУЩАЯ СИЛА
Неисчислимы инкарнации душ человеческих. Неисчислимы те сражения и битвы, которые они выдерживают. Неисчислимы те муки и страдания, которые они претерпевают. Неисчислимы те скорби, кризисы и трудности, которые они преодолевают. Страдают сыны человеческие, страдают и — учатся. Медленно совершается этот процесс обучения, медленно, очень медленно вращается колесо страданий сынов человеческих. Опыт накладывается на опыт. Знание растет и ширится, томление тоже. Знают сыны человеческие, что их что-то томит, не знают только, что именно. Наконец, порабощенность материей становится столь тяжкой и невыносимой, что человек делается ищущей душой. Медленно, очень медленно начинает он постигать, что есть другая, более великая, реальность и другая, более великая, справедливость, чем те, к которым он привык: есть Божественные воля и управление. Это ощущение вначале еще слабо и зыбко, но чем внимательней он прислушивается к своему томлению, чем пристальней приглядывается к своей тоске, тем больше он подмечает, что чувство его не обманывает, что само будущее стучится в двери его души и призывает идти вперед и выше.
Неуверенно и робко он вступает на этот Путь, на новую колею жизни, пересаживается на новое колесо, знаменующее собой великий переход от абсолютного господства иллюзий ко все более проявленному господству души на Пути к Свету.
Еще очень смутно различает стремящийся высокую гору впереди, но он уже знает, что это — его Путь, тот самый Путь к Себе, по которому он должен следовать во что бы то ни стало, каких бы слез, мук и болей это ему ни стоило. Он знает, что назад возврата нет. Путь всегда ведет только вперед и выше, хотя много раз изгибается, петляет, спускается в тесные ущелья и глубокие долины. Но каждый раз, когда он достигает новой вершины, он видит или, скорее, чувствует, что поднялся немного выше и достиг более высокой точки, чем та, где он был в прошлый раз.
Очертания горы едва вырисовываются перед его взором. Еще очень далеко от него эта гора, но он знает, что однажды он до нее обязательно доберется. Он должен и обязан добраться до нее, какие бы лишения и опасности ни подстерегали его на этом Пути. Внутренняя сила, сила мощная, неодолимая и удивительная, неустанно толкает его вперед. Множество раз он теряет гору из виду. Великое противодействие встречает он на своем Пути. Миражи и обманы обступают его со всех сторон плотным кольцом. Но, хотя он не понимает этого и ничего ясно не видит, все же он неутомимо продолжает идти навстречу тому великому и удивительному, что ждет его впереди, навстречу тому, смысла чего сам он еще не понимает. Это внутреннее стремление к чему-то удивительному и небывалому в нем сильнее всех прочих стремлений, поэтому всякий раз, когда ему случается упасть, эта тяга к неизведанному вновь поднимает его на ноги и вновь влечет его на восток, к горе.
Человек неустанно движется вперед и неустанно ведет сражения и битвы — с самим собой, с другими людьми, с внешними и внутренними опасностями. Он терпит поражения и одерживает победы, он благословляет свою судьбу и проклинает ее, но это внутреннее стремление в нем неодолимо, и оно по-прежнему влечет его в бесконечность. Постепенно в нем что-то начинает пробуждаться и мерцать. Должно быть, эта Высшая Сила — Бог, Создатель или Нечто, что гораздо больше, сильнее и величественнее, чем он сам. Ему нужна эта сила, ему нужны поддержка и помощь, ему нужен кто-то, кому он может молиться, кому он может довериться — и кого он может проклинать и обвинять во всех своих невзгодах, когда бремя страданий становится непереносимым, а противодействие со стороны внешнего мира отдается злом или болью. Ему нужен великий, идеальный, волшебный "козел отпущения", который может избавить его от всякой ответственности и, одновременно, может помочь ему и поддержать его. Велики, ох как велики соблазны человеческие на этом Колесе Иллюзий, и долго, ох как долго довлеют они над людьми; и только тогда, когда человек избирает противоположное направление, когда он начинает идти по Пути Света и пересаживается на великое Колесо Света и Жизни, только тогда он наконец прозревает, что этот Свет в нем самом и что Божественное — тоже в нем.
Смутно осознает он это в начале Пути, но по мере того, как идет время и сменяются инкарнации, это знание неуклонно растет и ширится.
Теперь, когда он способен прислушиваться к самому себе и подмечать внутренние процессы, он замечает, как внутри него пробуждается что-то большое, мощное и сильное, как оно властно зовет и манит его — некая ведущая, направляющая, движущая внутренняя сила, зову которой он не может не подчиниться. Чем сильнее в нем это внутреннее чувство, тем отчетливей проступают перед ним очертания горы.
Вначале инстинктивно, а затем интуитивно он начинает прозревать, что это его собственная гора, гора-к-самому-себе, которую он обязан покорить; точнее, это его собственная внутренняя божественность, которую он обязан осмыслить и познать. Поэтому он находит в себе силы противостоять всем опасностям и трудностям, ибо знает, что однажды доберется до этой горы и — получит ответы на все свои вопросы. И, тем не менее, раз за разом он вновь отступает, вновь обращается вспять и вновь совершенно забывает и о своей собственной горе, и о своей движущей силе. Противодействие слишком огромно, иллюзии чересчур сильны и обременительны. Бога нет, в жизни смысла нет, сам он тоже червь без смысла и без цели, хоть сию минуту ложись и помирай. Но, когда он умирает и покидает этот физический мир, перед ним вновь возникает образ его собственной волшебной горы, горы познания самого себя, и он опять решает воплотиться назад, чтобы оттуда, снизу, заслужить себе право восхождения к вершине этой несравненной горы, которая столь лучезарно и обольстительно влечет его к себе.
Так одна жизнь сменяется другой. Человек сеет и жнет, встречает дружбу и отпор, и так, борясь, падая и оступаясь, он все время стремится вперед, прочь из окружающего его тумана иллюзий, пока наконец его взор не проясняется и он не видит перед собой свою гору; он радостно и целеустремленно устремляет к ней свои шаги, но вновь попадает в полосу туманов, вновь погружается в их пелену, личность вновь берет над ним верх и начинает верховодить. Но, доведись ему испытать нечаянную радость или счастье — и появляется брешь в этом тумане, и мир снова распахивается перед ним, гора снова начинает маячить перед его внутренним взором, а личность в порыве вдохновения предает себя под водительство души — до тех пор, пока неумолимая пелена иллюзий или миражей (майя) вновь не отнимает у нее свободу.
Как долго продолжается это странствие, сам человек совершенно не помнит, ибо утрачивает всякое реальное представление о времени и продолжительности пути. Но нетерпение его усиливается, а вместе с ним усиливается и желание победить, желание добраться наконец до этой сияющей цели, которая так долго маячила впереди так далеко от него; и тогда человек вдруг вспоминает, что он наделен свободой воли, свободой выбора и решений и что он сам вправе решать, как долго будет продолжаться это странствие. Когда управляет душа, когда руководит духовная воля, человек идет к цели бодрым, ускоренным шагом, но, как только личность берет свое и вновь сворачивает на старый бессмысленный курс, человек вновь погружается в трясину обманов и иллюзий, и время для него останавливается.
Но внутри него зреет протест: кто я в конце концов: раб или господин? И кто мною распоряжается: я сам или кто-то другой?
Бушует буря страстей, вздымаются жадные, прожорливые волны. Они вовлекают ничего не подозревающую жертву в свой водоворот и делают своей добычей. Человек теряет всякое направление и ориентиры: где верх? где низ? где право? где лево? Он отдается на волю штормовых волн и решает: пусть выносят, куда хотят. Все внутри — мрак и хаос: все вокруг — скорбь и печаль.
Только когда волны улягутся и море успокоится, потерпевший медленно приходит в себя и начинает собираться с силами. Может быть, именно в этот момент лучи солнца пробиваются сквозь тучи, и в их свете потерпевший неожиданно осознает, что он — человек по образу Божьему. И решает отныне никогда больше не уступать яростному напору волн и не отдаваться в их слепые объятия. Однако, как только разражается очередное ненастье, все повторяется снова.
Только тогда, когда человек вспоминает, что у него есть свободная духовная воля, только тогда у него появляются силы и возможность противостоять натиску волн. И тогда он, молодой духовный штурман, сможет твердо держать курс к спасительной гавани сквозь волны и ненастье.
Ученик получил сполна. Время назрело. Должно случиться то, что должно случиться, то, к чему он так долго шел. Теперь он захочет поставить на карту все, что имеет — только чтобы достичь цели. Так почему же личность опять взбунтовалась и вышла из-под контроля? Разве не была его любовь достаточно большой и сильной? Увы, нет, ибо ее не хватило на самого ученика. И вот, мы возвращаемся к тому, с чего начали.
Если ученик не любит великой любовью самого себя, свою собственную божественную сущность, свою собственную гору, то он не сможет любить и других. Если он не любит самого себя, он неизбежно будет опрокинут, будет пленен туманами иллюзий, и вновь подчинится диктату личности. Теперь он понимает, что у него нет другого выбора, кроме одного: научиться любить самого себя. И тогда в его жизни начинается новая удивительная фаза. Окидывая взглядом самого себя, обозревая вселенную, он начинает ясно видеть и понимать, что он тоже маленькая вселенная, неповторимая божественная вселенная в себе самом, и он замирает перед этим открытием: что сам он невероятно точная копия того великого и удивительного, к чему все это время он так упорно стремился. Неожиданно его осеняет, что ему совершенно незачем забираться так далеко в поисках чего-то фантастического, что так манило его, ибо оно не где-нибудь, а в нем самом, и это не копия, не слепок, это он сам: нечто уникальное, неповторимое, исключительное — в самом себе. Да, разумеется, он похож на других, иногда даже слишком похож, но, при всем при том, он — нечто совершенно особенное, нечто исключительное.
И тогда наступает время больших перемен — поворотный пункт всей жизни. Он неожиданно понимает, сколь исключительно и неповторимо его своеобразие, и в самом себе он находит подлинную любовь — любовь к самому себе и, стало быть, любовь ко всем. Подумать только, что все это время он гонялся, так упорно, так страстно и так далеко, за тем, что постоянно носил при себе, в своем собственном сердце. Со все возрастающей радостью он понимает, что сам он и есть эта гора, что он — частица целого и что это целое живет в нем самом, как и жило все это время. Его переполняет радость, иллюзии отступают прочь, и впервые в жизни он ясно осознает, что он есть душа. Он принимает великое и бесповоротное решение, что он, душа, будет отныне управлять этой жалкой личностью, которая столь легко пленяется и обольщается обманчивыми дурацкими иллюзиями. Он призывает на помощь духовное пламя, ибо в светлый миг озарения замечает наконец его в себе. Он сам собой руководит, он сам себя направляет, и жизнь безоблачна, легка и счастлива.
Подумать только, еще совсем недавно он был совершенно другим и жил совершенно иначе.
Но вдруг в его жизни что-то случается, что-то неприятное, какой-нибудь мелкий эпизод или случай, который выбивает его из колеи. Он поддается гневу или разочарованию — и тут же забывает и о своем духовном пламени, и о своей душе, которая должна управлять его личностью. Все происходит невероятно быстро и неожиданно.
Туманы иллюзий подстерегают личность во всех мирах, на всех планах и подуровнях, через которые она проходит. Очень важно понять это и помнить об этом. Ибо там, где расцветают иллюзии, там царят лишь ложь и самообман.
Развитие — это безостановочное поступательное движение вперед и выше. Но с каждым восхождением, с каждым шагом вперед миражи также становятся все тоньше и призрачнее. Поэтому замечать и опознавать их с каждым разом все труднее и труднее.