Когда туманы рассеиваются, именно тогда, собственно, и начинается великая, грандиозная работа, в процессе которой ученику предстоит проанализировать, переделать и искоренить все астральные туманы. Почему мы оказались пленниками этих миражей? Данная стадия ментальных переделки и познания как раз и призвана ответить на этот вопрос. Это невероятно тяжелый, обременительный процесс, но вместе с тем процесс творческий, облагораживающий и для каждого из учеников крайне необходимый.
На своем пути ко Второму Посвящению ученик научился усмирять свои эмоциональные конфликты, залечивать травмы и преодолевать негативные комплексы. Но не только они, а и все желания, представляющиеся так или иначе негативными и неразумными, должны быть поняты и преодолены. Ученик должен наконец выбраться из этого леса, из этой чащи миражей, которые так долго были его единственным убежищем и кровом, а теперь лишь мешают ему следовать по Пути Посвящения. Он должен выбраться на вершину, на чистый воздух — чтобы обрести чистое дыхание, ясное видение и обзор более широких перспектив и взаимосвязей.
Первое, с чего должен начать вновь посвященный, это разбор и переделка всех своих старых и, вроде бы, давно изжитых проблем. Ибо только тогда, когда ему удастся целиком и полностью переработать их ментально, только тогда можно говорить о том, что он действительно избавился от них. На этой стадии особое внимание ему следует уделить методам тренировки и совершенствования своей проницательности, не забывая при этом проанализировать, каким образом и почему это качество раньше столь сильно искажалось пеленой его собственных миражей.
Новая важная проблема, с которой он сталкивается на этом этапе, это проблема преодоления тончайших пороков иллюзии, которые по-прежнему способны искажать его проницательность, хотя и не в столь грубой форме, как раньше.
Тот факт, что конечная переплавка всех этих эмоциональных нелепостей может быть осуществлена лишь на этом плане, пожалуй, достаточно ясен и очевиден. Несмотря на то, что еще до Второго Посвящения ученик прошел соответствующую ментальную подготовку, он, тем не менее, тогда лишь ощущал себя как бы стоящим вне конфликтов, бессознательно страхуемый своей собственной интуицией. Теперь назрела необходимость в детальной тренировке и отладке его ментального аппарата, чтобы таким образом добиться того, чтобы присущие ему проницательность, манера и глубина постижения могли бы развиваться в направлении более субтильных или тонких стадий проявления.
Опыт, который дает ученику умение ясно видеть свои старые проблемы на ментальном уровне, возвращаться к ним и по-новой их переживать, доподлинно постигая, почему они все же были столь нелепы и несуразны, — этот опыт необычайно ценен, ибо на его основе ученик учится понимать проблемы своих младших братьев на Пути. Только когда он сам пройдет или переберется через эту астральную трясину, только тогда он будет всецело понимать, как наиболее эффективно и с наибольшей пользой он сможет помогать другим. Только так можно расширить границы сострадания настолько, что оно со временем сможет вмещать и обнимать все человечество.
Если только он не заражен бациллой гордыни и самолюбия, которые могут надолго затормозить этот процесс ментальной переделки его старых конфликтов, то он очень скоро поймет, что чем быстрей он получит в руки четкую программу механизмов действия тех неисчислимых ловушек, в которые его заманивают миражи самообольщений, тем скорее он сможет с ними сладить и стать в конечном итоге подлинным служителем мира, ясно сознающим, как наилучшим образом помочь тем из своих младших братьев, которые по-прежнему блуждают в лесу, ничего реально не видя и ничего реально не понимая.
Его память вновь озаряется яркими картинами воспоминаний о некогда владевших им слепых чувствах и несуразных желаниях, которые постоянно носили его из стороны в сторону. Интуитивно, да и ментально, он уже тогда вполне четко сознавал, что было бы крайне неразумно продолжать и дальше возиться со всеми этими дурацкими конфликтами, вызванными к жизни некоторыми старыми защитными механизмами, изобретенными в незапамятные времена его личностью в целях самозащиты и выживания.
Несомненно, что на протяжении многочисленных инкарнаций эти механизмы выполняли, в общем-то, полезную функцию, помогая личности утвердиться и выжить. Но, если бы ему довелось в ту пору нечаянно увидеть, сколь чудовищно безответственно он себя ведет, он бы сгорбился под тяжестью этого познания. Однако всему свое время, и чем дальше этот ученик на Пути к Свету, тем сильнее в нем понимание того, сколь неразумно и нечестно продолжать уклоняться от ответственности, стараясь переложить ее на других.
Все, идущие по Пути Света, неизбежно и много раз сталкиваются с этой весьма болезненной для них проблемой — проблемой ответственности. Эта проблема была и остается одной из самых трудных практически на всем протяжении великого Пути к Посвящению. Разумеется, личность, обложенная со всех сторон заботами, трудностями и проблемами, никогда не признается самой себе в собственной безответственности. Вместо этого она тут же приводит в действие один из своих защитных механизмов, находит себе подходящую жертву ("козла отпущения") и, как уже говорилось, начинает вовсю лгать и сочинять небылицы, стараясь оправдать себя по всем статьям.
Для высокоразвитого ученика крайне важно суметь понять эти вещи и правильно разобраться в них. Здесь в первую очередь необходимо понять, что те из его младших братьев, которые лгут, оправдываются или перекладывают свою ответственность на других, не становятся от этого менее полноценными или менее заслуживающими любви и внимания. Нужно понимать, что они просто не могут поступать иначе, что они вынуждены прибегать ко всем этим методам защиты, пока психологически не окрепнут настолько, что смогут быть ответственными за все свои действия и поступки во всех сферах жизни.
По мере приближения к Вратам Посвящения дар понимания у такого ученика будет проявляться все ярче и активнее, но своего апогея он достигнет только после Второго Посвящения, которое служит своеобразной межевой чертой, за которой все защитные методы, средства и уловки, ныне применяемые личностью, должны быть им проанализированы, поняты и устранены — раз и навсегда.
Хотя в процессе анализа и переработки ученику вновь приходится все их переживать, главное, что он должен из этого вынести, это понять, что ментальный переход влечет за собой совершенно иной взгляд на старые проблемы и совершенно иное их осмысление.
Чем выше тот уровень, которого мы достигаем при восхождении на гору познания самих себя, тем глубже и шире те понимание и кругозор, которые мы приобретаем. В сущности, мы должны бесконечное количество раз повторять все один и тот же урок, каждый раз, однако, на более высоком уровне. Для большинства учеников, находящихся где-то на полпути между Первым и Вторым Посвящениями, очень трудно понять смысл и значение всех этих бесконечных повторов, а коль скоро они сами сознательно упускают из рук возможность понять смысл этих повторов на более высоких стадиях развития, то им, таким образом, не остается ничего другого, как продолжать и дальше в растерянности и неведении блуждать по собственному лесу.
Хотя они считают, что они давно все поняли, на самом деле они не поняли ничего.
Только тогда, когда они действительно поймут, сколь мало они понимают, т.е.
понимают по-настоящему, только тогда они смогут постичь смысл и необходимость этих повторений. Ибо тогда к ним придет внутреннее понимание этой необходимости, и это тот рубеж, откуда спиральные кольца Пути поведут их через лес вперед и выше.
Теперь они понимают принцип восхождения: что всякий раз, как они достигают более высокого отрезка этой спирали, вновь возникает надобность в повторении, ибо за это время и их кругозор, и уровень их понимания тоже соответствующим образом выросли и поменялись. Для тех из учеников, которые не понимают сказанного с первого раза, но думают, что понимают, это развитие по спирали будет практически незаметным. До тех пор, пока ученик внутренне не созрел и не пришел к пониманию самого себя, всякое повторение будет ему казаться ненужным, бессмысленным и неприятным и будет лишь раздражать его. Естественным следствием подобного отношения может быть то, что он с негодованием отвергнет... ну, скажем, эти вот книги, которые покажутся ему скучными и неинтересными, и это будет неслучайно, ибо во всем есть своя высшая целесообразность.
После Второго Посвящения ученику станут понятны те отношения, которых придерживаются и которые связывают между собой младших учеников, и тогда он наконец поймет, почему сам он так долго, медленно и с такими задержками добирался до желанной цели — Ворот: сердце ему подскажет, что иначе просто быть не могло и что на той стадии это было необходимостью. Понимание этого разовьет в нем терпение, терпимость и подлинное сострадание — качества, которые в первую очередь нужны тем, кто, как и он, стремятся сделать свою личность гармонической, дабы основная доля ответственности за становящиеся все более полезными тела-инструменты перешла к верховному правителю — душе.
Наибольшая из опасностей, грозящих ученику на этом этапе, это гордость, которая может надолго затормозить процесс развития его ментального понимания. Ибо если у него отсутствует смирение, то и подлинно внутреннего понимания ему тоже достичь не удастся. Помните: смирение и сострадание суть слагаемые истинной любви, а истинная любовь — это единственный путь, ведущий к мудрости и пониманию. С ними ученик достигнет высшей точки горы познания самого себя, откуда духовное пламя, отраженное на множестве планов, станет полыхать еще ярче и сильней. Этот внутренний всеозаряющий огонь наделит его еще более высоким, проникновенным пониманием мира и вознесет на более высокий уровень осознания доброты, смирения и любви. Всегда, о братья и сестры, помните об этом.