Самая серьезная проблема, с которой сталкивается ученик на пути ко Второму Посвящению, это так называемая стадия "генеральной уборки", т.е. процесс полного очищения от всех старых, обременительных и давно уже ставших нецелесообразными нечистот. Это очень долгий и трудный процесс, отнимающий порой много жизней. В отдельных случаях, правда, удается обойтись несколькими инкарнациями, но такое по силам лишь энергичным, пламенным душам, т.е. тем ученикам, которые идут на вершину, к своему совершенству, прямыми, отвесными, крутыми тропами.
Если ученик успешно прошел начальный, самый грубый и суровый, астральный этап очищения, если он избавился от астральных миражей и, высвободив мощные энергии, задействовал их для работы над собственным духовным развитием, значит, он готов ко Второму Посвящению. Как только он его завершит и перед ним распахнется дверь в ментальный мир, это наполнит его чувством необъяснимого блаженства, которое на первых порах будет служить ему защитой от обольщений туманного покрова иллюзий, поэтому этот период в жизни ученика можно рассматривать, пожалуй, как один из самых счастливых среди всех ожидающих его в дальнейшем. Все его ментальные функции прекрасно отлажены и действуют, как никогда прежде — безукоризненно и согласованно. Многие, прежде не понятные, связи и взаимоотношения начинают обретать логику и смысл, а рамки его духовного кругозора значительно расширяются.
Но этот период счастья недолог и вновь сменяется периодом испытаний. Учеником овладевают изощренные ментальные иллюзии, и это вначале сбивает его с толку, зато потом постоянно подхлестывает его бдительность, ибо теперь, когда его взор ясен и не замутнен, он исполнен желания как можно скорее искоренить из своей жизни все иллюзии до мельчайшей. Он жаждет свободы от тирании престарелого диктатора — своей личности, он жаждет достичь вершины своей горы, ибо чувствует, что Третье Посвящение не за горами.
Следующая фаза для любого продвинутого ученика часто слишком мучительна, поскольку весь предшествующий (астральный) процесс испытаний повторяется по новой, на этот раз на ментальном уровне. Сбитый с толку, мятущийся и нередко парализованный, ученик идет от одного астрального кошмара к другому. И, хотя все его былые чувства оживают по новой и переполняют его до краев, его ментальное тело, однако, функционирует четко и отлажено, ибо все те грязь и нечистоты, которые он тянет за собой из детства или из прошлых жизней, должны быть теперь проанализированы, переделаны и по новой осмыслены, на этот раз с позиции ментального видения.
Этот мучительный период может быть очень долгим. Физически и ментально ученику придется по новой пережить и прочувствовать все некогда пережитые им неприятные эпизоды, многие детали которых теперь будут проступать перед ним с беспощадной резкостью. На этой стадии ученик выглядит несколько растерянным, ошеломленным и мало что понимающим, поскольку на него обрушивается слишком много сильных физических чувств и переживаний. Смысл всего этого ему понятен — ментально переработать все эмоциональные события и ситуации, но его немало удивляет то обстоятельство, что на поверхность из глубин подсознания выходит слишком много таких чувств, от которых, как ему казалось, он давным-давно избавился. Однако больше всего его беспокоит наличие у него некоторых слишком болезненных физических симптомов, которые подчас вызывают в нем смертельный ужас, ибо их появление всякий раз сопровождается мучительной болью. В этот момент ученика нередко посещает мысль о том, что он, видимо, на грани безумия, и поэтому сама мысль о смерти, как о чудесном избавлении от этого кошмара, представляется ему весьма успокоительной и привлекательной.
Однако, спустя какое-то время, пройдя цикл очередных испытаний и немного поостыв, он вдруг понимает, сколь необходим для него этот процесс, предваряющий Третье Посвящение. Коль скоро речь идет о совокупной гармонизации всех тел его личности, то, стало быть, все прошлые, глубокие и болезненные, кармические переживания должны быть вновь им прочувствованы и пережиты, на этот раз с вовлечением всей личности, а это значит, что и физическое тело тоже должно физически прочувствовать те раны или царапины (т.е. болезненные или неприятные ощущения), которые были причинены или связаны с данным эпизодом, будь то физическая боль, жгучий зной, ледяной холод, паралич или любой другой эпизод из прошлого, возрожденный к жизнью его памятью.
Его чувства тоже вовлечены в данный процесс, и их задача — в точности воспроизвести эмоциональные впечатления того периода, поэтому такие эмоции, как гнев, ненависть, отчаяние или безысходность то и дело захлестывают ученика, актуализируя тем самым все его астральные процессы. Только так его ментальное тело, одновременно задействованное в событиях прошлого и в нынешней проблемной ситуации, в состоянии познать кармическую взаимосвязь всех явлений и понять, какой именно урок ему следует извлечь из мучительных переживаний прошлого.
Этот период, действительно, необычайно напряженный и мучительный в жизни ученика, поскольку он наступает неожиданно и застигает его врасплох. Если бы ученик был более подготовлен к этому, то и сам период не был бы таким ужасным.
Отсюда — необходимость как можно точнее описать эту стадию, особенно сейчас, когда многим ученикам предстоит пройти через эту мучительную процедуру и им столь необходимо дать понять, что в этом нет для них ничего ужасного, но что, наоборот, это вполне нормальный и естественный процесс развития.
Для данной фазы весьма характерно то, что ученик, который в других ситуациях обычно всегда сохраняет тонкую внутреннюю связь с душой или с Учителем, бывает опустошен пережитым настолько, что все его прежние, некогда им отторгнутые, чувства и желания выходят на поверхность и блокируют его информационный канал, и он часто теряет связь и со своей душой, и со своим внутренним наставником. Все больше и больше им овладевает мысль о том, что все эти мучительные физические симптомы вызваны либо смертельной болезнью, либо раковой опухолью в головном мозге, либо другими не менее серьезными причинами.
Больше всего его шокирует то, что эти, вроде бы, давным-давно побежденные чувства вновь активизируются в нем с неожиданной энергией, оставляя его в недоумении: а не есть ли все это просто одна сплошная иллюзия? Не мираж ли все эти воспоминания о якобы пройденном им когда-то Втором Посвящении? И хотя в душе он понимает, что это всего лишь очередной великий цикл испытаний на новом уровне и в новом масштабе, однако понять смысл всех этих сопутствующих данному процессу физических и астральных реакций ему пока что неимоверно трудно, в особенности то, почему они вызывают в нем столь яростную и бурную реакцию.
Вся жизнь, все старые травмы и боли переживаются им по новой, но с увеличенной силой и размахом, а поскольку на этой стадии все его ментальные функции работают в полную силу, четко и слаженно, то он под их влиянием приходит к почти логическому выводу о том, что либо он находится на грани безумия, либо ему угрожает опасная, смертельная болезнь — при условии, конечно, что все это не является одним великим блефом, которым он все это время просто морочил себе голову, и в таком случае все, во что он так верил, что так болезненно воспринимал и переживал, есть не более, чем сплошной обман, который раскрывается только сейчас и столь предательским образом.
Однако, стоит ученику немного успокоиться и на мгновение восстановить прерванную внутреннюю связь с душой, как он немедленно убеждается, что это не мираж, не самообман, но очень важная, необходимая фаза гармонизации личности и подведения кармических итогов. Но, как только у него опять проявляются указанные реакции, к нему возвращаются все его прежние подозрения, и он отмахивается от настойчивых увещеваний души, принимая их за очередную ложь в этой нечестной, махинаторской игре. Поэтому хочу еще раз подчеркнуть особую важность в жизни ученика данного периода, являющегося частью грандиозного цикла испытаний, названного нами "искушением в пустыне".
Слово "пустыня" здесь не случайно, ибо ученик очень часто будет чувствовать себя одиноким, всеми обманутым и забытым, в том числе и своими близкими. Но он должен пройти через это "отшельничество", поскольку процесс гармонизации личности требует отчужденности и бесстрастия к реакциям окружающего мира. Ни одно из его тел не должно реагировать на воздействия извне, а тем более вовлекаться в них, поскольку все должно быть восстановлено, прочувствовано, пережито и переосмыслено внутри, и следует помнить, что это необычайно важное звено во всем процессе кармического освобождения ученика. Его личность должна пройти эту фазу генеральной чистки, чтобы стать тем полезным, точным, очищенным и отлаженным инструментом, который так необходим Посвященному 3-ей ступени в его духовном призвании — служении миру.
Все ученики должны быть готовы во всеоружии встретить этот трудный период, где им предстоит испытать одиночество, непонимание и даже враждебность со стороны окружающих, где их будут обзывать безнадежно свихнувшимися, больными, бездуховными или сентиментальными ипохондриками, не имеющими никакого реального представления об окружающем мире, и где самим ученикам будет очень трудно, тяжело, а подчас и невозможно объяснить окружающим, через какие ужасные внутренние процессы им приходится проходить.
Всему, однако, есть конец. Чем быстрее ученик осознает, что весь этот процесс служит важным этапом подготовки к завершающей стадии гармонизации личности, тем скорее он обретет ментальное понимание и тем скорей начнет работать над тем, чтобы подчинить ментальному контролю другие тела, не говоря уже о том, что ему будет легче держать открытым свой душевный канал, через который на протяжении всего этого чрезвычайно трудного для него периода он сможет получать прямые указания, помощь и наставление, как вести себя в той или иной ситуации.
Когда этот этап будет пройден, когда ментальное тело полностью очистится, а личность не будет соблазняться ничем иным, кроме бескорыстной духовной работы на благо ближнего и из любви к нему, только тогда ученик будет окончательно готов к Великому Посвящению, и с ним случится подлинное преображение.