Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности развития и воспитания младших школьников



Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое раз­витие. К этому времени в основном заканчивается окостенение че­репа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находят-

См. : Kpутецкий В. А. Психология обучения и воспитания. М. , 1976. С. 47.

ся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных услови­ях эти процессы могут протекать с большими аномалиями (от греч. aiioinalia — отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжитель­ное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная по­садка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т. д.

Существенной особенностью младших школьников является уси­ленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Антропометрические исследования пока­зывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16—19 кг. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обу­словливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжи­тельное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весь­ма важно практиковать на занятиях различные виды учебной рабо­ты (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объ­яснения сочетать с беседой и т. д. ), проводить физкультпаузы («физ­культминутки»), в теплое время заниматься при открытых форточ­ках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреацион­ные (от лат. recreatio — восстановление сил) помещения и коридо­ры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хорошую пого­ду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем возду­хе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т. д.

Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не менее одного раза в учеб­ную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, их слуха, зрения. Учителям также следует иметь в виду, что когда ребенок вдруг становится замкнутым или сверх обычного по­движным, когда он с трудом сосредоточивается на восприятии изу­чаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество ус­певаемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связа­ны с физическим недомоганием и ухудшением состояния здоровья. В этих случаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу.

Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным

фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клет­ками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400—1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого челове­ка, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для раз­вития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналичико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможе­ния: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему пре­обладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное раз­витие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психоло­гии и педагогике утвердилась идея Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учителей должны направляться на то, чтобы, учитывая осо­бенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работа для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспитательной работы имеют в этом от­ношении определяющее значение?

Большое значение для умственного развития младших школьни­ков имеет правильная организация и совершенствование их позна­вательной деятельности. Прежде всего важно развивать те психи­ческие процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т. е. ощущения и восприятия. Однако их воспри­ятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в оп­ределении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных призна­ков Например, при письме они нередко путают буквы «э» и «е», цифры «6» и «9». На одном из уроков математики мы были свидете­лями того, как первоклассники путали слова «круг» и «шар». Вот

почему в процессе обучения нужно обращать внимание на форми­рование у школьников точности восприятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

Однако, как отмечалось выше, у младших школьников интенсив­но развивается вторая сигнальная система, связанная с абстракт­ным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представле­ний, но и на уровне теоретических понятий, особенно но языкам и математике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60—70-е гг. повысить теоретический уровень образования в начальных классах оказалась неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их знаний. Это, однако, не снимает задачи развития у млад­ших школьников аналитико-синтетического мышления при усвое­нии изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выво­ды и теоретические обобщения, формулировать правила и т. д. Опы­тами профессора Л. В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способно­сти к восприятию и определению существенных признаков изучае­мых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее ко­личество этих признаков и раскрывать наиболее важные из них.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающе­го характера качественные сдвиги происходят в совершенствова­нии памячи младших школьников. У учащихся этого возраста обыч­но преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвое­ние знаний требует значительной аналитпко-синтетической позна­вательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных учащихся определенные трудности. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание ма­териала, что, как правило, ведет к отставанию в учении. Предотвра­тить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубо­кому осмыслению знаний и развития логической памяти.

Успешная организация учебной рабогы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внима­ния и формировании волевых усилий в преодолении встречающих­ся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возра­стной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» мате­риала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует,

однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю заниматель­ность и что у детей нужно формировать понимание своих школь­ных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К. Д. Ушинский:

«Конечно, сделав занимательным гной урок, вы можете не боять­ся наскучить детям, но помните, что не все может быть заниматель­ным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обя­занность»1.

Важными особенностями характеризуется организация практи­ческой деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облека­ются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занима­ет заметное место, они начинают осознавать значение произво­дительного труда, труда но самообслуживанию, помощи взрос­лым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудо­вой деятельности младших школьников, особенно ее коллектив­ных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятель­ность у них формируется осознание своих общественных обязан­ностей, складывается интерес и стремление к участию в обществен­ной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие млад­ших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливае­мые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стре­мятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта:

остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически отно­сятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей вни­мания и специальной педагогической работы.

Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 6. С. 252.

Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недо­статочный уровень развития самосознания имеют своим следстви­ем то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников оказывается слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникаю­щими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процес­се воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представле­ниями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следу­ет умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражне­ниями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников.

На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрос­лых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовы­вать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающеймере определяет успех воспитания.

3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного перио­да как бы переплетаются черты детства и черты, во многом прису­щие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физи­ческих сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще огра­ничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере труд­ным для воспитания.

«Отрыв» от детства и приближение подростков к взрослому со­стоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физи­ческого и духовного развития, которые отличают их от младших школьников. Прежде всего по-иному протекает физическое развитие средних школьников. В детском возрасте этот процесс носит более или менее спокойный и равномерный характер. В противополож­ность этому физическое развитие подростков характеризуется боль­шей интенсивностью, неравномерностью и значительными ослож-

нениями, связанными с началом полового созревания. В этом смыс­ле в физическом развитии подростков можно выделить три стадии:

стадию, предшествующую половому созреванию, стадию полового созревания и стадию половой зрелости. На первой стадии отмеча­ется усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это сти­мулирует физический рост и способствует усилению обменных про­цессов в организме. Однако физическое развитие происходит не­пропорционально: конечности растут быстрее, развитие же тулови­ща несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движе­ния их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вме­сте с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста средних школьников: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одно­временно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отме­чают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражает­ся в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1—1,5 года быстрее, чем 30—40 лет назад.

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сер­дечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же со­судов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанным с этим головным болям. Подростки отличаются боль­шой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятель­ности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточ­но окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные фи­зические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физичес­ким травмам. Вот почему правильное дозирование физических на­грузок составляет важную задачу при организации практической де­ятельности подростков. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития под­ростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортив­но-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточ­ного пребывания на свежем воздухе и т. д. ) обусловливается также гиподинамией (от греч. hypo — приставка, которая используется в

смысле «под» и которая указывает на понижение против нормы, и dinamus — сила, подвижность), т. е. недостаточной подвижностью. Учение, требующее усидчивости, может приводить к застойным яв­лениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и от­рицательно сказывается на физическом развитии учащихся.

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нерв­ных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для со­вершенствования познавательной деятельности подростков. По­ступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внут­ренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизнен­ного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассив­ности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у под­ростков может появляться раздражительность, равнодушное отно­шение к учению, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослы­ми. Но и периоды подъема энергии и активности подростков при­носят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорст­вом, шалостями, стремлением показать свое физическое и мораль­ное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют «ложный героизм»: тайком уходят из дома и устраивают в лесу «партизанские лагеря», организуют самовольные «путешест­вия» в другие города и т. д. Указанные «срывы» в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недоста­точном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следу­ет всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успевае­мости с тем, чтобы случайной двойкой не убить охоты к учению.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существую­щие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, «с хитрин­кой»), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых. положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая па­мять. Закономерный характер этой особенности их мышления и па­мяти проявляется только при соответствующей организации позна-

нательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить под­ростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретичес­ким обобщениям. Не менее существенной задачей является разви­тие навыков самостоятельной учебной работы, формирование уме­ния работать с учебником, проявлять самостоятельность и творчес­кий подход при выполнении домашних заданий.

Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельнос­ти, т. е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обра­щают внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.

Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственно­го воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяет­ся внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила по­ведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяс­нение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существен­ную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регла­ментация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.

Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подрост­ки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

Существенной возрастной чертой их в этом отношении являет­ся стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди то­варищей. Основные пути к этому — хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах дея­тельности, внешнее обаяние и т. д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело пережива­ет свое положение. Вполне понятно, что учителям следует внима­тельно изучать взаимоотношения учащихся со своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.

Положение подростка в коллективе сказывается на его отноше­ниях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мне­нием учителя и мнением класса, подросток чаще всего придержива­ется мнения сверстников. Поэтому при разрешении острых вопро­сов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться на мнение коллектива учащихся.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценива­ют свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

Существенной особенностью воспитательной работы с подрост­ками является профориентация. При ее проведении нужно учиты­вать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, гео­логами, моряками и т. д. Производственные же профессии их при­влекают меньше. Вот почему, поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сель­ском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.