Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура воспитательного коллектива в школе. Обычно в 4 страница



1 Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 2. С. 348.

2 Макаренко А. С. Соч. Т. IV. С. 397.

3 Там же. С. 395-396.

серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достой­ной, ни счастливой» 1. Л. И. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного — праздной жизни.

2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и про­фессиональной ориентации. Понятие трудолюбия как личност­ного качества и его внутренняя структура.Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, твор­чества, стремления к достижению более высоких результатов.

Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения трудо­вым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирова­ние и совершенствование трудовых умений и навыков.

Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозна­чает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специаль­ности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отме­тить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профориентацией. Последние выступают как его составные части. Но, выполняя свои специфи­ческие роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при успеш­ном их осуществлении способствуют формированию у школьни­ков трудолюбия. Что же такое трудолюбие?Трудолюбие является ре­зультатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориен­тации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитателъной силы труда (знания и убежде­ния), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходи­мую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, кото­рые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личност­ным качеством, трудолюбие, таким образом, включаетв себя сле­дующие структурные компоненты:

1 Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 2. С. 354-355.

а) потребность в созидательно-трудовой деятельностии ее здо­ровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности (сознание);

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совер­шенствование;

г) достаточно сильную волю личности. Знание этой структуры имеет определяющее значение для ос­мысления методических основ трудового воспитания.

3. Основные виды трудовой деятельности школьников.По­скольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включе­ния учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятель­ность, возникает вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?

Широкое применение в школе находит прежде всего трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообраз­ных учебно-наглядных пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербари­ев, коллекций, простейших моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают различные механизмы, действую­щие модели, стенды и т. д. При изучении природоведения и ботани­ки учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких жи­вотных.

Значительноеместо в трудовом воспитании и обучении занима­ет ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в сред­них классах и учебно-производственная практика в старших классах.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, убор­ку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и т. д.

Следующим видом трудовой деятельности учащихся является об­щественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в насе­ленных пунктах, дорог и т. д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.

Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общест­венно полезный, производительный труд, который организуется в сред­них и старших классах на промышленных предприятиях, в сель-

ском хозяйстве и который связан с созданием материальных цен­ностей.

Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и учатся хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое здесь зависит от инициативы, активности и заботы педа­гогического коллектива, от его желания сделать труд действенным средством обучения и воспитания учащихся.

4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отно­шении к материальным ценностям общества и личным вещам.

Как отмечено выше, существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и береж­ном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создает внутреннее влечение к трудо­вой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к мате­риальным ценностям общества, способствует формированию таких личностных качеств, как трудолюбие и бережливость.

Успешное решение этой проблемы во многом зависит от харак­тера воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том, чтобы постепенно привлекать ребенка к посиль­ной и разнообразной трудовой деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребенка расширяется и включает в себя поливку цветов в доме, уча­стие в сухой уборке квартиры, поддержание чистоты в ванной и т. д. В лекции для родителей «Воспитание в труде» А. С. Макаренко пере­числяет более 20 видов труда детей в семье 1. Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими детьми, естественно, легче работать и учителям.

Однако школе необходимо значительно расширять сферу тру­довой деятельности учащихся, включать их в такие виды деятель­ности, результаты которых связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой деятельности учащихся и по­вышение ее воспитательного значения требуют возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием которых формируется потребность в труде и которые стимулиру­

1см. : Макаренко А. С. Соч. Т. IV. С. 401-402.

 

 

ют развитие трудолюбия и бережливости. Что же это за противоре­чия и как они создаются?

Одно из этих внутренних противоречий состоит в переживании учащимися «расхождения» между характером домашнего труда и расширением сферы их трудовой деятельности в школе. Когда уче­нику приходится выполнять различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера его деятельности в ра­боте по самообслуживанию и благоустройству школы, по оказанию помощи близлежащим стройкам, промышленным предприятиям, сельскому хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы но­визны, становится интересным, что и способствует стимулирова­нию его трудовой активности.

Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способст­вует также возбуждению противоречия между объемом имеющихся у них умений и навыков и необходимостью овладения новыми тру­довыми процессами, а также совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в процессе воспитания важно по­казывать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приоб­рести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовер­шенствовать,

Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества предо­ставляет разъяснение учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного качества. Когда ученик глубоко осознает общественное и личное значение труда, а также свои обя­занности, у него формируется психологическая установка к актив­ной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.

В возбуждении у школьников переживания внутренних противо­речий и воспитания потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организа­ции трудовой деятельности. Какие же из этих форм получили рас­пространение в школьной практике? Важнейшими из них являются следующие:

а) создание постоянных или временных ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Например, могут функцио­нировать постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду, если он есть, по выращиванию цветов. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, на­пример, для оформления школьного здания к наступающему празд­нику, для совместной работы с шефами и т. д. ;

б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, на­пример, традиционная подготовка и проведение в школе «Праздни-

ка труда» или праздника «В подарок школе», когда ученики всех классов изготавливают учебные пособия, мастерят модели, заклады­вают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являют­ся выставки технического творчества школьников и т. д. ;

в) в последние годы в школах создаются производственные ко- 1 оперативы, в которых учащиеся занимаются производительным трудом и получают за это денежную оплату;

г) эффективной формой возбуждения трудовой активности яв­ляются индивидуальные трудовые поручения, которые даются уча­щимся учителями и ученическими организациями. Нередко учителя просят того или иного ученика помочь в уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок приборы, мебель и т. д.

5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеж­дений по вопросам трудолюбия.Важной стороной трудолюбия яв­ляется глубокое понимание личностью существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, ее взгляды и убежде­ния в необходимости вносить свой вклад в развитие экономики, в создание личного материального благополучия.

Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных заня­тий. Учебный материал по литературе, языкам, истории и другим предметам содержит немало примеров и фактов, позволяющих рас­крывать благотворное влияние труда на человека, его чувства и мо­ральное формирование. Развитие общества основывается в конеч­ном итоге на создании материальных ценностей и жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных и моральных отношений. В этом смысле главным двигателем социального разви­тия является человек труда, его творческо-преобразующая деятель­ность. Эти идеи пронизывают содержание такого учебного предме­та, как история, и овладение им позволяет глубоко осмысливать зна­чение труда в развитии общества.

Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравст­венная сущность ярко освещаются в произведениях художественной литературы. Благородство труда воспевали А. С. Пушкин, М. Ю. Лер­монтов, А. Н. Некрасов, М. А. Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и овладение этим материалом не 1 только расширяют кругозор учащихся по вопросам о роли труда в жизни общества, но и позволяют им осознавать его большое значе­ние в личностном развитии человека, закладывают основы их взгля­дов и убеждений.

 

 

Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной работы. Различные вопросы о роли труда в улучшении благосостояния народа раскрываются в этических беседах, лекциях, докладах, на классных часах. На эти темы проводятся читательские конференции, школьные вечера, диспуты, встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства, экскурсии на производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с предприятиями, колхозами и совхозами, создаются комнаты боевой и трудовой славы. Для раз­вития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в этих слу­чаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные примеры и т. д.

Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в фор­мировании трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависит от ее содержательности, эмоциональности и умелого учета возрас­тных особенностей школьников.

Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как лич­ностного качества, пожалуй, едва ли не главным являются трудовые умения и навыки, умелость личности в различных видах производ­ственной деятельности. Какие же теоретические и методические проблемы здесь возникают?

6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирова­ние у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновле­ние форм трудовой деятельности школьников.Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, ее необходимо методически правильно организовать. Наиболее существенными вопросами этой методики являются следующие.

а) В процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и класс­ным руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения нужно пла­нировать трудовую деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе территории, работали по за­данию подшефных предприятий как в течение учебного года, так и во

время каникул. В средних и старших классах полезно, чтобы школь­ники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его организовать. В этих случаях учителя и классные руководители вы­ступают лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников опреде­ленные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное учас­тие всех учащихся в разнообразных видах труда, то создаются усло­вия для нормального трудового воспитания.

б) При организации труда нужно четко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснять их общест­венное и нравственное значение. Например, учащиеся-подростки и старшеклассники направляются на оказание помощи в уборке уро­жая. Накануне этого необходимо определить, какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и ее народно-хо­зяйственное значение. Все это должно делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, со­здает психологическую установку на преодоление трудностей, рож­дает чувство ответственности и долга.

в) В методике трудового воспитания существенно важным явля­ется определение порядка выполнения намеченного труда, распре­деление обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения ре­зультатов ее выполнения.

г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдению правил техники безопасности. В дан­ном случае речь идет об элементах трудового обучения, формирова­нии трудовых умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.

д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами его выполнения.

Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание надо обращать на соблюдение правил техники безопасности, пред":

упреждать учащихся об осторожности в обращении с орудиями труда и техническими средствами.

е) Органической частью организации труда является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также его роли в углублении

и расширении знаний школьников. Когда, например, учащиеся ра­ботают на пришкольном участке, эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений, изучают влияние минеральных удобрений на рост и урожайность сельскохозяйствен­ных культур и т. д. Тесно связаны с обучением такие виды труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о произ­водительном труде. Тем более вдумчиво нужно относиться учите­лям к использованию его в учебно-воспитательных целях. Школьни­ки работают на рыхлении междурядий свеклы, кукурузы или карто­феля. В этом случае полезно вспомнить, что рыхление почвы неред­ко называют «сухой поливкой» растений, и разъяснить учащимся, что рыхление разрушает капилляры в верхнем слое почвы и тем самым уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с тех­никой, с различными химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.

Подобное соединение труда с обучением не должно носить меха­нического характера. Его необходимо осуществлять тогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существует со­держательная связь. Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение учащихся: они воспиты­вают упорство в преодолении трудностей, формируют у них коллек­тивизм, стремление к взаимопомощи, т. е. те качества, которые обеспечивают успех как в физической работе, так и в учебных заня­тиях.

ж) Для формирования добросовестного отношения к труду боль­шое значение имеет стимулирование трудовой активности учащих­ся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чем шла речь выше. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации труда. Можно просто поехать всем классом на сельскохозяйствен­ные уборочные работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта ра­бота приняла интересную форму, например, провести «трудовой де­сант», создать временную производственную бригаду, — и работа пойдет веселее.

Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию учени­ческого труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы ее формы постоянно обновлялись и приобретали свежие, а иной раз и романтические черты. Многое здесь дает использование

методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных форм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с какой радостью их встречают малыши из соседнего детского сада. Учитель подсказывает им провести операцию «ПМД» («Подарок младшим друзьям»), в процессе которой они готовят детям игруш­ки, сувениры, новые игры. В зимнее время учащиеся задумывают новую трудовую операцию «Снежная сказка» и по секрету от малы­шей делают различные скульптуры из снега, строят снежную кре­пость и т. д.

В предновогодние дни в школе проводится ролевая игра «Фаб­рика». Школьники распределяют между собой разные роли: одним поручается подготовить оформление помещения к новогоднему ве­черу, другим — организовать выставку юмористических рисунков, третьим — навести порядок и чистоту в школе, четвертым — изгото­вить кормушки и домики для птиц и т. д. В результате все заняты конкретными делами, в школе поддерживается бодрое трудовое на­строение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширя­ется сфера их потребностей в новых видах труда и практической деятельности 1.

Таковы основные методические требования, с учетом которых организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется их трудолюбие.

7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации уча­щихся.В системе трудового воспитания существенной задачей яв­ляется работа по профессиональной ориентации школьников, ока­зание им действенной помощи в сознательном и правильном выбо­ре профессии, их жизненном самоопределении. Эта работа включа­ет в себя несколько направлений.

Одним из этих направлений является ознакомление учащихся с харак­тером и своеобразием различных профессий и специальностей. Эта задача решается прежде всего в процессе обучения, когда учащиеся знако­мятся с различными видами труда и профессиями. В частности, они изучают жизнь и творческую деятельность ученых, изобретателей, писателей, работников искусства, музыки и т. д. На занятиях по ис­тории и литературе они получают представление о людях физичес­кого труда и их работе, о предпринимательстве. Это же направле-

1 См. : Иванев И. Трудовое воспитание в коллективных творческих делах //Вос­питание школьников. 1989. № 2. С. 38-48.

ние красной нитью проходит и через систему внеклассных меро­приятий, причем особый акцент необходимо делать на ознакомле­нии учащихся с производственными профессиями и специальностя­ми. Эффективными средствами этой работы являются беседы, лек­ции и доклады о различных профессиях, встречи с тружениками производства, экскурсии на промышленные и сельскохозяйствен­ные предприятия и стройки, вечера на тему «Кем и каким быть?» и т. д. Для проведения этой работы полезно привлекать родителей, а также представителей различных профессий.

Вторым направлением профессиональной ориентации учащихся на деятельность в сфере промышленности и сельского хозяйства является показ привлекательного характера производительного труда, создания материальных ценностей общества. Когда ученик лично убеждается в том, какое большое удовлетворение вызывает труд слесаря, токаря, шофера, строителя, комбайнера, эти рабочие специальности будут находиться в сфере выбора им своей будущей профессии.

Третьим направлением, профориентации является создание усло­вий для овладения учащимися начатками производственных специ­альностей. Производственное обучение в школьных производствен­ных комбинатах и особенно непосредственно на промышленных предприятиях способствует выработке практических умений и на­выков в тех или иных областях труда, позволяет учащимся прояв­лять свои творческие способности, познавать большую радость, ко­торую доставляет человеку работа, ее материальные и духовные ре­зультаты. Все это обусловливает необходимость поисков путей соче­тания общеобразовательной подготовки учащихся и обучения их трудовым умениям и навыкам. Хорошей формой трудового обуче­ния и профессиональной ориентации оказались межшкольные учебно-производственные комбинаты. Они позволяют создать хо­рошую материально-техническую базу и коллектив мастеров произ­водственного обучения, а также значительно расширить номенкла­туру производственных специальностей, которыми могут овладе­вать учащиеся с учетом местных условий и потребностей окружаю­щих предприятий.

Широкое распространение получило производственное обуче­ние и организация общественно полезного, производительного труда учащихся на "базовых промышленных предприятиях и строй­ках. Это помогает школьникам овладевать производственными уме­ниями и навыками, выбрать себе специальность в соответствии со своими склонностями, а многим из них и вернуться на это предпри-

ятие после окончания школы, чтобы приобщиться к труду в сфере материального производства.

Если в школе умело реализуется рассмотренная выше система трудового воспитания и профессиональной ориентации, она созда­ет педагогические предпосылки для формирования у учащихся по­требности в труде, понимания его важного экономического и нрав­ственного значения, способствует овладению трудовыми умениями и навыками, закаляет волю, что в конечном итоге и формирует тру­долюбие, а также бережливость как нравственные качества, помога­ет жизненному самоопределению школьной молодежи. Нельзя, од­нако, не отметить того, что в решении этой проблемы имеется много недостатков и трудностей. Нередко в школах нет необходи­мой системы и регулярности в организации труда учащихся. Не об­ращается должного внимания на стимулирование их трудовой ак­тивности, на создание положительных трудовых традиций. До сих пор не решены как следует вопросы о связи школ с предприятиями по профессиональной ориентации учащихся, которые в последние годы значительно ослаблены.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Попытайтесь устно составить план темы и выделить ее узловые вопросы.

2. Определите функции трудового воспитания в развитии личности, как они исследованы в педагогике.

3. Раскройте значение понятий: «трудовое воспитание», «трудовое обуче­ние», «профессиональная ориентация». В какой связи находятся они между собой?

4. Определите понятие трудолюбия и раскройте его внутреннюю структу­ру.

5. Какие виды трудовой деятельности учащихся практикуются в школе?

6. Какие воспитательные методы и приемы используются в школе для формирования у учащихся потребности в труде?

7. Раскройте содержание и методику педагогической работы по формиро­ванию у школьников взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия и формированию сознательного отношения к труду.

8. Какие теоретические и методические положения необходимо соблюдать в процессе непосредственной организации трудовой деятельности уча­щихся и воспитания трудовых умений и навыков?

9. В чем состоит сущность профессиональной ориентации учащихся и како­вы основные направления ее осуществления?

10. Можно ли применять меры принуждения в процессе трудовой деятель­ности учащихся?

11. Какие новые моменты в трудовое воспитание вносит рыночная эконо­мика?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М. , 1988.

Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. М. , 1987.

Йовайше Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М. , 1983.

Синицын И. С. Когда воспитывает труд. М;, 1987.

Содержание трудового воспитания школьников /Под ред. Я. А. Журкиной, И. И. , Зарецкого. М. ,1989.

Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч. : В 11 т. М. ; Л. , 1948. Т. 2.

Чернышенко И. Д. Трудовое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. М. , 1986.

 

Глава 23

ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важ­нейшая задача нравственного воспитания.

2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике.

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности.

4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисципли­ны. и культуры поведения.

5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в шкале правил поведения и внутреннего распорядка.

6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведе­ния. Воспитание культуры поведения.

7. Использование общественного мнения воспитательного коллектива в процессе формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися.

8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе форми­рования у учащихся дисциплины и культуры поведения.

1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания.При рассмотрении вопроса о содержании нравственного воспитания отмеча­лось, что важное место в нем занимает формирование у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения. Чем же оно обу­словливается?

Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятельности челове­ка. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требова­ния, которые предъявляются к труду и к его служебным обязаннос­тям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышения ее качества. Это, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.

Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она делает человека подтянутым, сдержанным, учит его самообладанию, способствует формированию умения подчи­нять свои действия и чувства достижению поставленной цели, со­здает условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисцип­лины и культуры поведения исключительно важной задачей нравст­венного формирования личности в школе.

2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дис­циплины и культуры поведения в педагогике.В разработке тео­рии и методики воспитания у школьников дисциплины, как и нрав­ственного формирования вообще, в педагогике сложились три ос­новных направления. Одно из них ведет свое начало от немецкого педагога Иоганна Гербарта и целиком основано на авторитаризме. Основными средствами авторитарного воспитания в этом смысле были: внушение, угроза, наблюдение за поведением и различного рода наказания, не исключая и физических.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.