Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура воспитательного коллектива в школе. Обычно в 6 страница



5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искус­ства.

6. Использование эстетического воспитания в целях формирования нрав­ственности учащихся.

7. Формирование эстетики поведения.

1. Роль эстетического воспитания в развитии личности.Роль эс­тетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и дея­тельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной при­тче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них фи­лософ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к дейст­вительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую по­знавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В. Г. Белинский отме­чал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь науч­ного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что

ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, ху­дожник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти из­менения с помощью образного, художественного изображения дей­ствительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и по­скольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воз­действия искусства на личность, A. M. Горький называл эстетику этикой будущего.

Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им художест­венные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полнос­тью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова — автора известного романа «Чайка» об отважной партизанке Великой Оте­чественной войны Лизе Чайкиной, — который около 30 лет проле­жал пораженный жестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы ос­таться в строю. Такой же страдальческий, но почетный путь про­шел белорусский писатель Виссарион Горбук, который после тяже­лого ранения в боях с фашистскими захватчиками потерял способ­ность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жизненном строю, создал немало художественных произ­ведений для детей и взрослых.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал A. M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А. И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги ока­зывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Неда­ром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть кото­рого находится под водой. Искусство развивает эстетическую куль­туру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на воспитание человека в опреде­ляющей мере зависит от его художественно-эстетического разви­тия. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пусты­ни, есть красота в душе араба». Без знания законов художествен­ного отражения действительности, без понимания языка и худо­жественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение толь­ко человеку, который имеет соответствующую подготовку и в до­статочной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью кото­рых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной под­готовки и соответствующего понимания. Даже интересный рас­сказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. За­дача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввестиих в большой мир искусства, сделать его дейст­венным средством познания окружающей действительности, разви­тия мышления и нравственного совершенства.

2. Сущность эстетического воспитания и его содержание.Поня­тие эстетическое воспитание органически связано с термином эстети­ка, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происхо­дит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художествен­ным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состо­ит в организации разнообразной художественно-эстетической деятель­ности учащихся, направленной на формирование у них способностей пол­ноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобще-

ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, ху­дожник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти из­менения с помощью образного, художественного изображения дей­ствительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и по­скольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воз­действия искусства на личность, A. M. Горький называл эстетику этикой будущего.

Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им художест­венные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полнос­тью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова — автора известного романа «Чайка» об отважной партизанке Великой Оте­чественной войны Лизе Чайкиной, — который около 30 лет проле­жал пораженный жестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы ос­таться в строю. Такой же страдальческий, но почетный путь про­шел белорусский писатель Виссарион Горбук, который после тяже­лого ранения в боях с фашистскими захватчиками потерял способ­ность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жизненном строю, создал немало художественных произ­ведений для детей и взрослых.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения 1человека. Чем больше я читаю, писал A. M. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А. И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги ока­зывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Неда­ром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть кото­рого находится под водой. Искусство развивает эстетическую куль­туру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на воспитание человека в опреде­ляющей мере зависит от его художественно-эстетического разви­тия. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пусты­ни, есть красота в душе араба». Без знания законов художествен­ного отражения действительности, без понимания языка и худо­жественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение толь­ко человеку, который имеет соответствующую подготовку и в до­статочной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью кото­рых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной под­готовки и соответствующего понимания. Даже интересный рас­сказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. За­дача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его дейст­венным средством познания окружающей действительности, разви­тия мышления и нравственного совершенства.

2. Сущность эстетического воспитания и его содержание.Поня­тие эстетическое воспитание органически связано с термином эстети­ка, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происхо­дит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художествен­ным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смыслесущность эстетического воспитания состо­ит в организации разнообразной художественно-эстетической деятель­ности учащихся, направленной на формирование у них способностей пол­ноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобще-

ние учащихся к различным видам и жанрам искусства — к литерату­ре, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и лите­ратуры, изобразительного искусства и музыки. Существенной сто­роной эстетического воспитаний является также познание прекрас­ного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении чело­века.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспита­ния является его направленность на личностное развитие учащих­ся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценнос­тей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти воспри­ятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать пре­красное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.

Существенным компонентом эстетического воспитания являет­ся овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умени­ем выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественно­го отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработ­ка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занима­ет формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с вос­приятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьни­ков чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения ис­кусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетического воспита­ния является приобщение учащихся к художественному творчеству, раз­витие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л. Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художест­венном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на рас­крытие и осмысление гражданской основы искусства и способство-

вать формированию у учащихся общественных взглядов и убежде­ний, а также нравственности. Как же должно осуществляться эсте­тическое воспитание?

3. Формирование у школьников художественно-эстетических по­требностей.Эстетическое воспитание в школе начинается с млад­ших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусст­ва, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искус­ства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эс­тетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмо­ционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетент­ность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбужда­ют потребность в приобщении к искусству.

Для воспитания художественного восприятия у младших школь­ников существенное значение имеет использование приема сравне­ния при изучении литературных произведений, прослушивании му­зыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих про­изведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их вос­приятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демон­страцию репродукций картин.

Большое значение имеет показ красоты родной природы, причуд­ливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т. д. Одним из лучших воспитателей называл природу К. Д. Ушин­ский. «А воля, а простор, природа. . . а эти душистые овраги и колы­хающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, — писал он, — разве не были нашими воспитателями? . . . Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет

такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. . . »1 Для оз­накомления учащихся с красотой родной природы проводятся экс­курсии, организуются наблюдения за сезонными изменениями окру­жающего ландшафта, создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвященные животному миру, и т. д. Вместе с тем необходимо воспитывать активное отношение к сохра­нению природы, организуя для этого кружки «Друзья природы», «Зеленый патруль», акции «В защиту леса» и т. д. Все это показыва­ет, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в начальных классах.

Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.

4. Формирование у учащихся эстетических представлений, поня­тий и вкусов.Это весьма сложная педагогическая задача. Простей­шие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностя­ми к более глубокому пониманию искусства.

Очень важно в этих классах обогащать учащихся представления­ми о художественных средствах передачи настроения человека, ко­торые используются в литературе, музыке и изобразительном искус­стве. Вот как, например, А. С. Пушкин рисует печальную картину осени в романе «Евгений Онегин»:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день, ,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоялноябрь уж удвора.

Иные изобразительные средства использует поэт, показывая бодрящее воздействие зимнего пейзажа на человека:

1Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 11. С. 52-53.

Зима!. . Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно. . .

В познании художественных средств изображения действитель­ности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравне­ние, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном ис­кусстве и др.

В последние годы в школьной практике с целью развития эсте­тических суждений и углубления эстетических взглядов широко ис­пользуется написание сочинений, устное и письменное рецензиро­вание произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

В связи с важностью эстетического воспитания и развития у уча­щихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая сущест­вует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использо­вать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, при изу­чении повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» учитель может использовать иллюстрации С. Герасимова и П. Соколова к этому про­изведению. Изучение сказок Салтыкова-Щедрина обычно сопровож­дается рассмотрением иллюстраций художников Н. Муратова и Кукрыниксов. Прослушивание романса А. Варламова «Белеет парус оди­нокий» организуется при изучении лирики М. Ю. Лермонтова. Подоб­ное синтетическое использование искусства в процессе учебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств раз­личных видов искусства и развитию разностороннего и более глубо­кого эстетического восприятия действительности.

Эстетическое воспитание не может ограничиваться только учеб­ной работой по литературе, музыке и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризовать-

ся занятия и но таким предметам, как математика, физика, химия, география и т. д. Эмоционально-выразительное изложение материа­ла учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к ло­гически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эс­тетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристо­теля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» не­обходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету.

Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся полноценных худо­жественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожест­венные произведения от примитивного ремесленничества, от худо­жественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобрази­тельному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофо­нией и бездумным модернизмом и недооценивают классики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и ки­нофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту труд­ность можно только одним путем — широким использованием клас­сической литературы, лучших образцов современной музыки и ху­дожественного творчества.

5. Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изо­бразительного искусства.Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-твор­ческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершен­ствовать эти склонности и способности — одна из задач эстетичес­кого воспитания. В младших и средних классах она решается преж­де всего на занятиях по родному языку и литературе, изобразитель­ному искусству и музыке. С этой целью учителя дают школьникам задания делать свои иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют целью не формирование про­фессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способнос-

ти, подобные занятия служат средством совершенствования худо­жественного опыта, умений и навыков. Здесь иногда имеет значе­ние первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Как писалось в одной статье для родителей, «. . . стоит про­будить в ребенке художника — и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку» 1.

Известный композитор Д. Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музы­кальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отра­жением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравствен­ности людей. Художник Б. М. Неменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся ри­сованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобрази­тельного искусства. Это существенно улучшает эстетическое разви­тие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человечес­кой жизненной практикой.

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изо­бразительному искусству, коллективы художественной самодеятель­ности, организация встреч с работниками искусства, проведение ху­дожественно-творческих конкурсов, олимпиад и т. д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают пер­вые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Ре­зультаты художественной деятельности школьников оформляются в виде рукописных (машинописных) литературных журналов, вы­ставок картин и рисунков, организации концертов и т. д.

6. Использование эстетического воспитания в целях формиро­вания нравственности учащихся.При изучении произведений ис­кусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях мораль­ного формирования учащихся. Для этого необходимо вырабаты­вать у учащихся понимание того, что подлинное произведение ис­кусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созида­ния прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осу­ществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие

1 Скрылев Ю. Листья самые прекрасные // Семья и школа. 1961. № 12. С. 12.

 

 

духовной красоты человека-творца — такова идейная направлен­ность произведений лучшей художественной классики. Вот почему при изучении поэзии А. С. Пушкина нужно привлечь особое внима­ние к тем строкам произведения, которые наполнены пафосом пат­риотизма и горячей любви к родине:

Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Непревзойденное мужество, храбрость и отвагу русских людей в борьбе за независимость и честь Родины, их беспредельную предан­ность своему патриотическому долгу воспевал М. Ю. Лермонтов. В стихотворении «Бородино» он рисует драматическую картину подготовки русских солдат к сражению, понимание ими решающего значения предстоящей битвы для судеб Родины. Беседуя с солдата­ми, полковник призывает их:

Ребята! Не Москва ль за нами, Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали. И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой.

Особенно важно показать красоту мужественных патриотичес­ких поступков русских людей, их идейно-политической стойкости и преданности своему гражданскому долгу.

Для раскрытия нравственного содержания искусства широко ис­пользуются различные формы внеклассной работы. В школах прово­дятся тематические литературно-художественные вечера: «Песни и му­зыка Великой Отечественной войны», «Мотивы морали и нравствен­ной чистоты в музыке», «Идеи патриотизма в изобразительном искус­стве» и др. Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения. Но с чем же связано это влияние? Здесь проявля­ет себя так называемая эмпатия, т. е. перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопереживанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального со­стояния, стремление следовать его действиям и поступкам.

7. Формирование эстетики поведения.Одновременно и в органи­ческом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику по-

ведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается куль­тура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожела­тельное отношение и вежливость между учащимися. Все это состав­ляет важную область эстетики их повседневного поведения.

Эстетика должна пронизывать организацию труда и разнообраз­ной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Упоминавшийся выше композитор Д. Б. Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизывать все проявления челове­ческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необходимо заботиться о ра­зумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека. Учащиеся по зада­нию учителя сделали уборку и навели чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. «Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!» — гово­рит учитель, и учащиеся любуются делом своих рук, переживая ра­дость и воодушевление от сделанного. Школьники вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окна­ми школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный школьный участок, на который можно засмотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда.

Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомле­ние их с современной модой в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предостерегать учащихся от утрирования и искажения моды. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работ­никами парикмахерских и швейных ателье, артистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке этической культуры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.