Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура воспитательного коллектива в школе. Обычно в 2 страница



Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, ко­торые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него — силу общественного мнения: упреки, моральное порица­ние и, наконец, общественное осуждение, если аморальные дей­ствия и поступки приобретают уже более серьезный характер. Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыска­ние (предупреждение, выговор и т. д. ). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынуж­ден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а знакомый может его только упрекнуть или сделать товарищеское замеча­ние. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базирует­ся не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необхо­димости их соблюдения. В этике (лат. ethica — обычай, харак­тер) — философской науке о морали — существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответст­вии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравствен­ности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарно­го государства, например, развращала людей, возбуждала в них че­ловеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мо­раль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессив­ному развитию и совершенствованию личности. Именно в этом на-

правлении и происходит моральное развитие мирового сообщест­ва, если иметь в виду преобладающие линии в его нравственной эволюции.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения, большую роль в этом играют нравст­венные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в об­ществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятель­ности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Посколь­ку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действеннос­ти. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств лич­ности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности.Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчерк­нем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я. А. Коменский. В своем трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского фи­лософа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил вы­дающийся швейцарский педагог-демократ Г. Песталоцци. Нравст­венное воспитание он считал главной задачей детского воспита­тельного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог И. Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авто­ритету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно цели­ком выразить в одном только слове: нравственность» 1.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой:

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно

больше добра».

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. R статье «О нравственном элементе в вос­питании» он писал:

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания. . . могли сделать гоголевского городни­чего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. . .

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое пос­ледствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что. . . влияние нравственное составляет главную задачу воспита­ния, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями. . . »2

Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравст­венности в развитии и формировании личности, тем большее зна­чение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждо­го его члена.

3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравствен­ности личности.Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зача-

1 Гербарт И. Ф. Избр. пед. соч. М. , 1940. Т. 1. С. 133. 2 Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 2. С. 429,431.

стую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необхо­димо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему вы­работанных в обществе норм, правил и требований, которые предъ­являются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его мо­рального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование, нравственности, или нравствен­ной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неук­лонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности?Они есть не что иное, как выра­жение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. На­пример, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное до­стояние и природу, быть преданным родине, поддерживать досто­инство и честь других людей, проявлять коллективизм, правди­вость, скромность и т. д. Как видим, все эти нормы и правила опре­деляют те нравственные отношения, которые человек должен про­являть к труду, родине, другим людям и т. д.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отно­шений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содер­жание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирова­ние следующих моральных отношений:

а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и пер­спектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духов­ных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свобо­де народов;

б) отношение к родине, другим странам и народам 1, любовь и предан­ность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

доброжелательность ко всем странам. и народам; культура межнаци­ональных отношений;

в) отношение к труду: добросовестный труд на общее иличное благо; соблюдение дисциплины труда;

г) отношение к общественному достоянию и материальным ценнос­тям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопо­мощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании

детей;

е) отношение к себе. высокое сознание гражданского долга; чест­ность и правдивость; простота и скромность в общественной и лич­ной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т. д.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна при­держиваться личность и которые составляют основу ее жизни и по­ведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его ис­ключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориенти­роваться не только в его содержании. Не менее важно детально ос­мыслить, какого человека можно считать нравственным, и в чем, собст­венно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем пове­дении и жизни придерживается моральных норм и правил и выпол­няет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуж­дения или стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в общест­ве. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.

В условиях обновляющихся в стране социальных отношений, де­мократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполня­ла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общест­венным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Н. В. Гоголь, когда утверж­дал: «Развязать каждому руки, а не связывать их; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого

закона».

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Гово-

ря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением уста­новленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив (от лат. imperativus — повелительный, настойчивый) личности, в качестве побуди­тельных сил которого выступают ее здоровые общественные по­требности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеа­лы. В этом смысле А. С. Макаренко большое значение придавал «по­ступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственной воспитанности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребнос­ти), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответству­ющих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех слу­чаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках — сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. «Раскаяние, — пишет Чингиз Айтма­тов, — одно из великих достижений в истории человеческого духа — в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозре­ния, которые достигаются через осознание вины — в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения?» Все это показыва­ет, что нравственное развитие личности невозможно без формирова­ния ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

Какой же должна быть воспитательная работа в этом направле­нии? Каковы ее внешние и внутренние психологические механизмы?

4. Моральное воспитание как процесс организации разнообраз­ной деятельности учащихся и формирования у них нравствен­ных качеств.Рассматривая содержание нравственного воспита­ния, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирова-

ние у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране приро­ды, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятель­ностью •человека и обусловливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой со­знательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положи­тельных моральных отношений в системе организуемой в школе разнооб­разной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению мате­риальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, фор­мируются чувства совести и ответственности, вырабатываются на­выки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т. д. ). Без хорошо организованной практической дея­тельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эф­фективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положение. Во всту­пительной части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личнос­ти, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведе­ния в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личност­ные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенство­вать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного ми­ровоззрения, патриотизм и культура межнациональных отноше­ний, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дис­циплина и культура поведения.

Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходи­мо — и это опять-таки уже отмечалось во вступлении к этому разделу пособия — формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привы-

чки поведения и укреплять волевые свойства. В таком плане и будут раскрываться эти вопросы в последующих главах.

Нужно, однако, сделать такое замечание. Поскольку проблема формирования мировоззренческих убеждений будет рассматри­ваться в главе о воспитании научного мировоззрения учащихся, а вопросы формирования коллективизма освещены в главе об орга­низации воспитательного коллектива, последующие главы будут по­священы воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отно­шений, добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины и культуры поведения.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Чем обусловливается большая важность нравственного воспитания как составной части всестороннего развития личности?

2. Приведите высказывания известных педагогов о значении нравственно­го воспитания.

3. Попытайтесь показать, что мораль, или нравственность, представляет собой систему отношений личности к различным сторонам действитель­ности. В чем состоит сущность нравственного воспитания?

4. Какого человека следует считать нравственным? Что следует из этого для организации нравственного воспитания?

5. Раскройте содержание нравственных отношений, которые необходимо формировать у учащихся.

6. Почему нравственное воспитание необходимо понимать как процесс орга­низации деятельности по формированию моральных качеств личности?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Богданова О. С. , Катаева Л. И. , Шамшурина А. И. О нравственном воспитании подрост­ков. М. , 1979.

Богданова О. С. , Черткова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. М. , 1988. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М. , 1979.

Гавриловец К. В. , Кашмирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьни­ков. Минск, 1988.

Гурин В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М. ,1988.

Зарецкая И. И. Нравственное воспитание учащихся. М. , 1986.

Зосимовский А. В. Диагностика моральной воспитанности школьников// Сов. педаго­гика. 1970, № 7.

Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. М. , 1983. Шилова М. И. Изучение нравственности школьников. М. , 1982.

Штольц X. , Рудольф. Р. Как воспитывать нравственное поведение? / Пер. с нем. М. , 1986.

Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М. , 1986.

 

Глава 21

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ1

1. Патриотизм и культура межнациональных отношений - важнейшие моральные качества человека; их значение для его личностного разви­тия.

2. Сущность патриотизма и культуры, межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура.

3. Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанней с патриотизмом и культурой межнациональных отношений.

4. Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонен­та патриотизма и культуры межнациональных отношений.

5. Воспитание у учащихся взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений.

6. Организация практической деятельности учащихся по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений.

1. Патриотизм и культура межнациональных отношений — важ­нейшие моральные качества человека; их значение для его лич­ностного развития.Как отмечалось в предыдущей главе, весьма су­щественной частью морального воспитания является формирова­ние у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отноше­ний.

Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют ог­ромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отноше­ния к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укреп­ляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

1 Глава написана совместно с доцентом В. П. Горленко.

На нравственно-очищающее влияние патриотизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужест­ва и самопожертвования, если этого требуют интересы родины, ука­зывал А. Н. Радищев. «Не все рожденные в отечестве достойны вели­чественного наименования сына Отечества (патриота). . . Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. . . Он пламенеет нежней­шею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей. . . Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится по­гибнуть и исчезнуть, чем подать собою пример неблагонравия. . . и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью. . . Тот есть прямо благоро­ден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Оте­чества. . . » 1

Русский критик-демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. «Любить свою родину, — подчеркивал он, — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспе­шествовать этому»2.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важ­ной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средст­вом. «Как нет человека без самолюбия, — писал он, — так нет челове­ка без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклон­ностями»3.

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим наро­дам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их само­стоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловече­ских ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле пат-

1 Радищев А. Н. Избр. соч. М„ 1952. С. 205-206.

2 Белинский В. Т. Полн. собр. гоч. М. , 1954. Т. IV. С. 488-489.

3 Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 2. С. 160.

риотизм и культура межнациональных отношений теснейшим обра­зом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

2. Сущность патриотизма и культуры межнациональных отно­шений, их содержание и внутренняя структура.Для осмысления сущности патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. gene­sis — происхождение) этих качеств связан с образованием и укрепле­нием отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и куль­тура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячеле­тий.

Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря мо­нархистов.

В словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патри­от — любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник»1. «Патриот, — говорится в другом словаре, — человек, любя­щий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины»2.

Приведенные определения позволяют подойти к более точному осмыслению сущности патриотизма как нравственного качества. Обратимся прежде всего к его философскому истолкованию: «Пат­риотизм (от греч. patris — отечество) — нравственный и политичес­кий принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины»3. В лексичес­ком же значении слово патриотизм обозначает «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу»4.

Как видим, в этих определениях акцент делается главным обра­зом на различных отношениях личности к родине. Но очевидно, что

1 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М. , 1978. Т. 3. С. 24.

2 Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М. ; Л. , 1959. Т. 9. С. 296.

3 Философский словарь / Ред. И. Т. Фролов. М. , 1986. С. 358.

4 Словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. А. П. Евгеньевой. М. , 1984. Т. 3. С. 33.

эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое созна­ние и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокуп­ности и характеризуют патриотизм как моральное качество. С этой точки зрения патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и незави­симость.

Не менее сложным является и понятие культуры межнациональ­ных отношений. Здесь прежде всего нужно иметь в виду, что в лек­сическом значении слово культура обозначает «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, совершенное умение» 1. С этой точки зрениякультура межнациональных отношений есть не что иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, кото­рые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и вза­имной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, на­циональным обычаям и традициям других народов.

Следует отметить, что раньше, когда существовал Советский Союз как единое государство, в педагогике речь обычно шла о вос­питании советского патриотизма и интернационализма, причем последние мыслились как дружба между народами, строящими со­циалистическое общество. Как видим, понятия эти были слишком политизированы. Теперь же они приобрели свой истинный этичес­кий смысл, и в настоящее время более правильно говорить о воспи­тании патриотизма и культуры межнациональных отношений как нравственных качествах личности.

Следует, однако, более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохране­ние верности родине; гордость за ее социальные и культурные до­стижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. , 1985. С. 268.

от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способ­ности расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отношений следует отне­сти: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обыча­ям и традициям других народов; проявление интереса к достижени­ям культуры и жизни других государств и народов; стремление раз­вивать общечеловеческие ценности.

Для осуществления воспитательной работы по формированию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего про­цесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности,воспитание патриотизма и культуры межнациональных от­ношений представляет собой целенаправленный процесс включения уча­щихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по свое­му содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональ­ных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.