Как показано в главе о сущности и общих закономерностях воспитания, целостное развитие личности требует, с одной стороны, ее обучения, а с другой - формирования у нее социальных и духовных отношений, т.е. воспитания в его узком смысле. Поскольку теоретические (дидактические) основы обучения рассмотрены выше, обратимся к раскрытию теоретических и методических проблем воспитания.
Однако при освещении этих проблем нельзя абстрагироваться от тех дискуссионных вопросов, которые нередко возникают в этом случае. Иногда сомнению подвергается сама необходимость и правомерность специального исследования воспитания как особого и специфического педагогического процесса. Аргументом служит то, что, поскольку обучение носит воспитывающий характер и неразрывно связано с личностным формированием учащихся, выделять из этого единого процесса вопросы воспитания нет смысла.
Для подобного мнения есть определенные историко-педагогические причины. Понятие воспитание в российской педагогике стало употребляться со второй половины XVIII в. В 1806 г. оно было включено в словарь Российской Академии, но вплоть до середины XIX в. ассоциировалось с понятием образование и лишь затем приобрело самостоятельное значение. Но понятие образование осталось, обозначая результат обучения и его формирующее (воспитательное) влияние на личность. А потом утвердились понятия воспитывающее обучение, воспитание в процессе обучения. В итоге отдельные педагоги стали считать, что, поскольку основные задачи воспитания решаются в процессе обучения, никакая особая воспитательная работа в школе не нужна.
Одним из первых, кто выразил свое несогласие с подобным мнением, был А.С.Макаренко. "У нас, - говорил он в лекции "Проблемы школьного советского воспитания"' (1938), - среди педагогических мыслителей нашего времени и отдельных организаторов нашей педагогической работы есть убеждение, что никакой особенной, отдельной методики воспитательной работы не нужно, что методика преподавания, методика учебного предмета должна заключать в себе и всю воспитательную мысль. Я с этим не согласен. Я считаю, что воспитательная область - область чистого воспитания - есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания... Я остаюсь при убеждении, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной. И то, и другое - методика воспитания и методика образования, по моему мнению, составляют два отдела педагогической науки. Разумеется, эти отделы органически должны быть связаны. Разумеется, всякая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю невозможным".
Довольно четко разграничивала воспитание и обучение Н.К.Крупская. Она отмечала, что обучение направлено главным образом на приобретение знаний и выработку умений применять их на практике, и в этом смысле оно обеспечивает обученность учащихся. Воспитание же она связывала с формированием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека.
На эту специфику воспитания указывал также профессор А.Ф.Протопопов. "Существенным признаком развития, формирования личности, отраженным в понятии "воспитание", - писал он, - является выработка разнообразных качеств и свойств личности, ее поведения".
Можно не только мысленно представить, но и наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенная обученность (знания, умелость), но не хватает воспитанности (низкая культура общения, отсутствие гражданских мотивов поведения, неопрятность и т.д.)- Очень четко подошел к определению направленности и предмета (объекта) воспитания как специфического педагогического процесса А.С.Макаренко. Указывая на то, что при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения, он считал, что развитие этих отношений и является главной задачей воспитания. В статье "О взрыве" (1938) он писал, что в педагогической работе "мы имеем дело всегда с отношением... Именно отношение составляет истинный объект нашей воспитательной работы".
Приведенные положения показывают, что воспитание в его узком смысле не только существенно отличается от процесса обучения, но и имеет свой специфический предмет, относящийся к формированию личности и, естественно, свою особую методику. Чтобы овладеть особенностями данной методики и формировать у учащихся разнообразные личностные отношения и качества, учителю необходимо хорошо знать теоретические основы этой исключительно сложной работы и владеть соответствующими умениями и навыками. Этим и обусловливается необходимость научной разработки указанных вопросов.