Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как формировать у учащихся умения и навыки домашней учебной работы?



Рассмотренные выше правила выполнения домашних учебных заданий не соблюдаются едва ли не большинством учащихся, что зачастую и обусловливает низкую успеваемость в школе. К существенным недочетам в этом отношении относятся также следующие. Многие учащиеся не знают тех правил, которые необходимо соблюдать в процессе домашней учебной работы. У многих из них нет четкого режима работы над домашними заданиями. Весьма распространенный недостаток - отсутствие должной осмысленности в выполнении учебных заданий, неумение расчленять изучаемый материал на логически законченные части, выделять в нем узловые вопросы, осуществлять их активное воспроизведение и самоконтроль за качеством усвоения.

Отмечается также, что в некоторых школах не ведется соответствующая воспитательная работа в этом направлении. Какой же она должна быть по своему содержанию и методике, чтобы учащиеся овладевали умениями и навыками домашнего учения? Укажем на ее основные элементы.

Прежде всего нужно возбудить у учащихся потребность в осмыслении, правил выполнения домашних учебных заданий и овладения приемами их реализации. Для этого необходимо проанализировать недостатки в домашнем учении школьников и вызвать понимание тех причин, по которым они учатся не так, как должны учиться. Общие упреки в низкой успеваемости и общее повышение требований к учащимся в этом отношении не дает необходимых результатов. Анализ этот должен быть конкретным, доброжелательным и содержать понятные для детей причины их слабых знаний. Вопросы эти нужно ставить в процессе урочных занятий и обстоятельно обсуждать их в специальных беседах, на классных часах и собраниях во внеурочное время.

Дальнейшим этапом этой работы должно быть обстоятельное разъяснение правил домашней учебной работы и включение учащихся в познавательную деятельность по осмыслению этих правил. Вначале полезно ознакомить учащихся со всей системой правил, а затем по ходу учебной работы акцентировать их внимание на выявляемых недочетах в домашнем учении, подвергать эти недочеты детальному анализу и намечать конкретные меры по их преодолению. Так, следует специально обсуждать с учащимися такие вопросы: об особенности и роли в учении концентрированного и рассредоточенного овладения знаниями; почему нужно готовить домашние задания в день их получения; роль тренировочной деятельности в более глубоком овладении изучаемым материалом и выработке практических умений и навыков; можно ли хорошо овладевать знаниями без осуществления самоконтроля в системе домашнего учения и т.д.

Большое значение имеет создание в ученическом коллективе общественного мнения относительно совершенствования домашней учебной работы (умелое поощрение учащихся, проявляющих ответственное отношение к домашнему учению, обсуждение этих вопросов в классе совместно с учителями, а также родителями).

Но, как известно, знание правил домашней учебной работы еще не гарантирует их выполнения. Нужно использовать метод тренировочной деятельности, приучения учащихся к соблюдению этих правил. С той целью следует проводить с учащимися практические занятия по подготовке домашних заданий, например, по математике, языкам, истории и другим предметам. Когда после таких занятий учащиеся хорошо подготовятся к предстоящим урокам и будут более уверенно отвечать на вопросы учителя при проверке знаний, они на собственном опыте убедятся в полезности соблюдения правил домашнего учения.

Педагогическая продуктивность указанной работы по совершенствованию домашнего учения школьников обеспечивается только при условии, если она проводится в опережающе-превентивном порядке и предупреждает их отставание в овладении знаниями. Если же учащийся серьезно отстал в учении, эта работа оказывается малодейственной. Нужно быстрее помочь ему преодолеть отставание и принимать меры к совершенствованию его домашней учебной работы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.