Этот этап урока, как правило, начинается с установления связи нового материала с ранее изученным. В одной из книг по психологии отмечается: "Понять что-то новое всегда означает связать его с тем, что уже известно, включить новое в систему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире круг знаний и жизненный опыт ребенка и чем ближе новое к системе имеющихся ассоциаций, тем более оно находит в знаниях опору и тем скорее будет понято".
Связав новую тему с ранее изученным материалом, необходимо: четко сформировать цель урока; указать на те конкретные вопросы, которые должны быть усвоены; определить порядок предстоящей учебной работы.
Далее следует непосредственная работа по овладению теоретической стороной изучаемого материала. Эта работа должна включать в себя: а) организацию первичного восприятия и осмысления изучаемого материала; б) последующее его более глубокое осмысление. Иначе говоря, овладение новым материалом, как правило, должно предусматривать двукратную работу по его восприятию, осмыслению и усвоению (запоминанию). Исходя из этого, организация учебно-познавательной деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и усвоению теоретического материала по новой теме может включать в себя следующие методические варианты.
Первый вариант. Учитель сам дважды излагает материал с помощью рассказа, объяснения или беседы, организуя первичное и последующее восприятие, осмысление и усвоение его учащимися.
Второй вариант. Вначале учитель сам излагает новую тему, а затем организует самостоятельную работу учащихся по учебнику в порядке последующего более обстоятельного осмысления и усвоения материала.
Третий вариант. Учитель определяет тему и цель урока, ставит вопросы, которые необходимо усвоить учащимся, а затем организует их самостоятельную работу по учебнику. После этого проводится беседа по более глубокому осмыслению и усвоению материала.
Четвертый вариант. На занятиях по химии, физике и другим предметам учащиеся могут овладеть новым материалом путем выполнения лабораторной (практической) работы под руководством учителя и с помощью учебника.
Пятый вариант. Используя опыт В.Ф.Шаталова и других учителей, можно применять их методику изложения материала "укрупненными блоками", т.е. объяснять на одном уроке три-четыре родственные темы с последующей организацией работы по их закреплению (проверке усвоения знаний и проведению тренировочных упражнений по формированию практических умений и навыков).
Овладение указанными методиками - дело весьма не простое. Главная трудность в их использовании - перегрузка содержания школьного образования вообще и программного материала по отдельным темам, в частности. Имея в виду указанную трудность, К.Д.Ушинский рекомендовал учителям научиться более сжато излагать новый материал, не загромождая его излишними деталями и подробностями: "Рассказывая какое-нибудь событие в первый раз, вы должны передать только главные его черты, две, три интересные живописные подробности. Если же в первый раз привяжете к событию слишком много объяснений и подробностей, то весь рассказ рухнет в детской голове. Утвердите в ней сначала немного, но прочно, и потом уже, мало-помалу, стройте на этом укоренившемся прочном основании... Усвоенный детьми рассказ должен быть повторением... и при каждом повторении наставник может что-нибудь вновь объяснить и дополнить".
Весьма существенное значение на этом этапе урока имеет стимулирование учебно-познавательной активности учащихся. Излагать эти вопросы в данном случае - значит допускать тавтологию. Они детально рассмотрены в главе "Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура", а также в главе "Дидактические закономерности и принципы обучения". Данные в этих главах рекомендации необходимо использовать при организации учебной работы учащихся по овладению новым материалом на уроке.