Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что следует понимать под обучением и в чем состоит сущность относящихся к нему понятий?



Чтобы обеспечить личности соответствующее современным требованиям образование, нужно хорошо ее обучать, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Все это обусловливает необходимость глубокого осмысления сущности данного процесса и относящихся к нему важнейших понятий. К сожалению, вопросы эти в дидактике трактуются не всегда внятно и верно. Вот некоторые из этих трактовок:

"Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся" (Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М., 1984. С. 202).

"Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели"(Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов. М., 1996. С. 301).

"Обучение - это целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося (преподавание + учение), направленный на формирование у школьников системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей" (Цiханаў Л.Н., Грымаць А.А., Грышын Дз.М. i iнш. Педагогiка: Вучэб. дапам. Мн., 1995. С. 28).

Приведенные определения, на наш взгляд, не только не проясняют сущности обучения, но и сами вызывают вопросы. В частности, непонятно, о каком взаимодействии идет речь и как в ходе этого взаимодействия происходит усвоение знаний и осуществляются воспитание и развитие учащихся.

Безусловно, взаимодействие педагога и учащихся в процессе обучения имеет место, но его основу составляет организация учителем и осуществление учащимися познавательной деятельности, в ходе которой и благодаря которой и происходит овладение последними изучаемым материалом, их развитие и воспитание. В этом и состоит сущностная характеристика этого процесса.

Таким образом, под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

В качестве важнейших задач обучения выступают следующие:

— стимулирование познавательной активности учащихся;

— организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками;

— развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований;

 

— формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

— выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков;

— формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).

Поскольку обучение направлено на овладение учащимися научными знаниями, умениями и навыками, а также на развитие творческих способностей, необходимо осмыслить сущность этих понятий.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и умение свободно и логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, правила, законы, выводы и т.д.

Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Под способностями следует понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень успешности этой деятельности.

Способности - это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям относятся такие, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность в работе и др. (скажем, лентяй вряд ли достигнет успехов в овладении знаниями). Специальные способности основаны на природных задатках (феноменальная память, хорошие вокальные данные, музыкальный слух и т.д.).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.