· открытые источники (газеты, журналы, реклама, отчеты, печать, телевидение, радио и т.п.);
· люди (руководители, специалисты, персонал, друзья, родственники, знакомые);
· документы (официальные, деловые, личные, справки, отчеты, ведомости, договоры и т. п.) и изделия (образцы товаров, продукции);
· средства беспроводной и проводной связи (телефоны, телефаксы, радиостанции, пейджеры, сотовые телефоны, телевизоры и т. п.);
· электронные системы обработки информации (компьютеры, электрические пишущие машинки, принтеры и т.п.);
· разные отслеживаемые факторы (поведение, разговоры, результаты действий).
В ходе конкурентной борьбы злоумышленников, прежде всего, будет интересовать информация о производстве и производимой продукции, об организационных особенностях и финансах, о товарном обороте и системе сбыта, о ценах, рекламе, обслуживании и другая информация о фирме, которая позволит им находить решения для успешной борьбы.
Злоумышленник в своих противоправных действиях всегда выступает субъектом, действия которого направлены на то, что противостоит ему или является объектом его интересов.
Однако в практике иногда встречаются затруднения в определении: что является объектом, а что – источником конфиденциальных интересов служб коммерческого шпионажа. Решение данной проблемы становится актуальным, когда необходимо провести анализ, оценить состояние и выработать адекватные меры защиты от воздействия шпионажа. Практика показывает, что в данном случае целесообразно руководствоваться правилом: объектом коммерческого шпионажа является то, разведав которое злоумышленник достигает поставленных целей.
процветает благодаря тому, что в течение продолжительного времени поддерживает устойчивые связи с клиентами, поставщиками, в больших количествах выпускает качественную продукцию. Конкурирующая сторона, зная об этом, может предпринять попытку нарушить Ваши связи с клиентами и перехватить инициативу на рынке. Поэтому ближайшей целью в конкурентной борьбе, видимо, будет заполучение списка клиентов фирмы. Итак, список клиентов в данном случае будет являться объектом шпионской деятельности злоумышленника. Источником же заполучения данной информации может быть сотрудник фирмы, который станет на путь предательства или завербован конкурирующей стороной. Источниками могут быть также и технические средства, хранящие в своей памяти списки клиентов. Кроме того, могут быть и другие источники, которые содержат сведения о списках клиентов вашей фирмы, использование которых злоумышленник может достичь поставленной цели.
Таким образом, под объектом будем понимать все, на что направляется деятельность коммерческого шпионажа конкурирующей стороной в достижении своих корыстных целей. Известно, что коммерческая информация охватывает такие основные направления, как производство, технологию, управление и финансы, поэтому любая информация, освещающая эти направления, представляет большой интерес в плане изучения возможных направлений коммерческой деятельности фирмы. В связи с этим и объекты коммерческого шпионажа целесообразно выделять по направлениям коммерческой информации.
Под источниками конфиденциальной информации будем понимать то, откуда исходят конфиденциальные сведения, используемые конкурирующей стороной (злоумышленником) при решении задач коммерческого шпионажа.
Таким образом, если при определении объектов необходимо ответить на вопрос: с какой целью возможно воздействие коммерческого шпионажа, то при определении источников, откуда могут исходить конфиденциальные сведения?
На рисунке показаны наиболее важные категории источников коммерческого шпионажа.