Развитие наглядно-действенного мышления или т. н. «сенсомоторного интеллекта» (по Ж. Пиаже) на третьем году достигает значительной степени
зрелости. Ребенок овладевает основными сенсорными эталонами формы, цвета и размера, использует их в практический деятельности.
Стратегические возможности решения проблем совершс!в-iiiviuicM. Bi..... ui
няя большинство конструктивных заданий (имеется в виду репродуктивное, проблемное конструирование) методом проб и ошибок, ребенок к концу ЭТ01 < > периода начинает осваивать азы приемов зрительного сопоставления ест < м' ных характеристик и мысленного оперирования ими.
Г) Игровая деятельность
На третьем году жизни, во второй его половине, отдельные действия с кук лами, характерные для символической игры (имитационные бытовые ДейСТВИ I «понарошку»), перерастают в сюжетные игровые действия. Ребенок воспроп i водит фрагменты сюжетных игровых действий преимущественно бытового Xfl рактера: укладывает куклу спать, умывает и кормит ее, используя предметы заместители, нагружает и разгружает автомобиль и т. п. В этом возрасте для детских игр характерна неполнота развертывания сюжета: большинство из НИХ одноактны и не собраны в последовательность логически организованных иг ровых действий, воспроизводящих целостные бытовые сценарии. Предмет! в I практическая игра со строительным материалом, дидактическими игрушками (пирамидками, формочками-вкладышами, мозаикой и др.) становится бОЛ< целенаправленной, разнообразной и продуктивной.
ПРИЗНАКИ РИСКА Первый год жизни
A)Коммуникативное поведение:
Дефицит или отсутствие «реакции оживления» после 3-мес
Пассивность/недифференцированная реакция на близких /чужих после 8 мес. или
паническая реакция на чужих.
Избегание глазного контакта, позы принятия.
Позднее появление лепета (раннего — после 5 мес, позднего — после 7-8 мес).
Б) Эмоциональное поведение:
Пассивность, нерадостное настроение, монотонный плач, дистимический или депрессивный фон настроения, невропатические проявления. Бедный репертуар эмоциональных реакций.
B) Познавательная сфера:
Отсутствие интереса к игрушкам.
Не отыскивает спрятанную на его глазах игрушку (после 7 мес).
Нет фиксации взора на яркой игрушке.
Нет прослеживающих движений взора за ярким предметом.