Описанные в предыдущих главах разнообразные психологические проблемы, возникающие в жизни ребенка с недоразвитием речи, — достаточно веский аргумент, свидетельствующий, что таким детям помощь психолога необходима. Дети с отклонениями в развитии речи являются группой повышенного риска возникновения аффективных расстройств, неврозов, нарушений поведения. К сожалению, как организационные, так и методические аспекты психологической помощи таким детям мало разработаны и в литературе почти не представлены. К числу редких работ, затрагивающих эту проблему, относится исследование В. Prizant, L. Audet, G. Burke, L. Hummel, S. Maher, G. Theadore (1990). Рассматривая речевые расстройства как маркеры высокого риска психиатрических расстройств, авторы намечают меры психологической первичной и вторичной профилактики последних. Они приводят рекомендации Комитета по предупреждению нарушений языка, речи и слуха при Американской Ассоциации слуха и речи (ASНА). Подчеркивается важность психологической и социальной поддержки родителей детей с коммуникативными нарушениями как средства предупреждения развития у детей эмоциональных и психиатрических расстройств. По мнению авторов, современные данные о ранних симптомах речевых нарушений позволяют выявлять детей группы риска еще на предречевом этапе и оказывать помощь уже в этот период. Нельзя не согласиться с точкой зрения авторов, что тактика «давайте подождем, понаблюдаем» на современном этапе уже неприемлема. При существующих ныне программах «раннего вмешательства», разработанных методиках медико-психологической помощи детям 0—2 лет бездействие недопустимо. В США оказание такого рода помощи регламентировано законодательным актом 99—457. Главным объектом внимания в системе ранней помощи является семья.
Практический опыт работы с такими детьми позволяет наметить три основных направления психологического сопровождения:
1) психологическое консультирование родителей;
2) психологическая помощь ребенку;
3) психологическое консультирование педагогов, работающих с такими детьми.
НвобХОДИМОСТЬ В Так называемом «психологическом СОПрОВОЖДСНИИ»" по i пикает практически с момента появления первых симптомов МОДОразвИТИЯ речи. В реальной практике все три направления объединяются в единый ком плекс, так как в равной мере необходимы. Мы разделяем их здесь лишь дня того, чтобы подчеркнуть особенности каждого из них.
10.4.1. Психологическое консультирование родителей
Наиболее часто в практике встречаются два основания, по которым возникает такая необходимость:
О формирование адекватной родительской позиции в отношении такого
недостатка, как отставание в речевом и коммуникативном развитии; □ помощь родителям в выборе адекватного стиля их коммуникативного
поведения по отношению к ребенку для создания оптимальных условий
компенсации отклонений в развитии.
По существу, одно с другим довольно тесно взаимосвязано. Родители перс живают факт отклонения в развитии у своего ребенка подчас так же, как собственное заболевание, а часто даже более остро. Поэтому вполне уместно описывать характер этих переживаний в той же терминологии, что и otholuciпи-больного к собственной болезни, то есть как «нозогнозию». Анализ родительских реакций на речевой недостаток у ребенка позволяет выделить несколько их типологических вариантов: гипонозогнозию, гипернозогнозиюи нормонозогнозию(Исаев Д. Н., 1984). Степень озабоченности родителей проблемой ребенка зависит от тяжести его состояния. Чем грубее проявляется отставание в развитии речи, тем раньше родители начинают понимать, что развитие ребенка протекает атипично и необходимо обратиться к специалисту за помощью. По нашим наблюдениям, в дошкольном возрасте среди родительских реакций количественно превалирует гипонозогнозия. В школьном возрасте у детей с нарушениями письменной речи чаще встречаются родительские реакции по типу гипернозогнозии.
Гипонозогнозия, то есть игнорирование проблемы или недооценка ее серьезности, особенно часто наблюдается у родителей на втором-третьем годах жизни ребенка. В первые три года жизни ребенка многие из них не принимают всерьез отставание в развитии речи, считая это вариантом нормы. Выжидательная тактика оказывается причиной позднего оказания помощи, упускаются возможности раннего вмешательства. При этом, как отмечалось выше, манера коммуникативного поведения родителей создает эффект депривации. Многие непроизвольно упрощают, обедняют речевое общение с ребенком. По существу, взрослый общается на уровне речевого возраста ребенка и этим непроизвольно'обедняет коммуникативное содержание общения с ним.
27 Данное понятие в последние годы стало широкоупотребительным в практической психологин, но остается недостаточно конкретизированным и методологически разработанным.
Однако нам встречались случаи, когда имела место обратная картина; родители не считали нужным адаптировать свою речь даже с'учетом нормы конкретного возраста, разговаривая с ребенком «по-взрослому», используя взрослую лексику и речевые обороты. Это не позволяет ребенку использовать речь взрослых как образец для подражания и совершенствования собственной речи, так как слишком велика дистанция между речевыми возможностями ребенка (как в понимании, так и в порождении речи) и используемыми речевыми оборотами у взрослых.
Психологическое консультирование таких родителей имеет несколько основных целей. Первая по значимости — формирование готовности к пониманию и поддержке своего ребенка.Как правило, у таких родителей обнаруживается недостаточная включенность в душевную жизнь ребенка, эмоциональная закрытость. Создающаяся ситуация эмоциональной депривации особенно болезненна для ребенка, если перечисленные черты свойственны матери. Иногда мать переживает свою неспособность полностью раскрыться в отношениях с ребенком как собственную невротическую проблему. Как правило, это бывает связано саналогичными сложными отношениями матери с собственными родителями в детстве. Опыт консультирования таких семей демонстрирует поразительно высокую частоту совпадений в двух-трех поколениях характера эмоциональных проблем в детско-родительских отношениях. Задача психолога или психотерапевта — формирование у родителей открытой позиции в общении с ребенком,умения выражать свои чувства понятным ребенку образом и в конечном счете изменение сценария родительского поведения в позитивном направлении. Для этой же цели может быть использована техника, описанная А. Крафтом Г. Лэндретом в книге «Родители как психотерапевты». Основным в данной методике является обучение родителей адаптированной форме игровой терапии, которая осуществляется ими в домашних условиях. Для этого с родителями проводятся групповые аналитические семинары, на которых обсуждается опыт их игровых занятий в домашних условиях. Главным является постижение родителями языка поведения ребенка, умения адекватно интерпретировать его поступки, эмоциональные реакции.
Гипернозогнозический тип отношения. При этом переживание родителями неблагополучий у ребенка выглядит чрезмерным, утрированным, неадекватным серьезности проблемы. Это может проявляться в разной форме. Одни родители демонстрируют высокий уровень тревожности, переоценивают тяжесть отклонений в развитии, пессимистически смотрят на перспективы компенсации. В беседе со специалистом они настойчиво интересуются прогнозом, хотят получить категоричные заверения в том, что все недостатки будут устранены. При этом такая высокая степень озабоченности далеко не всегда сопровождается готовностью помочь своему ребенку. Многие предпочитают, чтобы всю работу выполнил специалист. В других случаях преобладает оценочная позиция. Озабоченность родителей в основе имеет переживание недуга у ребенка как своеобразного «негативного маркера» семьи: «У всех дети как дети, а у нас до сих пор не говорит», «Я в этом возрасте уже стихи наизусть читала, а сын еще говорить не научился». Подобная позиция порой приводит к скрытому неприятию ребенка, третированию его, создает психотравмирующую ситуацию в семье.
ИНОГДП НеДОрйЭВИТИе речи пережинается родителями как при так иеПОЛ ноценности ребенка, Чем старше ребенок, тем сильнее это выражено Ча< го это усугубляется затруднениями в обучении, сыпанными с недоразвитием речи. Таким образом, одно из направлений психологической поддержки семьи заключается в повышении степени толерантности родителей к особенностям ребенка, формированию психологического принятия его и достижения осознания, что он способен к более глубокому пониманию и общению, чем кажется родителям. Важно показать им, насколько велики внутренние ресурсы ребенка и насколько значительна их собственная роль в создании условий для максимальной реализации этих ресурсов. Необходимо перенести фокус их ни и мания с негативных явлений на позитивные качества личности ребенка.
Как отмечалось выше, качество общения родителей с ребенком с HP имеет важное абилитационное значение. Поэтому обучение их партнерским, пеан торитарным формам коммуникации, игровому общению и игровому взаимодействию с ребенком является необходимой задачей при любых вариантах родительской позиции. Важно помочь родителям научиться понимать ребенка даже на уровне невербальной коммуникации.
Нормонозогнозия представляет собой достаточно сбалансированный вариант родительской позиции. При этом деловая озабоченность трудностями, возникшими у ребенка, сопровождается активной его психологической поддержкой, принятием, желанием сотрудничать со специалистом в коррекциониой работе. По существу она и является конечной целью психологической помощи.
10.4.2. Психологическая помощь ребенку
Содержание психологической помощи, ориентированной непосредственно на ребенка с HP, определяется психологическими особенностями дизонто-генеза, характером психопатологической симптоматики, формой недоразвития речи. Выше отмечалось, что у многих детей с HP дезадаптация усугубляется личностной незрелостью, низкой коммуникативной компетентностью, заниженной самооценкой, наличием вторичных невротических расстройств. Все возможные варианты помощи можно свести к двум основным направлениям: когнитивно ориентированному и ориентированному на эмоциональные и коммуникативные проблемы.