Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЕМИОТИКА НЕДОРАЗВИТИЯ



РЕЧИ У ДЕТЕЙ

(ОБЩАЯ ЛОГОПАТОЛОГИЯ)

Глава 4

I;

Семиотика недоразвития речи — это систематическое описание симптомов и синдромов, наблюдающихся у детей с недоразвитием речи (HP). Данная про­блема в логопедической литературе практически не разработана. Это объясня­ется тем, что традиции описания общей патологии свойственны только меди­цине. В логопедии же симптоматика дается лишь в рамках частных форм патологии. Сами же симптомы и синдромы предметом сопоставительного ана­лиза и объектом систематизации не стали. Задача эта представляется весьма актуальной, так как именно симптом, его первичная интерпретация и катего­ризация — это строительный материал, из которого конструируется образ час­тной формы патологии. Важный аспект данной проблемы — дифференциация нормальных возрастных проявлений «речевой незрелости» и патологических признаков (симптомов и синдромов), свидетельствующих об аномальном раз­витии речи. А. А. Леонтьев дает следующее определение речевой патологии: «...нарушение речевой деятельности, обусловленное несформированностью или разладкой психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, производ­ство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языко­вого коллектива» (Леонтьев А. А., 1997, с. 230). В случаях речевой патологии детского возраста к перечисленным критериям следует добавить несоответствие основных параметров речевой деятельности общепринятым, научно обосно­ванным возрастным нормам речевого развития. Соответственно можно пред­ложить и другое определение аномалии или патологии развития речи: состоя­ние дисгармонии или запаздывания в формировании функциональной системы языка и речи, сопровождающееся стойкими проявлениями аномального речевого поведе­ния и социальной дезадаптацией.

В семиотике дизонтогенетических нарушений речевой деятельности суще­ствует два уровня анализа: симптоматологический и синдромологический. Первый из них преимущественно описательный, второй — интегративный и интерпретативный (подробнее об этом см. главу 9). Раздельное описание сим­птомов и синдромов необходимо в связи с особенностями логики диагности­ческого процесса. Сначала специалист квалифицирует выявленные симптомы


рие< тройства, а затем группирует их в синдромы в соответствии с определен-Hi 'ii типологией, В контексте разных синдромов (симптомокомплексов) внешне | кодные симптомы могут иметь разный смысл. Например, замена определен­ных звуков при сформированной артикуляции заменяемого звука и замена щалогичных звуков при несформированной артикуляции заменяемого звука имеют разную природу и механизмы.

Поскольку, как было отмечено выше, в России изучение расстройств речи у i i ей происходило на протяжении последних десятилетий почти исключитель­но в русле педагогических исследований, сложилось одностороннее представ-I» мне о симптоматике недоразвития речи. Обычно в логопедии учитываются ВИШЬ лингвопатологические симптомы и значительно реже — синдромы. Бо-Цее широкий, комплексный подход к этой проблематике предполагает рассмот­рение всего спектра патологических проявлений, характеризующих личность ребенка с недоразвитием речи, включая психопатологические, психологичес­кие и соматоневрологические его характеристики.

При описании симптомов и синдромов чрезвычайно важное значение имеет шпрастной или онтогенетический аспект анализа. В разные периоды онтогене-lt лингвопатологическая симптоматика существенно различается. Иначе гово­ря, то, что «сегодня» отличает ребенка с HP от здоровых сверстников, «завтра» (например, через 2 года) может компенсироваться, а не сформированными бу­дут уже некоторые из тех функций, которые в этом возрасте (то есть + 2 года) должны быть сформированы. Следовательно, отличие детей с HP от здоровых па этом этапе будет выглядеть уже иначе. Например, в 2 года основное различие между нормальным и запаздывающим речевым развитием будет выражаться в, отсутствии фразовой речи. Утех же детей в 3 года отличия проявятся в сфере синтаксиса и морфологии, и т. д. Существенно меняется их диагностическое шачение. Каждый из периодов речевого онтогенеза имеет свойственную пре­имущественно ему лингвопатологическую симптоматику, отражающую харак­терные для него речевые и языковые новообразования, особенности формиру­ющихся способностей, для которых данный период является сенситивным.

ЛИНГВОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ

симптомы и синдромы

4.1.1. Общие онтогенетические закономерности симптоматики недоразвития речи

Лингвопатологическим симптомомможно называть любое проявление в ре­чевом поведении, отличающееся от нормативного и встречающееся у ребенка с достаточно большим постоянством (в отличие от случайных оговорок). Сим-


 




 


птомом недоразвития языка или речи (или задержки развт ия) целесообразна считать неправильное использование или неиспользование правил, предпи­сываемых языком, или ошибочную, ненормативную форму звуковой реализа­ции языковых единиц сегментарного или супрасегментарного уровня. В связи со спецификой развития языка и речи у детей симптомами (как признаком патологии) мы будем именовать лишь те речевые ошибки, которые не законо мерны для данного возраста у здоровых детей (то есть не являются признаками физиологической незрелости). Сопоставление всех наблюдаемых симптомом недоразвития речи с проявлениями физиологической незрелости показывает, что весьма мало тех симптомов, которые не имели бы аналога на том или ином этапе речевого онтогенеза. Поэтому точная квалификация симптома требует знания нормы языкового поведения на всех этапах речевого онтогенеза. В на­стоящее время популяционных, экспериментально подтвержденных данных по норме речевого развития русскоязычных детей еще очень мало. В связи с этим квалификация симптомов как патологических или условно патологичес­ких феноменов часто остается скорее предположением, чем утверждением.

Как показывают наши клинические наблюдения, отдельные лингвопато-логические симптомы редко носят специфический для определенной формы речевой патологии характер. Они одинаковы как при первичных, так и при вторичных* формах недоразвития речи. Большинство из них встречаются и в незрелых формах языка и речи, являющихся идиолектом на ранних этапах ре­чевого онтогенеза (то есть в норме). Принципиальное различие между физио­логически незрелой речью (то есть возрастной нормой) и отклоняющимся от нормы речевым развитием заключается в том, что последнее всегда характери­зуется дисгармонией, асинхронией в формировании отдельных подсистем ФСЯР. Другой признак —стойкость соответствующих симптомов в динамике. Лингвопатологическим синдромомназывается симптомокомплекс, который регулярно и закономерно встречается при определенных формах речевой патологии и имеет единый механизм. Методологически принципиальное зна-чение имеет определение степени дискретности при группировке всей сово­купности симптомов в синдромы. При выделении синдромов необходимо при- -держиваться принципа «необходимого и достаточного». Синдромы не должны быть слишком комплексными (при этом теряется их структурная целостность и единообразие), но не должны быть и слишком элементарными (иначе про­падает их специфическое качество). Как отмечал Л. С. Выготский, необходим мо перейти от анализа, «разлагающего сложное психологическое целое на со­ставные элементы и вследствие этого теряющего в процессе разложения целого на элементы подлежащие объяснению свойства, присущие целому как цело­му», к анализу, расчленяющему «сложное целое на далее не разложимые едини­цы, сохраняющие в наипростейшем виде свойства, присущие целому как извест­ному единству8»(Выготский Л. С, 1982, с. 174). «...Сочетания симптомов в синдромах носят не случайный, а закономерный характер, обусловленный об- ^ щностью механизмов» (там же). Именно синдром является основной функци­ональной единицей в процессе диагностики.

8 Выделение наше — А. К.


Пипгвопатологичсские синдромы не являются статическими образования-I ми. В процессе созревания речевых механизмов и развития языковой системы | они закономерно претерпевают определенные изменения. Даже в случаях па-| тологии формирующееся речевое поведение ребенка проходит через те же эта­пы, что и речь здоровых детей (Leonard L. В., 1998). Главное различие между Первым и вторым случаями заключается в замедленности, растянутости во вре-|i ни этих процессов, их незавершенности и асинхронности. Лишь при неко-Hipux формах тяжелой речевой патологии (например, при ринолалии, клас-i ических формах дизартрии) мы наблюдаем безусловно патологические феномены, не встречающиеся у здоровых детей. Наши клинические наблюде-, пня, которые будут приведены в других главах, и данные ряда авторов показы-Вшот, что одна из особенностей синдромов недоразвития речи в том, что они нередко сопровождаются полиморфной психопатологической или патопсихо­логической симптоматикой (PrizantB. etal, 1990, Group for the Advancement of Psychiatry, 1999). Это тоже отличает их от проявлений физиологической незре­лости языка и речи. Психопатологические синдромы являются не просто со­путствующими, коморбидными феноменами. Они закономерно возникают на | основе ряда механизмов, которые подробно описаны в главе 8. Патогенети­чески они имеют общую основу с лингвопатологическими синдромами. I |оэтому как те, так и другие составляют неотъемлемую часть клинической кар-Гины недоразвития речи у детей. В связи с этим психопатологические, сомато-неврологические синдромы, типичные для HP у детей, включены в.данный раздел наряду с лингвопатологическими симптомами и синдромами.

Лингвопатологические симптомы и синдромы диагностируются объектив­но или ретроспективно на основании сведений, полученных от родителей или Из медицинской документации. Последняя (так называемый «анамнез речево-

Табли ца 4

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.