Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛЛНЛ 9, ПРИНЦИПЫ II М1П0ДЫ ДИЛГП1Н. I III и III ЦШ'ЛЗНИТИМ 14 'III



ниях и связях друг с другом (система языка). Как мы уже отмечали в другойЯ
главе, принцип системности, сформулированный Р. Е. Левиной, опирается на ]
понимание «системы», близкой к той, которая используется, например, при
менительно к системе языка в лингвистике. По-иному трактуется понятие
«функциональной системы» организма, сформулированное П. К. Анохиным„Я
Функциональная система в его понимании способна к самоорганизации, ее
организующим началом является достижение конечной цели. Ближе по смыс­
лу к «принципу системности» в психологической диагностике находится «при 11-
цип связи с другими сторонами психического развития», сформулированный 1
Р. Е. Левиной, так как речь в отрыве от ментальной и коммуникативной дея- J
тельности лишается цели, организующего начала и способности к самоорга- ,
низации, то есть к развитию. Речь — это подсистема ФСЯР, целью и органи­
зующим началом которой является коммуникация. Нельзя не отметить, чтоЯ
по существу данные принципы регламентируют «педагогическое исследова- I
ние», а не процесс установления диагноза. Диагностика в строгом смысле ело- j
ва (особенно клиническая) в логопедии должна соотноситься с клинической ]
классификацией речевых нарушений, которая на сегодняшний день достаточ- ]
но устарела и в последние десятилетия уступила приоритет психолого-педаго­
гической классификации. ,

Недоразвитие речи у детей в большинстве случаев представляет собой! определенную форму психоречевого дизонтогенеза. В связи с этим диагности- I ческое исследование таких детей составляет весьма обширную программу. Соб- j ственный опыт как исследований, так и практического консультирования де- | тей с разными формами психического дизонтогенеза, позволяет утверждать, что дети с речевой патологией — наиболее сложный контингент для диагнос- J тики и дифференциальной диагностики. Это связано с тем, что у них тесно сплетена симптоматика, включающая речевые, когнитивные, коммуникатив­ные и эмоционально-волевые нарушения. Потребности абилитациониой ра­боты делают обязательным исследование механизмов выявленных расстройств,; что включает целый ряд разнопрофильных клинических исследований: невро-: логическое, психопатологическое, патопсихологическое, логопатологическое, логопедическое24, психолингвистическое и неиропсихологическое. Кроме того, во многих случаях необходимо провести аудиометрию, ЭЭГ-исследование, транскраниальную допплерографию и др.

Симптомы и механизмы, относящиеся как к когнитивной, интеллектуаль­ной сферам, так и к собственно речевой и языковой сферам, существуют у де­тей не рядоположенно (как сопутствующая симптоматика). Довольно часто они

24 Мы намеренно разделяем логопатологические и логопедические виды исследования, хотя та­кое разграничение в определенной мере условно. С нашей точки зрения, логопатологическое ис- , следование методологически ближе к клиническим (в широком смысле слова) видам исследований по широте и глубине подхода. Оно патогенетически ориентировано и включает в себя нейролингви-стическое, неиропсихологическое и патопсихологическое исследования. Логопедическое, то есть ! педагогическое, исследование в большей мере носит описательный, констатирующий характер. По­скольку в настоящее время логопатология как самостоятельная дисциплина еще не выделилась и специалистов соответствующего профиля почти нет, логопед по мере возможности практически осу-, ществляет оба вида исследований. В будущем, возможно, ситуация изменится.


имеют одни п тв Жв патогенетические корпи, по разные психологические и психолингвиотиче< кие механизмы. Кроме того, они вступают В системное ВЗВ имодействие. Иначе говоря, именно их включенность в ФСЯР В качестве ПОД систем и приводит не только к кумулятивному, но и к ингибирующему эффек там25. Это затрудняет порой однозначную идентификацию состояний как в семиотическом, так и в патогенетическом аспектах.

При сочетании интеллектуальной и языковой/речевой недостаточности ВЫ бор диагностического ярлыка осложняется. Возникает вопрос, какой же диаг­ноз выбрать в качестве основного. При любом выборе следует помнить об из­вестной степени его условности. Соотношение разных синдромов по степени выраженности и месту в общей клинической картине, наблюдающаяся проПОр пия, определяющая вес и значимость каждого из них, приводят к принятию определенного диагностического решения. На него обычно влияют и чисто праг матические соображения, такие как приоритет потребности в помощи специа­листа определенного профиля, особенности программы того или иного специа­лизированного образовательного учреждения и даже формальные условия приема в эти учреждения (так называемые показания и противопоказания).

В большинстве случаев клиническая картина у детей с недоразвитием речи настолько сложна и полиморфна, что выбор диагноза приходится производить, руководствуясь не принципом «или-или», а принципом «и-и». Одно и то же состояние включает признаки, позволяющие отнести его к нескольким таксо­номическим группам. Например, избирательное нарушение формирования языка и/или речи в онтогенезе является основанием для причисления данi к»i ч случая к группе «специфических нарушений развития речи» (F80). Однако пси­хопатологический анализ нередко выявляет у того же ребенка симптомы и син­дромы, типичные для таксономической группы «смешанные специфические расстройства развития» (или «задержка психического развития» в традицион­ной классификации): психический инфантилизм, своеобразные проявления пограничной интеллектуальной недостаточности. Выражаясь метафорически, на практике мы чаще видим (если умеем это видеть!) не черное или белое, а разные оттенки серого. Тем не менее практические нужды заставляют нас уло­жить конкретный случай в прокрустово ложе официально принятых класси­фикаций, несмотря на то что даже самые совершенные из них сильно упроща­ют реальную картину патологии. А это, в свою очередь, деформирует, упрощает представления о личности ребенка, являющегося объектом диагностики. Па­радокс психологии экспертных решений заключается в том, что выбранный экспертом диагностический ярлык уже сам начинает менять наш взгляд, уста­новку, наше видение ребенка. Сказываются эффекты «фигуры и фона», опи­санные в гештальтпеихологии. Все, что имеет прямое отношение к диагнозу, вписывается в него, начинает восприниматься контрастнее, ярче, значимее. То, что не вписывается в диагноз, постепенно перестает замечаться или рас-

25 Под кумулятивным эффектом мы подразумеваем суммацию явлений недостаточности в рече­вой и когнитивной сферах. Под ингибирующим (от jam. Inhibitum — сдерживать, останавливать) эф­фектом — утяжеление лингвопатологических симптомов под влиянием когнитивой недостаточнос­ти и дефицита когнитивного и энергетического ресурсов.


 



ЮЗак. 4401



iv.non v. И'ГВПЦИПВ! И МН'ГОДЫ ДИАГНОСТИКИ 11 I .'1I 1l\\ I Mill И II 141Ч И

сматривается как фон, как сопутствующая симптоматика. I! чем-то это напо­минает феномен зрительных иллюзий и установки, когда в одних и тех же из­вестных изображениях мы видим «зайца» или «утку», «жену» или «тещу», но не то и другое одновременно (Leeper R. W., 1935).

Диагностический процесс при исследовании детей с отклонением в разви­тии речи состоит из нескольких этапов или может быть представлен как по­следовательный ряд решений (Ковалев В. В., 1985).

ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.