Помимо расчета на эксплуатационные усилия, колонны проверяют на прочность как изгибаемые элементы от действия усилий, возникающих при съёме их с опалубки после изготовления, а также транспортировании и монтаже. Нагрузкой здесь является собственный вес колонны с учетом коэффициентов динамичности: при транспортировании - 1,6, подъеме и монтаже - 1,4, с учетом коэффициента надежности по нагрузке gf= 1,1 (п.1.9 [4]).
1. При съёме с опалубки и транспортировании (рис.18):
1) Нагрузка от веса колонны с учётом коэффициента динамичности :
2) Изгибающие моменты в расчётных сечениях 1-1, 2-2, 3-3:
3). Проверка прочности колонны в расчётных сечениях:
а) сечение 1-1:
Несущую способность определяем как для балки с двойной симметричной арматурой без учёта работы сжатого бетона.
Следовательно, прочность колонны по сечению 1-1 обеспечена.
б) сечение 2-2:
Следовательно, прочность колонны по сечению 2-2 обеспечена.
б) сечение 3-3:
;
.
Следовательно, прочность колонны по сечению 3-3 обеспечена.
Рис. 18. Расчётная схема и эпюра моментов для крайней колонны при съёме с опалубки и транспортировании
2. При монтаже(рис.20):
1) Нагрузка от веса колонны с учётом коэффициента динамичности :
2) Изгибающие моменты в расчётных сечениях 1-1, 2-2, 3-3:
определяем на расстоянии Х от левой опоры:
3) Проверка прочности колонны в расчётных сечениях:
а) сечение 1-1:
Несущую способность определяем как для балки с двойной симметричной арматурой без учёта работы бетона. При этом полагаем, в запас прочности, (по меньшей величине площади сечения арматуры с одной стороны).
Следовательно, прочность колонны по сечению 1-1 обеспечена.
б) сечение 2-2:
Проверку несущей способности колонны в сечении 2-2 не производим, т.к. высота сечения здесь , что в 2,76 раза больше, чем в сечении 1-1, а величина момента больше всего в 1,39 раза. Поэтому прочность колонны по сечению 2-2 заведомо обеспечена.
в) сечение 3-3:
Следовательно, прочность колонны по сечению 3-3 обеспечена.
Рис. 19. Расчётная схема и эпюра моментов для крайней колонны при монтаже
На основании выполненных расчётов колонны в стадии эксплуатации и проверки её несущей способности на усилия, возникающие при съёме опалубки, транспортировании и монтаже окончательно принимаем армирование крайней колонны (рис. 20):
- подкрановая часть: - с каждой стороны сечения;
- надкрановая часть: - с внутренней стороны сечения,
- с внешней стороны сечения.
Рис. 20. Армирование поперечных сечений крайней колонны