По ГОСТ 25711 – 83 «Краны мостовые электрические общего назначения грузоподъемностью от 5 до 50 т – для крана нормального режима группы 5К работы при Q = 16 т и пролете крана:
:
а) наибольшая нормативная нагрузка на колесо крана: ;
б) наименьшая нормативная нагрузка на колесо крана:
;
где – конструктивная масса крана;
= 2 - число колёс моста крана с одной стороны.
в) база крана , ширина крана
Рис. 10. Схема крановых нагрузок (а) и линия влияния опорной реакции RB от давления 2-х сближенных кранов (б).
Расчетное максимальное и минимальное давление от кранов на колонну определяем по линии влияния опорной реакции колонны от давления на нее от 2-х сближенных кранов принятого режима работы (рис. 10). Динамическое воздействие крановой нагрузки не учитываем. При одновременном действии на колонну: 2-х кранов – принимаем коэффициент сочетаний для нагрузок 4-х кранов - (п.4.17 [4])
Вертикальное расчетное давление на колонну:
а) от 2-х кранов
;
Нагрузка приложена там же, где и постоянная нагрузка от подкрановых балок.
Горизонтальная нагрузка от поперечного торможения тележки крана.
Нормативная величина силы от поперечного горизонтального торможения тележки крана при гибком подвесе груза равна:
,
где - масса тележки крана;
В соответствии с СП 20.13330.2011 «Нагрузки и воздействия» эта нагрузка распределяется поровну на все колёса одной стороны крана. Тогда нормативное горизонтальное давление на одно колесо будет равно:
,
где - число колёс моста крана с одной стороны.
Расчетная тормозная нагрузка на колонну определяется по той же схеме загружения, что и для вертикальной крановой нагрузки с учётом коэффициента сочетания :
Эта нагрузка согласно п.4.6 [4] приложена в месте контакта ходовых колёс крана с рельсом (на уровне головки рельса), т.е. на расстоянии 950мм от верха консоли.
Ветровая нагрузка.
Ветровую нагрузку принимаем приложенной в виде распределенной нагрузки в пределах высоты колонны и собираем с вертикальной полосы стены шириной равной шагу колонн вдоль здания — 6 м. При этом давление ветра на конструкции, расположенные выше колонн, заменяем сосредоточенной силой в уровне их верха (рис. 11).
Величина скоростного напора ветра при типе местности А для Енисейска (II ветровой район) на высоте от поверхности земли (рис.11а):
до 5м: ;
до 10м: ;
до 20м:
9,6м (уровень верха колонны):
11,4м (уровень верха панельной стены здания):
Переменный по высоте скоростной напор ветра заменяем равномерно распределённым, эквивалентным по моменту в заделке консольной балки длиной 9,6м: ;
Расчетная нагрузка на поперечник рамы с учетом аэродинамических коэффициентов: с = 0,8 – для вертикальных поверхностей с наветренной стороны и с=0,5 – с подветренной стороны, а также коэффициентов надежности по нагрузке – g¦ = 1,4 и по ответственности – gn = 1,0 (рис.11б):
а) равномерно распределенная с наветренной стороны:
б) та же с подветрённой стороны:
,
в) сосредоточенная сила на уровне верха колонны:
Рис. 11а. Изменение интенсивности ветровой нагрузки по высоте здания
Рис. 11б. Схема действия ветровой нагрузки на раму при ветре слева