Для этого готовятся карточки с заданиями по всей изучаемой теме, которые соответственно нумеруются, а для облегчения поиска применяется их цветная маркировка.
Учитель работает индивидуально с каждым старшеклассником, объясняет, как выполнить задание в карточке № 1, дает теоретические консультации и помогает ученику записывать схемы в тетрадь. Младшие ученики делают самостоятельно работу над ошибками из предыдущих заданий.
Второе задание из своей карточки по этой теме учащиеся выполняют самостоятельно, а правильность выполнения проверяют по образцу. После этого идет объединение в пару для обмена заданиями. Учащиеся объясняют друг другу выполнение первых заданий, если надо, дают теоретические объяснения. Потом, самостоятельно решив задания № 2, проверив их друг у друга, учащиеся расходятся. Каждый ищет себе нового партнера. В личной карточке делается при этом отметка о выполнении (схема 3).
Схема 3
Организация работы в паре
При этом в каждой группе должен быть «путеводитель» по методике взаимообмена заданиями.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ
1. Перечислите основные признаки микрогруппы.
2. Какие из организационных условий являются наиболее важными?
3. Каким образом педагог может регулировать работу микрогруппы?
4. Каким образом была организована работа пар в приведенном примере?
5. Обсудите результаты обучения в сотрудничестве, о которых пишут ее авторы. С чем вы согласны, а что вызывает у вас сомнение?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Базовый уровень
1. Определите, какие роли чаще всего исполняют участники вашей группы. Каких ролей не хватает для более эффективной работы?
2. Разработайте схему фиксации ролей в группе.
3. Подберите библиографию по психологическим особенностям группы.
4. Разработайте план изучения темы «Модульное обучение», используя одну из схем технологии коллективных способов обучения.
5. Составьте глоссарий по теме.
6. Выделите достоинства и недостатки технологии обучения в сотрудничестве.
7. Сравните урок, основанный на обучении в сотрудничестве, и фронтальное учебное занятие.
Повышенный уровень
1. Найдите психологическое описание процессов групповой динамики. Обсудите на примере своей микрогруппы, каким образом они проявляются в вашей работе.
2. Составьте памятку для участников микрогруппы.
3. Разработайте критерии оценки работы микрогруппы в целом и каждого из ее участников. Каким образом можно фиксировать уровень работы по этим критериям?
4. Разработайте план изучения темы «Модульное обучение» по методике взаимного обмена знаниями и проведите фрагмент такого занятия в группе.
5. Составьте денотатный граф (или опорный конспект) по материалам Главы 2.
6. Найдите описание приемов организации рефлексии микрогрупп.
7. Составьте перечень интернет-ресурсов, посвященных данной технологии.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст]. – М., 2001.
2. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении [Текст]. – М.: Педагогика, 1991.
3. Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах [Текст]. – М.: Народное образование, 2004.
4. Кульневич, С.В. Современный урок: научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК [Текст]. – Ростов-н /Д.: Учитель, 2004.