Для того чтобы приобрести соответствующие умения и компетенции, учащиеся не должны быть пассивны в учебном процессе. Один из способов активного вовлечения их в учебный процесс – организация их сотрудничества в обучении, создание ситуации, в которой они объясняют друг другу, что они узнали, понимают точки зрения других на обсуждаемую проблему, получают помощь от одноклассников и оказывают ее сами. Обучение в сотрудничестве происходит, когда учащиеся работают вместе: либо парами, либо небольшими группами — над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения.
Для обучения в сотрудничестве необходимо наличие определенных умений, которые в его процессе еще больше развиваются:
–формулировать мнение, доказательство или ответ,
– высказывать его,
– слушать другого,
– сопоставлять мнения,
– приходить к общему мнению (не всегда).
В США братьями Роджером и Дэвидом Джонсон в 80-е годы ХХ века была разработана технология обучения в сотрудничестве (Cooperative learning), которая делает организацию работы по микрогруппам более технологичной. Основная ее идея – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, учиться вместе, а не просто что-то делать вместе.
Р. и Д. Джонсон предложили формировать в классе три типа групп – неформальные, формальные и базовые учебные группы[11]. Эти группы отличаются друг от друга длительностью существования. Дольше всего существуют базовые группы. Они могут существовать на протяжении нескольких лет и создаются для того, чтобы учащиеся мотивировали и помогали друг другу в процессе обучения (например, помогали выполнять домашние задания и проверяли их правильность, выполняли долгосрочные проекты, консультировали друг друга и т.д.). Члены базовых групп должны иметь возможность общаться друг с другом и вне школы (например, жить по соседству). Члены базовых групп должны иметь время для встреч перед уроками с тем, чтобы обсудить успехи в учебе, подбодрить друг друга и проверить домашние задания.
Формальные группы создаются на несколько уроков для выполнения определенных заданий (например, проекта средней продолжительности, решения проблемы, выполнения исследования и др.). Именно для этих групп и разработано большинство приемов данной технологии (см. далее).
Неформальные группы создаются для выполнения краткосрочного задания в течении урока. Работа в парах или группах может занимать все время урока или быть его фрагментом продолжительностью от 5 минут. Занятия в микрогруппах используются при изучении новой темы (доступной для самостоятельного изучения), систематизации, тематическом обобщении знаний, отработке умений и навыков, закреплении материала, выполнения короткой лабораторной работы, решения проблемы, разработки вопросов к тексту и др.
На самом деле, различия между формальными и неформальными учебными группами незначительны. К ним применимы все рекомендации по организации работы микрогрупп, приведенные в предыдущем параграфе.
В рамках этой технологии разработаны или отобраны из других технологий следующие приемы работы.
1. Вопросы и задания:
– подготовка вопросов друг другу, как вариант – постановка вопросов после изложения нового материала;
– ответы на вопросы учителя, поставленные до изучения нового материала, как дополнение – обобщение и выработка совместного краткого ответа;
– составление задач или упражнений;
– подбор фактов или примеров для доказательства теоретических положений;
– соединение изучаемого материала с уже имеющимися знаниями;
– высказывание предположений о дальнейшем развитии событий;
– попытки разрешить теоретический конфликт;
– подбор дополнительного материала к уроку;
– взаимопроверка домашнего задания, теста или самостоятельной работы;
– выполнение лабораторных работ, написание отчетов по ним;
– выполнение проектов.
2. Взаимоопрос:
Два ученика читают текст, останавливаясь после какого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы относительно прочитанного. Важно, чтобы эти вопросы носили не поверхностный, а глубинный характер: были направлены в суть новой информации, имели проблемный характер. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, ученики переходят к следующему.
Потенциал: достижение высоких результатов обучения и глубокого постижения материала; повышение внимания; высокий уровень учебной мотивации.
3. Зигзаг («Ажурная пила»):
Перед семинаром преподаватель дробит текст на несколько смысловых частей. Каждый фрагмент желательно сопроводить экспертными вопросами, направленными на воспроизведение сути сообщаемой в данном фрагменте информации. Во время семинара преподаватель делит всех учащихся на несколько рабочих групп. Нужно, чтобы количество членов в группе равнялось количеству смысловых фрагментов текста. Желательно, чтобы количество участников в группах не превышало 7 человек. Преподаватель сообщает, что в данной рабочей группе ученики будут работать на завершающем этапе, а сейчас им предстоим разбиться на экспертные группы. Самый простой способ такого распределения: попросить учащихся рассчитаться в группе от 1 до 7. Затем первые номера собираются в отдельную группу, вторые – в отдельную и так далее. Каждая экспертная группа работает над своим фрагментом текста. Сначала они читают его индивидуально, затем пытаются ответить на вопросы и обсуждают, как это содержание лучше всего объяснить членам своей рабочей группы. Когда работа в экспертной группе закончена, учащиеся возвращаются в свои рабочие группы. Здесь каждый участник последовательно объясняет своим товарищам свой фрагмент содержания и отвечает на их вопросы. В результате группа должна выработать общие представления обо всей теме и доложить их потом всей аудитории.
Учимся вместе.
Класс делится на разные по уровню обученности группы по 3-5 человек каждая. Каждая группа получает одно задание, которое является частью большой темы. Группа сама определяет, что делает каждый ее член, контролирует правильность выполнения задания. Из «суммы» выполненных заданий складывается усвоение нового материала всеми учащимися класса.