Конечно, освоение и использование педагогических технологий обнажило ряд проблем. Назовем основные.
§ Проблема творчества. Четкое предварительное планирование и проектирование технологии учебно-воспитательного процесса изначально отрицает возможность творчества, как для учителей, так и для учеников. Учитель уже не может, оставаясь в рамках технологии, гибко реагировать на изменение ситуации в классе, учитывать особенности каждого ученика. Ученик, в свою очередь, не всегда может предложить свой, нетрадиционный, способ решения задачи, достижения поставленной цели. Жесткая технология предполагает соответствие цели полученному результату, творчество же, напротив, предполагает рассогласование цели и результата.
§ Проблема авторской позиции учителя. Эта проблема тесно связана с предыдущей. Она предполагает два вопроса:
1. Насколько авторские находки учителей могут быть включены в конкретную технологию, не повлияют ли они на ее результаты?
2. Когда педагогическое творчество каждого учителя может быть отнесено к технологиям, а когда оно остается на уровне собственного опыта педагога? Другими словами, смогут ли другие учителя так же успешно использовать авторские разработки?
§ Проблема дополнительных затрат времении сил как при подготовке урока, так и при организации учебно-воспитательного процесса. Образовательные технологии требуют от учителя серьезной педагогической и психологической подготовки, существенного изменения профессионального мышления, разработки дидактических материалов, проверки промежуточных результатов и т.д. По данным исследований, учителям требуется больше времени на подготовку к занятиям, особенно на первых этапах применения некоторых технологий. На уроке с применением разнообразных технологических приемов, особенно если они направлены на получение каждым учеником собственного результата, также необходимы дополнительные временные затраты.
§ Проблема перестройки организации образовательного процесса. Использование современных педагогических технологий приводит к тому, что классно-урочная система вступает в противоречие с нововведениями, в частности, при использовании субъектно-ориентированных технологий, которые предусматривают построение индивидуальных образовательных маршрутов каждого ученика. В этом случае требуется более гибкое построение образовательного процесса в учреждении, но администрация, педагогический коллектив не всегда готовы к перестройке и принятию новых организационных решений.
§ Проблема управления использованием педагогических технологий. Каждый детский коллектив неповторим. Одни школьники готовы к деятельности в той или иной технологии, другие нет. Необходимо изучать подготовленность детей, совершенствовать образовательный процесс, используя адекватные технологии, координировать применение технологий в учреждении и конкретном детском коллективе. К сожалению, известны случаи, когда в одном и том же классе после соответствующих курсов повышения квалификации несколько учителей дружно начинали использовать одну и ту же технологию, что вело к перегрузке детей и отторжению ими даже весьма оригинальных и эффективных технологий. Каждая технология должна органично включаться в образовательный процесс учреждения и коллектива.
Материалы для выполнения
Практических заданий
Основные определения понятия «педагогическая технология»[9]
«Педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» (В.П. Беспалько).
«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
«Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса» (В.А. Сластенин).
«Педагогическая технология – систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования» (А.М. Воронин, В.Д. Симоненко).
«Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).
«Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт)» (Б.Т. Лихачев).
«Педагогическая технология – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников (В.С. Безрукова).
«Педагогическая технология – компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму» (Н.Е. Щуркова).
Технология обучения – это «построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения» (Т.В. Машарова).
«Образовательная технология – это комплекс, состоящий из: представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий» (В.В. Гузеев).
Отрывок из книги В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии»(М., 1989)
«В чем же состоит глубинный смысл технологической направленности педагогических исследований и разработок, а следовательно, и педагогической технологии в целом?
Во-первых, посредством педагогической технологии педагоги стремятся свести к минимуму педагогические экспромты в практическом преподавании и перевести последнее на путь предварительного проектированияучебно-воспитательного процесса и последующего воспроизведения проекта в классе. Это может быть: успешно сделано только в указанном выше контексте – на языке понятий «дидактическая задача» и «технология обучения».
Во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, предназначенных для учителя, педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося. Если методическая поурочная разработка не может быть воспроизведена однозначно каждым учителем, то, как показал опыт программированного обучения, проектирование учебно-познавательной деятельности ведет к высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.
В современных условиях, когда компьютеризация педагогического процесса становится ближайшей перспективой, педагогическое проектирование – единственное условие его эффективной реализации.
В-третьих, существенная черта педагогической технологии - процесс целеобразования. Если в традиционной педагогике проблема целей не особенно волнует теоретиков и практиков, они задаются весьма нечетко, а степень их достижения определяется на глазок, то в педагогической технологии это центральная проблема, рассматриваемая в двух аспектах: 1) диагностичного целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала и 2) развития личности в целом.
Наконец, в-четвертых, благодаря представлению о предмете педагогической технологии как проекте определенной педагогической системы можно сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и ее реализации на практике – принцип целостности, структурной и содержательной, всего учебно-воспитательного процесса. Принцип целостности означает, что при разработке проекта будущей педагогической системы любого из видов образования необходимо достичь гармоничного взаимодействия всех элементов ПС как по горизонтали (в рамках одного периода обучения – четверти, семестра или учебного года), так и по вертикали – на весь период обучения. При этом недопустимо внесение изменений в один из элементов ПС, не затрагивая соответствующей перестройкой другие. К примеру, изменяя цели образования, оставляют неизменным его содержание и процессы обучения. Такие деформированные ПС нежизнеспособны, о чем свидетельствует богатая история бесконечного перекраивания школьных учебных планов и программ» (С. 12-13).
Отрывок из статьи В.А. Сластенина «Доминанта деятельности»(Народное образование. – 1997. – № 9. – С. 41-42)
«Понятие «технология» обладает регулятивным воздействием, которое состоит в том, что побуждает ученых и практиков: 1) находить основания результативной учебной деятельности; 2) строить ее на интенсивной, т.е. максимально научной, а не экстенсивной (ведущей к неоправданным затратам сил, времени, ресурсов) основе; 3) мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, обеспечивающие требуемый результат; 4) опираясь на прогнозирование и проектирование, устранять вероятность коррекции в ходе учебного процесса; 5) в наибольшей степени информатизировать обучение и автоматизировать рутинные операции и т.д.
Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности учителя, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса. «Технология не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления» (В.В. Сериков). Технологичность – это показатель радикального повышения уровня инструментальности, технической вооруженности образовательной деятельности. В технологии максимально отражаются объективные законы предметной сферы, обеспечивающие полное соответствие результата поставленным целям. Однако операциональная сторона педагогической (в отличие от материальной и технической) деятельности не может быть отделена от ее личностно-субъективных параметров, а рациональный аспект – от эмоционального. Субъективность, отсроченность, вариативность результата не позволяют обеспечить такой же уровень его предсказуемости и гарантированности, как в инженерно-технических областях.
Вокруг понятия образовательной технологии во всем мире ведутся серьезные дискуссии, не позволяющие дать ему однозначное определение. В качестве основных характеристик педагогической технологии называют ее системность, концептуальность, научность, интегративность, гарантированность результата, воспроизводимость, эффективность, качество обучения, его мотивированность, новизну, алгоритмичность, информационность, оптимальность.
При подобном многообразии небесспорных характеристик требуется выделить инвариантный сущностный признак технологии, которым, на наш взгляд, следует считать ее законосообразность. Технология – это педагогическая деятельность, максимально реализующая в себе высокие законы обучения, воспитания и развития личности и потому обеспечивающая ее конечные результаты.Чем полнее постигнуты и реализованы эти законы, тем выше гарантия успеха. Критерию законосообразности должны отвечать все ведущие признаки технологии. Например, о воспроизводимости технологии можно говорить лишь в той степени, которая соответствует закономерностям индивидуальности, субъективности участников образовательного процесса. Системность и информационность технологии, в свою очередь, не могут противоречить авторской, креативной, импровизационной природе обучения.
Учитывая это, некоторые авторы (В.В. Сериков и др.) предлагают следующее рабочее определение. Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения.
С нашей точки зрения, педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
В качестве критериев технологичности деятельности учителя могут быть выделены следующие:
– диагностично заданная цель, т.е. корректно измеримые понятия, операции, деятельность, освоенные учащимся, как ожидаемый результат обучения и способы его диагностики;
– представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения;
– достаточно жесткая логика этапов усвоения материала;
– адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе участников учебного процесса друг с другом и с информационной техникой;
– личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика и учителя (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);
– указание границ допустимого отступления от правило-сообразной (алгоритмической) и от свободной, творческой деятельности учителя;
– применение в учебном процессе новейших средств и способов представления информации.
Исследования показывают, что основа разработки личностно-ориентированных педагогических технологий – это диалогический подход, означающий субъектное взаимодействие и увеличение меры свобод участников образовательного процесса, самоактуализацию и самопрезентацию личности ученика. Технологии этого типа предусматривают установление личностно-равноправных позиций субъектов: учитель не столько учит, сколько стимулирует ученика к развитию, создает условия для его самодвижения.
Эффективность технологии существенно зависит от того, насколько полно представлен в ней человек во всей его многогранности, как учтены его психолого-профессиональные особенности, перспективы их развития или угасания. Отсюда главенство субъектно-смыслового обучения, диагностирования личностного развития, ситуационного проектирования, смыслопоискового диалога, включения учебных задач в контекст жизненных проблем.
В основе разработки образовательных технологий лежит проектирование высокоэффективной учебной деятельности учащихся. В самом общем виде оно включает в себя:
1) описание измеримого ожидаемого результата обучения (степень владения понятиями, способами деятельности, особенности интеллектуального развития и т.п.);
2) характеристику психических процессов (ориентировочных, логических, креативных, эмоциональных, смыслотворческих и др.), которые необходимо актуализировать для достижения поставленных образовательных целей;
3) обоснование содержания деятельности, стимулирующей требуемые психические процессы; конструирование ситуаций общения, дающих нужный познавательный и практический опыт;
4) представление учебного материала в виде системы задач и дидактических процедур их усвоения (организация индивидуальной и коллективной учебной деятельности);
5) выявление логики изучаемого предмета и условий переноса освоенного в новые образовательные ситуации;
6) разработка процедур контроля. Измерения диагностики качества усвоения материала (степени индивидуального развития ученика, способов его коррекции).
Таким образом, профессиональная культура учителя закономерно выходит на технологический уровень, все более обретает инструментальный характер, не утрачивая при этом гуманистические ценности и духовно-нравственные ориентации».