Каков же конкретный алгоритм самостоятельного поиска знания и, соответственно, построения урока в исследовательском обучении? Для поискового и исследовательского обучения характерна последовательность обобщенных этапов учебного процесса[21]:
1. постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;
2. поиск фактов для лучшего понимания проблемы, ее уточнения, поиска путей и возможностей ее решения;
3. максимально широкий поиск нового знания, информации, практических примеров, выдвижение идей, которые помогут решить поставленную проблему; оценка информации, знания, примеров и идей откладывается до того времени, пока учащиеся не сформулируют их наиболее полно;
4. поиск решения, при котором отбирается найденная информация, анализируются приобретенные знания, высказанные идеи подвергаются анализу и оценке; для воплощения выбираются лучшие из них;
5. обобщение отобранной информации, формулировка способа решения проблемы, поиск признания найденного решения окружающими.
Приведенные этапы учебной деятельности ясно показывают основные отличия поискового обучения от традиционного. Во-первых, знание не дается детям в готовом виде, оно предоставляется им в виде проблемы, которую они должны решить самостоятельно. Знание становится не целью обучения, а средством решения проблемы. Учащиеся понимают необходимость для себя этого нового знания (без него не решить поставленную проблему, что значительно повышает их мотивацию и активность. Во-вторых, активность и самостоятельность обучающихся на уроке (занятии) гораздо выше. Они разбиваются на группы, в которых сами уточняют проблему, определяют, какие знания и источники информации им необходимы, работают с этими источниками, обобщают полученный вариант решения проблемы. Разумеется, педагог не остается молчаливым наблюдателем, но он оказывает помощь группам только тогда, когда она нужна.
Активность учителя на занятии зависит от сложности изучаемой темы и от уровня развития класса. На протяжении последних десятилетий педагоги придерживаются представления о трех уровнях исследовательского обучения. На первом уровне учитель ставит проблему и сам намечает метод ее решения. Поиск решения предстоит самостоятельно осуществить обучающемуся. На втором уровне педагог только ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск). На высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляются обучающимися самостоятельно, педагог лишь очерчивает сферу, в которой они должны вычленить проблему.
При постановке проблемы учитель оценивает способности и возможности отельных обучающихся, выбирая для них степень сложности задания (см. таксономию учебных целей в предыдущем разделе).
В поисковом и исследовательском обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен:
· Побуждать обучающихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
· Сталкивать учеников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
· Побуждать их выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
· Давать им возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах.
· Давать обучающимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение.
На основе общей последовательности шагов в поисковом обучении разработаны конкретные алгоритмы построения занятий.
Далее обратимся к трем технологиям, входящим в блок поисково-исследовательских технологий, – проблемному обучению, методу кейс-стади и методу проектов.
Проблемное обучение
Проблемное обучение – «один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов»[22]. Впервые было применено и описано как технология в 70-е годы в Канаде (Онтарио). В основе проблемного обучения стоит постановка педагогом или самими обучающимися проблемы, которая может носить как практический, так и теоретический характер. Решение поставленной проблемы осуществляется учениками индивидуально или (чаще) в микрогруппах. При этом занятие строится по алгоритмам поискового обучения. Специальный алгоритм занятия проблемного обучения будет приведен ниже.
Проблемное обучение может использоваться как элемент занятия, на его основе может быть организовано изучение целой темы или даже учебного предмета (например, факультативного курса или курса по выбору).
В процессе проблемного обучения формируются и развиваются следующие знания, способности и умения учащихся:
· Способности идентифицировать важные проблемы; более широко понимать сущность проблемы и соотношение ее с различными областями знания.
· Выстраивание процесса аргументации, включая умения объединения проблем (синтеза), выдвижение гипотез, критической оценки имеющейся информации, анализа данных, принятия решений.
· Общеучебные умения, необходимые для становления обучающегося как самостоятельного субъекта обучения; ответственность за процесс и результат работы.
· Умения по поиску знаний, необходимых для определения и решения проблем.
· Умения, необходимые для взаимодействия в малых группах, в том числе умение оценить собственный прогресс, прогресс других членов группы и группы в целом.
При организации урока проблемного обучения рекомендуется соблюдать следующую последовательность шагов:
Постановка проблемы.
Учитель описывает проблемное поле, например, явление или процесс, которые необходимо объяснить. На этом этапе важно избежать мини-лекции и соблюдать правила постановки проблемы (см. далее).