Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опорные характеристики типов педагогических процессов



Тип ПП Обобщенная характеристика выпускника Ключевой элемент структуры содержания образования Напряженность интеллектуальных сил ученика Отношение ученика к учителю Типичные методы обучения
Догматический (Д) Действующий по инструкции Знания – знакомства, поверхностная ориентировка Заучивание Нейтральное Сообщающие
Формально-репродуктивный (ФР) Формальный исполнитель Формальные знания Понимание, воспроизводящая Послушное Объяснительно-иллюстративные
Сущностно-репродуктивный (СР) Грамотный исполнитель (специалист) Умения Обдумывание, интерпретирующая активность Критичное Репродуктивные, решение задач
Продуктивный (П) Творец (профессионал) Творческое мышление Самостоятельный поиск, творческая активность Реализация познавательной деятельности Проблемное обучение
Субъектно-ориентированный (СО) Субъект собственной деятельности Отношение к действительности: потребность в самореализации Самостоятельная постановка целей и создание плана их достижения Учение становится образованием и является жизнедеятельностью Совместные проекты, имеющие личностный смысл

 

Для примера остановимся на субъектно-ориентированной технологии, признаками которой являются следующие:

– проявление и развитие индивидуальности ребенка;

– возможность для ребенка удовлетворить свои интересы и потребности;

– самостоятельность постановки учеником образовательных задач и поиска путей их решения;

– предоставление права ребенку выбирать темп, объем работы, сложность, вид и способ, роль участия в образовательной деятельности;

– удовлетворенность собственной деятельностью и ее результатами;

– рефлексивность отношения учащегося к собственной деятельности;

– диалоговый, партнерский характер взаимодействия педагога и учащегося.

Общий алгоритм субъектно-ориентированной технологиив аспекте деятельности учащегося можно представить следующим образом:

– самодиагностика (осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Что не знаю?», «Что не умею?» и т.п.);

– самоопределение, постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения («К чему стремиться и почему?», «Как этого добиться?»);

– самореализация (самостоятельный поиск способов решения учащимися поставленных задач, принятие самостоятельных решений);

– самоанализ (поиск ответов на вопросы: «Что помогло мне добиться положительных результатов и почему?», «Что мешало мне быть более успешным и почему?» и т.п.);

– самооценка (сопоставление достигнутого результата с личным, выявление и обоснование причин успехов и недостатков);

– самоутверждение (вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия).

Предложенный алгоритм может быть применен к учебному процессу и внеурочной деятельности учащегося, а каждый «шаг» конкретизируется специальными техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и возраста учащегося, уровня сформированности его субъектности в конкретном виде деятельности. Эти уровни можно условно представить следующим образом: обучаемый, учащийся, обучающий (Т.Б. Гребенюк); или: меня учат, я учусь сам, я учусь учить других, учу других.

Особенностью субъектно-ориентированной технологии является то, что тщательно продумываются «шаги» самого учащегося, которые сопровождаются педагогом в скрытой, ненавязчивой форме с учетом уровня сформированности субъектности ученика. В результате у учащегося формируется уверенность в том, что он все сделал и все понял сам. По существу, педагог не влияет на ученика и его деятельность, а создает условия для самостоятельного выбора и самоопределения. В задачи педагога входит подбор средств, методик самопознания, самоопределения, создание ситуаций выбора, ненавязчивая поддержка ученика в ситуациях затруднения через постановку наводящих вопросов, включение учащихся в целеполагание на всех этапах обучения, организация анализа и рефлексии.

Таким образом, субъектно-ориентированная технология позволяет реализовать индивидуально-ориентированный и личностно-ориентированный подходы в образовательном процессе.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.