Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Освоение педагогами современных технологий



 

Однозначно можно сказать, что чем большим количеством технологий овладел педагог, тем более профессиональным и обоснованным будет его выбор, а учащиеся освоят различные роли и способы деятельности. Чем больше технологий использует в своей деятельности педагог, тем интересней для него педагогическая работа, тем увлекательней познавательная деятельность учащихся, тем больше возможностей индивидуализировать образовательный процесс.

Имеющийся опыт работы с различными педагогическими коллективами позволяет условно выделить следующие этапы освоения технологий.

1. Мотивационное обеспечение, создание ситуаций, побуждающих педагогов к изменению стиля своей деятельности, осознанию необходимости постоянного поиска.

На этом этапе целесообразно использовать такие средства, как: показ привлекательных образцов, выступление авторитетных людей, совместное обсуждение проблем учебной деятельности с участием учащихся, анализ результатов работы, вскрывающий проблемы совершенствования педагогического мастерства педагогов.

Важным стимулом для изменения своей деятельности, перестройки образовательного процесса в школе и в вузе является введение новых стандартов, в основе которых лежат компетентностный и деятельностный подходы, а также идеи индивидуализации, построения индивидуальной образовательной траектории учащихся. В этой связи необходимо основательно изучить новые концепцию и стандарты ФГОС, выявить их принципиальное отличие от ранее действующей парадигмы, критически осмыслить свою деятельность, готовность заниматься обучением и воспитанием учащихся в новых условиях. Проведение различных тестов, методик, позволяющих определить характер педагогического мышления, готовности профессионально действовать в современных условиях, поможет педагогу осознать свои проблемы и настроиться на освоение принципиально новых технологий.

2.Психолого-педагогическая подготовка педагогов к знакомству с новыми технологиями, цель которой – сформировать у них современный взгляд на образовательный процесс, помочь им преодолеть некоторые педагогические стереотипы, снять психологические барьеры, затрудняющие развитие субъект-субъектных, диалоговых отношений с учащимися. С этой целью педагоги обсуждают различные подходы к обучению и воспитанию, в том числе два противоположных: социоцентрический и гомоцентрический. Сравнение двух подходов побуждает учителей к анализу собственной деятельности, к осмыслению своих возможностей для изменения позиции во взаимодействии с учениками. С педагогами проводятся тренинги общения, организуются практические занятия по решению педагогических задач, просматриваются и анализируются видеозаписи фильмов, организуется рефлексивная деятельность. Затем им предлагается сформулировать конкретные задачи, связанные с формированием новой профессиональной позиции в образовательном процессе.

3. Освоение педагогами главных идей, которыми необходимо руководствоваться при освоении индивидуально-ориентированных технологий. Схематизированное знакомство с технологиями, формальное приобретение алгоритмов и техник ведет к их необоснованному применению, искажению их сущности и, соответственно, издержкам, которые снижают эффективность применяемых технологий. Так, освоение субъектно-ориентированных технологий, технологии педагогического сопровождения предусматривает понимание сущности, принципов диалогового взаимодействия, взаимодействия «на равных», формирования индивидуального маршрута учащегося, сопровождения индивидуальной образовательной деятельности и др. Способами освоения этих идей является анализ конкретных ситуаций, которые берутся из реальной практики, а затем осуществляется моделирование новых ситуаций под современные образовательные идеи. Например, рассматриваются ситуации целеполагания в традиционной системе обучения, а затем конструируются ситуации целеполагания при субъектно-ориентированном обучении, с учетом разных уровней субъектности обучаемого.

4. Освоение общих образовательных технологий. Освоить все существующие частные или локальные технологии невозможно, так как их много. Более того, само по себе количество изученных педагогом технологий не всегда ведет к развитию творчества и росту профессионализма. В то же время, глубокое понимание и освоение общих технологий позволяет специалисту на определенном этапе профессионального развития проектировать свои собственные технологии. В процессе анализа конкретных ситуаций, фрагментов занятий вместе с педагогами можно выявить алгоритм действий педагога и учащегося. Затем с учетом разных типов педагогического процесса целесообразно смоделировать общие технологии индивидуально-ориентированного обучения.

5. Освоение педагогами частных технологий. Анализ опыта убеждает в том, что целесообразно знакомить педагогов с частными технологиями, которые конкретизируют общую технологию, чтобы каждый учитель мог осознать возможность ее применения в процессе изучения конкретной дисциплины и в имеющихся условиях, ее соответствие своим личностным особенностям. С педагогами проводятся занятия, разъясняющие суть технологии, предлагаются техники и приемы, которые отрабатываются в практической деятельности. Целесообразно либо посетить занятия с использованием конкретной технологии, либо посмотреть видеозапись и организовать обсуждение. Лучше один раз увидеть, чем «сто раз» услышать.

Еще полезнее испытать технологию «на себе», побывав в роли учащегося в процессе ее освоения. Как мы неоднократно убеждались, только в этом случае педагоги осмысленно применяют технологию в своей практической деятельности. Так, например, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, ее техники можно освоить через работу с текстом, в котором излагается эта технология. А при освоении технологии «Образ и мысль» можно провести модельный урок, а затем предложить учителям выявить функции, принципы, условия применения этой технологии в образовательном процессе.

6. Выбор педагогами одной или нескольких технологий для освоения (как правило, выбирают одну технологию). Опыт убеждает в том, что выбор технологий для дальнейшего использования в своей практической деятельности зависит от мастерства носителя информации о технологии, от того, как была представлена та или иная технология. Мы не выявили какой-либо тенденции в предпочтениях педагогов.

7. Применение отдельных техник и приемов технологии в сложившейся системе деятельности. Целесообразно начать освоение технологии с применения отдельных ее техник, методов, приемов, что позволит педагогу более детально подготовиться к нововведению в свою практику, а детям более естественно, без перегрузки приобщиться к выполнению нового для них вида работы. После того, как успешно освоен новый прием организации деятельности учащихся, можно вводить новый элемент или новую технику.


8. Более глубокое знакомство с выбранной технологией через отработку некоторой совокупности приемов, техник, а затем освоение всех пошаговых действий в процессе самостоятельного осмысления и поиска. Данный этап наступает тогда, когда педагог осознал полезность технологии, возможности применять ее, возникло желание выстраивать систему своей деятельности на основе конкретной технологии. В этом случае педагог начинает читать целенаправленно литературу, где освещена данная проблема, обращается к специалистам за консультацией, посещает занятия коллег, которые используют данную технологию. Использование и отработка отдельных техник и приемов технологии осуществляется в условиях сложившейся системы деятельности.

9. Построение учебного процесса на основе целостного использования технологии. В этом случае педагогу часто приходится выходить за рамки традиционной системы (классно-урочной), что требует соответствующей поддержки со стороны администрации образовательного учреждения. В зависимости от особенностей технологии и границ ее применения в ряде случаев целесообразно гибко перестраивать расписание, корректировать учебный процесс, учитывая особенности работы, которую выполняют учащиеся. Например, если педагог выстраивает систему проектной деятельности учащихся, то некоторые этапы ее предполагают организацию одновременно нескольких последовательных занятий, что потребует корректировки расписания. Презентация результатов проектной деятельности может выходить за рамки учебного процесса и осуществляться во внеучебное время.

10. Экспертиза опыта применения технологии специалистами. Задачи данного этапа: оценить грамотность и эффективность применения технологии; определить пути и способы совершенствования деятельности педагога; выявить возможность поддержки, обобщения и распространения опыта использования технологии в педагогическом коллективе. Экспертиза осуществляется в процессе посещения занятий, изучения результатов деятельности учащихся. На этом этапе педагог уточняет свои представления о технологии, более глубоко осознает ее суть, что приводит к внесению корректив, уточнений при ее дальнейшем использовании.

11. Совершенствование опыта применения технологии, предусматривающее изменение условий работы педагога и построения учебно-воспитательного процесса в целом. Как правило, использование индивидуально-ориентированных технологий приводит к необходимости отказаться от жесткой регламентации построения учебного занятия, а иногда и от классно-урочной системы, развитию внеучебной воспитательной работы.

12. Внесение в имеющуюся технологию своих собственных приемов, модернизация технологии. Это неизбежно происходит, если педагог работает творчески. У него возникает потребность разрабатывать свои техники и приемы.

13. Интеграция техник и приемов различных технологий. На данном этапе педагог приходит к осознанию того, что все индивидуально-ориентированные технологии имеют одну общую концептуальную основу и логику действий педагога и учащегося. Важно выбирать различные способы действий на каждом этапе деятельности с учетом возможностей и потребностей учащихся, выстраивая их индивидуальную траекторию.

14. Создание собственных авторских технологий. Это возможно, если педагог находится в постоянном творческом поиске, экспериментировании, анализирует результаты своей деятельности и достижения учащихся, обладает высоким уровнем креативности, интуиции и педагогического мастерства. В данном случае педагог нуждается в особой поддержке администрации, органов образования. Его опыт следует представить в виде статей и методических рекомендаций, а в ряде случае целесообразно включать в целенаправленную исследовательскую деятельность для написания диссертационной работы.

Естественно, предложенный вариант освоения технологии не является универсальным. Путь освоения технологии может завершаться шестым этапом, что чаще всего и происходит. Это обусловлено тем, что использование технологий, ориентированных на ученика как индивидуальность и личность, предусматривает выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика. В этом случае время обучения учащихся не может быть жестко регламентировано, как это предусмотрено в классно-урочной системе. Большая часть педагогов, не имея возможностей отказаться от традиционной системы, вынуждена использовать отдельные техники и приемы предлагаемых технологий. Таким путем можно придти к созданию собственных вариантов интерпретации известных образовательных технологий и побудить педагога к творчеству и поиску, что является одним из весьма важных результатов работы по освоению новых технологий.

Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально- (личностно-, субъектно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Коллективное овладение новыми технологиями способствует созданию атмосферы поиска и экспериментирования в образовательном учреждении, эвристической среды, благоприятной для развития творчества и профессиональной активности педагогов и учащихся.

Использование технологий, ориентированных на ученика как субъекта собственной деятельности, предусматривает наличие у педагога способности к импровизации, мобильности, гибкости, умения постоянно развиваться и изменяться вместе со своими учениками.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.