При организации работы по микрогруппам педагогу важно обращать внимание на:
– организационные условия,
– особенности собственной деятельности,
– контроль и оценивание работы учеников.
А. Организационные условия работы микрогрупп:
1. Организация пространства. Столы или стулья в помещении должны быть расставлены «островами», чтобы группы не мешали работе друг друга и каждый участник в группе видел остальных и мог свободно общаться с ними. Если такой возможности нет, или работа по микрогруппам является лишь элементом урока, то проще всего организовать группы по соседству, объединив для работы 4-8 учеников, сидящих рядом.
2. Группы должны быть обеспечены материалами для фиксации и представления процесса и результата работы (бумага, ручки, фломастеры, ватман, скотч и др.). Тем самым не только ускоряется работа, но и воспитывается культура оформления и представления результатов своего труда у учащихся.
3. Количество участников в каждой микрогруппе должно быть от трех до семи человек. Оптимальным считается выбор пяти участников. При меньшем количестве обсуждение будет неэффективным, при большем – группа неизбежно разобьется на подгруппы или часть обучающихся не будет участвовать в обсуждении. При пяти участниках в обсуждении будет высказано большое количество идей, что позволит рассмотреть поставленный вопрос со всех сторон и, в то же время, группа сохранит свою целостность. При регулярной работе можно использовать разные принципы формирования групп – по желанию ребят, по соседству, по выбору учителя.
4. В группе должны быть распределены роли – ведущего, секретаря, критика, хранителя времени и др. Описание ролей дано в главе «Дискуссия в учебном процессе». Роли может распределять как педагог, так и сами обучающиеся. Иногда используют спонтанное распределение ролей. В учебной работе, на наш взгляд, такой способ лучше не применять. При организации работы по микрогруппам в первый раз учитель должен познакомить обучающихся с функциями каждой роли и периодически напоминать их. Наиболее эффективно для достижения метапредметных результатов чередование ролей – каждый ученик в течение четверти выполняет каждую из ролей (на основе самостоятельного выбора или по указанию учителя).
5. В своей работе группа соблюдает правила взаимодействия (Приложение 4) и правила работы, которые приведены в главе «Дискуссия в учебном процессе». Из перечисленных правил можно составить более короткий лист с тем, чтобы ученики имели его в качестве памятки.
6. Состав групп (то есть ученики, работающие в одной группе) должен периодически меняться. Частоту смены определяет учитель в соответствии с целями, которые он решает в обучении. С одной стороны, частая смена состава микрогрупп может снизить эффективность работы, так как время будет тратиться на «притирку» участников друг к другу. С другой стороны, результатом смены участников будет развитие толерантности, навыков общения и установление более сплоченных взаимоотношений в группе в целом. Западные исследователи иногда рекомендуют при формировании нового класса или потока проводить смену участников на каждом уроке.
Б. Поведение учителяпри организации работы по микрогруппам отличается от привычного поведения на традиционном уроке. Педагог должен помнить, что микрогруппы сами работают над выполнением поставленных заданий, его роль – лишь помогать им в этом процессе. Любое авторитарное вмешательство может прервать работу и превратить обсуждение в монолог учителя.
1. Задачи группам должны быть поставлены максимально четко, исключая двусмысленное понимание. Особенно важно это делать на первых этапах работы. Впоследствии, когда группы будут работать на более высоком уровне творчества и самоорганизации, возможно ставить не конкретные задания, а лишь описывать проблемное поле, в котором группа сама вычленит проблему (подробнее об это см. в главе «Поисковые и исследовательские технологии»).
2. Если обсуждение идет эффективно (группа выдвигает много идей, распределенные роли выполняются, группа контролирует время работы, помнит о цели обсуждения и др.), то учителю лучше не вмешиваться в ход работы. В случае неэффективной работы вмешательство педагога необходимо. При вмешательстве в работу группы целесообразно применять методы «мягкого» вмешательства – перефразирование услышанного вместо прямого вопроса, вопросы на уточнение, просьба привести пример… Хорошо действуют невербальные методы – показ удивления, указание на часы как напоминание о времени и т.д.
3. Взаимодействие учителя и учащихся должно приближаться к партнерскому типу взаимодействия.
4. Педагог должен стимулировать интеллектуальную деятельность учеников в группе, развивать у них интерес и положительное отношение к новым идеям и разнообразию мнений.
Многие исследователи подчеркивают, что, благодаря обучению в микрогруппах, результаты обучения улучшаются. Каким образом это происходит, если при обсуждении в микрогруппах, по сравнению с традиционным объяснением, время на изучение того или иного материала значительно увеличивается? Для доказательства вспомним о том, что:
(1) обучение происходит более целенаправленно и эффективно, если в нем взаимосвязаны все компоненты учебной деятельности. В учебной деятельности взаимосвязаны три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческо-волевой. Когнитивный компонент можно определить как осмысленное усвоение знания (а не просто заучивание), которое характеризуется активностью людей, принимающих и перерабатывающих информацию. Эмоциональный компонент характеризует состояние личности, ее переживания, удовлетворенность или неудовлетворенность собой, своими действиями и отношениями. Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, речь, волевую регуляцию действия и др. В результате действия данных компонентов происходит познание, в то числе взаимопознание, понимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.
(2) Лучше всего запоминается тот материал, который человек объяснил другому. Работа в микрогруппе дает всем обучающимся возможность оказаться в роли педагога и направлять остальных в работе. Ученики помогают друг другу продвигаться в учебе, оказывая конкретную помощь, обмениваясь знаниями и поощряя любые усилия одноклассников в этом направлении. Они объясняют, обсуждают, передают друг другу имеющиеся у них знания. Они будут с большим энтузиазмом обсуждать свои вопросы, а не вопросы учителя. Поэтому педагог должен всячески провоцировать их на эти вопросы. Вот несколько возможных подсказок в помощь: «Что можно спросить по содержанию?», «Чего мы пока не коснулись в нашем обсуждении?», «Что осталось неясным в этом тексте?», «С чем вам хотелось бы согласиться?», «… не согласиться?»
В микрогруппах формируется положительная взаимозависимость.Обучающиеся понимают, что нуждаются друг в друге для выполнения группового задания. Учителя должны создавать и поддерживать взаимозависимость. И педагогу, и обучающимся следует четко осознать, что в микрогруппе не может быть «победителя». Если один из участников «побеждает», узурпируя обсуждение или настаивая на своем мнении, не слушая других, то группа в целом проигрывает. Учителя могут создать положительную взаимозависимость между детьми путем постановки задач для совместного решения (выучите и постарайтесь, чтобы все остальные тоже выучили), выдачи общих призов (если все члены группы достигают результата, каждый зарабатывает дополнительные очки), раздачи совместных ресурсов (группа получает один лист бумаги на всех или каждый член группы получает только часть информации, необходимой для решения той или иной задачи), распределения ролевых функций (один подводит итоги, другой поощряет остальных, третий прорабатывает детали) и др.
Группы не могут эффективно функционировать, если школьники не имеют и не пользуются определенными социальными навыками и навыками общения. Педагоги обучают их этим навыкам так же целенаправленно и тщательно, как навыкам учебным. Навыки совместного обучения включают в себя лидерство, принятие решений, установление взаимного доверия, общение и улаживание конфликтов.
В. Оценивание работы группы и работы каждого из ее членов.Деятельность учеников следует оценивать часто, причем оценки получают и отдельные участники, и вся группа в целом. Разумеется, ребята должны знать критерии и систему оценки еще до начала работы. Возможно коллективно выработать критерии оценки.
Распространенная практика, когда в группе отвечает один человек по собственному желанию или по выбору группы, часто приводит к тому, что в группе работают не все участники, а только самые активные. В этом случае пропадает смысл групповой работы. Учителю необходимо следить, чтобы каждый раз в группе отвечал другой человек (для удобства, особенно при смене состава группы, отвечающих можно фиксировать). Отвечающих можно назначать заранее, или делать это непосредственно перед ответом. Можно разработать систему дополнительной оценки активно работающих и отвечающих (например, прообраз рейтинговой оценки).
Проблема оценивания групповой работы является до сих пор нерешенной в педагогике. Причин тому несколько:
– и педагогу, и участникам сложно объективно оценить индивидуальный вклад участников в работу (то, что традиционно оценивается);
– кроме результата в виде знаний и умений группа нарабатывает и иные результаты – коммуникативные, исследовательские, социальные компетенции, для которых до сих пор не выработаны четкие критерии оценки и которые невозможно оценить в пятибалльной системе.
Попробуем классифицировать виды оценивания работы группы. У нас получатся три полярные пары:
1. Учителем: (1а) индивидуальные оценки каждому участнику – (1б) оценка группы в целом.
3. (3а) Оценка только содержания – (3б) оценка содержания работы и других компетенций (результатов).
Учитель выбирает метод оценивания, выбирая основу для оценки из каждой пары.
Например, если учитель (1а) хочет оценить знания (3а), которые приобрел каждый ученик на занятии, то целесообразно провести в конце занятия привычную форму оценивания – тест или самостоятельную работу.
Если же учитель хочет, чтобы сами ребята (2а и 2б) оценили содержание работы и другие результаты (3б), то тогда каждая группа до начала работы получает лист, в котором описаны критерии оценки и указаны фамилии членов группы. В этом листе после окончания работы ученики проставляют оценки себе и всем другим участникам группы в соответствии с критериями.
Для установления положительной взаимозависимости и взаимопомощи в группе можно ввести следующие методы оценивания:
– Учитель организует индивидуальные отчеты, тестируя, допустим, каждого второго ученика и выставляя среднюю оценку всей группе.
– Учитель по собственному выбору предлагает одному, случайно выбранному, члену группы дать ответ за всех и на основе его ответа ставит оценку всем.
Рефлексия групповой динамики. Группам необходимо отдельное время, чтобы обсудить, успешно ли они идут к своей цели, успешно ли поддерживают эффективные рабочие взаимоотношения среди членов группы. Педагоги организуют эту деятельность, предлагая время от времени такие задания:
(а) перечислите по меньшей мере три поступка или действия отдельных членов группы, которые обеспечили успех всей группе, или
(б) назовите что-то одно, что могло бы завтра принести группе еще больший успех.
Учителя также ведут учет всех достижений членов группы и устанавливают обратную связь с микрогруппами и группой в целом, сообщая им о результатах их совместной работы.