Можем ли мы говорить о том, что технологии в образовании возникли только в последнее время? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории. Оказывается, что сравнение общеобразовательной школы с массовым поточным производством проводил еще Ян Амос Коменский (1592-1670). Он планировал «учить всех всему», а дело образования представлял «работой какой-то сложной машины, которую нужно наладить, пустить в ход, а дальше она уже сама будет работать. Вот как часы или типография». Для Я.А. Коменского было важно требование массовости обучения и стандартности его результатов. Он прямо называл свой метод «дидактической машиной» и «механическим», то есть приравнивал процесс обучения к производству, использующему разнообразные промышленные технологии.
На современном этапе отправной точкой технологического подхода можно считать технологию программированного обучения. Как отмечает М.В. Кларин, предпосылками его возникновения были: (1) повсеместное внедрение компьютеров, в том числе и в школе; (2) попытки повысить качество обучения, точнее, сделать результат обучения независимым от качества работы учителя[1].
С середины 50-х годов прошлого столетия она была предметом интенсивных исследований в разных странах мира, прежде всего в США, СССР и Великобритании, аширокое распространение получила в 70-е гг. Программированное обучение стало отправным пунктом для перехода к «технологическому» пониманию полностью программированного учебного процесса.
Под программированным обучением понимается усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (компьютеров, программированных учебников, тренажеров и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности. В основе технологии программированного обучения лежат два требования:
1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.
В программированном обучении различают три основные формы программ:
1) линейная;
2) разветвленная;
3) смешанная.
Линейная программа предполагает, что ученик знакомится с каждой порцией материала в заданной последовательности (рис. 1):
Рис. 1. Линейная программа обучения
Правильно выполненное задание (шаг) поощряется, что служит сигналом к дальнейшему выполнению программы.
Линейная программа характеризуется тем, что:
– дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом;
– вопросы не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;
– учащиеся сами дают ответы на вопросы, привлекая для этого необходимую информацию;
– в ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы;
– все учащиеся проходят весь материал, но каждый делает это в удобном для него темпе;
– значительное число указаний в начале программы, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается;
– во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах.
Линейная программа как бы предполагает, что учащийся не сделает ошибки в ответе, что, как показала практика, было невозможно.
В разветвленной программе ответ ученика используется для того, чтобы вести его дальше – по одному из разветвлений (рис. 2).
Рис. 2. Разветвленная программа обучения
В этой программе есть понимание того, что учащийся может допустить ошибку, и тогда надо дать ему возможность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала. Разветвленная программа полнее, чем линейная, учитывает особенности личности ученика, его способности, желания, темп изучения материала и т.д.
В смешанной программе сочетаются элементы обеих, рассмотренных выше.
Почему же программированное обучения считают предшественником образовательных технологий? Потому что полностью программированный учебный процесс включает:
– составление полного набора учебных целей,
– подбор критериев их измерения и оценки,
– точное описание условий обучения.
Речь идет об управлении учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.