Нормативные правовые акты могут быть классифицированы по различным видам. Основным критерием для их классификации является юридическая силанормативного правового акта. В соответствии с данным критерием все нормативные правовые акты разграничиваются на законы и подзаконные акты.
1. Понятие "закон"в юридической литературе имеет два значения. В широком смысле слова законом называется любой нормативный правовой акт, а законодательством - вся система данных актов. В узком смысле данное понятие используется для обозначения только одного вида нормативных правовых актов - актов, обладающих наивысшей юридической силой. Именно в этом смысле он нами и будет рассматриваться. Закон занимает ведущее место среди нормативных правовых актов. Все остальные нормативные правовые акты издаются на основе закона и в его исполнение и называются подзаконными актами.Они не должны противоречить закону.
Закон- это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти либо непосредственно волеизъявлением народа (референдумом), обладающий наивысшей юридической силой и предназначенный для регулирования основополагающих общественных отношений.
Законы разграничиваются:
на конституционные законы,закрепляющие и регулирующие основы государственного и общественного строя, устройство государства, систему государственных органов и их компетенцию, права, свободы и обязанности граждан и другие отношения;
обыкновенные законы,закрепляющие и регулирующие, как правило, общественные отношения в рамках определенной отрасли права. Обыкновенные законы могут быть разграничены накодификационныезаконы (кодексы) и текущиезаконы. В федеративных государствах законы, кроме того, могут быть классифицированы на федеральныезаконы, принимаемые федеральными органами законодательной власти, и законы субъектов федерации,принимаемые органами законодательной власти субъектов федерации. Законы субъектов федерации не должны противоречить федеральным законам, если регулирование этих вопросов не является исключительной компетенцией субъекта федерации.
2.Подзаконные нормативные актызакрепляют и регулируют общественные отношения, которые не урегулированы законом, либо конкретизируют те отношения, которые уже урегулированы законом.
Подзаконные нормативные акты также весьма разнообразны - нормативные указы главы государства; постановления правительства; нормативные приказы, инструкции, уставы и другие подзаконные нормативные акты министерств и ведомств; нормативные решения и распоряжения местных органов власти или самоуправления. Юридическая сила названных подзаконных нормативных актов зависит от места правотворческого органа в механизме государства. Подзаконные нормативные акты, принятые нижестоящими государственными органами, должны соответствовать законам и подзаконным актам, которые приняты вышестоящими государственными органами.
Правотворчество
Нормативные правовые акты создаются в процессе правотворчества.
Правотворчество- это деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц или непосредственно самого народа по разработке и изданию (изменению или отмене) нормативных правовых актов.
Субъектамиправотворчества выступают народ, государственные органы (органы законодательной и исполнительной власти) и должностные лица.
В зависимости от вида субъекта правотворчества выделяют несколько видов правотворчества.
1.Непосредственное правотворчество народа(референдум), то есть непосредственное волеизъявление граждан по установлению норм права.
2.Правотворчество государственных органов и должностных лиц.
Правотворчеством занимаются почти все государственные органы и ряд должностных лиц. Если они осуществляют правотворчество в рамках своей компетенции, то такое правотворчество называется непосредственным правотворчеством',если они занимаются правотворчеством по поручению вышестоящего государственного органа или должностного лица с учетом их компетенции, то такое правотворчество называется делегированным.
Компетенция государственных органов и должностных лиц определяет соответственно и юридическую силу принимаемых ими нормативных правовых актов.
Правотворчество состоит из двух основных этапов, каждый из которых включает в себя несколько стадий.
Первыйэтап правотворчества - подготовка проекта нормативного правового акта.
Данный этап включает в себя следующие стадии:
принятие решения о необходимости разработки проекта нормативного правового акта;
подготовка проекта нормативного правового акта;
обсуждение проекта нормативного правового акта;
согласование проекта нормативного правового акта;
доработка проекта нормативного правового акта.
Второйэтап правотворчества - издание нормативного правового акта.
Этот этап состоит из таких стадий, как:
внесение проекта нормативного правового акта на обсуждение правотворческого органа;
обсуждение проекта нормативного правового акта в правотворческом органе;
Разновидность правотворчества составляет законотворчество, которое является основным направлением деятельности парламента как законодательного органа государственной власти. Деятельность парламента по рассмотрению, принятию (изменению или отмене) и обнародованию законов называется законодательным процессом.Законодательный процесс состоит из нескольких стадий, через которые должен пройти закон, чтобы приобрести юридическую силу:
1.Внесение законопроекта на рассмотрение законодательного органа.Для того чтобы внести законопроект на рассмотрение законодательного органа, необходимо обладать правом законодательной инициативы. Этим правом обладают: глава государства, парламент, депутаты парламента, правительство, высшие органы судебной власти, в федеративном государстве - законодательные (представительные) органы субъектов федерации.
Законопроекты, требующие финансовых расходов государства (о налогах, о государственных займах и др.), вносятся при наличии положительного заключения правительства.
2.Обсуждение законопроекта в парламенте.Обсуждение законопроекта проходит гласно, в присутствии всех депутатов. Сначала заслушиваются доклад и содоклад об обсуждаемом законопроекте, затем проводятся прения, высказываются предложения и замечания.
3.Принятие закона.Обычные законы принимаются простым большинством, а конституционные законы - квалифицированным большинством голосов от общего числа депутатов (простое большинство - половина голосов всех депутатов плюс один голос, квалифицированное большинство - не менее двух третей голосов всех депутатов).
4.Подписание и обнародование (опубликование) закона.Принятый закон в течение определенного срока должен быть подписан главой государства и опубликован в официальных источниках. Он может быть обнародован и иным образом, например через средства массовой
информации - телевидение или радио, но это не отменяет необходимости его официального опубликования, после которого закон в установленном порядке вступает в юридическую силу. В Российской Федерации, как и в некоторых других государствах, есть и иные стадии законодательного процесса (например, одобрение верхней палатой парламента закона, принятого нижней палатой).