Наименование воспроизводимого
печатного знака или символа
Правила оформления
Точка (.), запятая (,), двоеточие (:), точка с запятой (;), дефис (черточка) (-)
Печатают без пробела
Перенос(-), вопросительный (?) и восклицательный (!) знаки
После этих знаков ставят пробел
Процент (%), градус (о)
Печатают без пробела с цифрой, к которой они относятся: 115%, 60о
Кавычки («»), скобки (())
Перед раскрытием скобок, кавычек делается пробел, и после закрытия скобок, кавычек делается пробел.
Слова, которые заключаются в кавычки, скобки, пишутся без пробела.
Тире (–)
Пишется с пробелом до этого знака и после него. Этим тире отличается от черточки (дефиса).
Например: Москва – столица нашей родины. 12 – 15%.Допускается оформление с дефисом:5-6%,1993-1994 гг.
Параграф (§), номер (№)
Отделяются пробелом от цифры, к которой они относятся: № 18, § 24 .
Написание некоторых цифр, чисел
4256; 21 245 или 3.245.317
Четырехзначные числа разделяют на группы только в таблицах (например: 8 982)
2-я линия, 2-мя сутками,2-метровый, 3-этажный,6-й день.
5 2/3 – целое число отделяется пробелом.
Между знаками арифметических действий делается пробел:
100 + 250 = 350; (2х + 450) = 1250.
Для обозначения римских цифр используются заглавные буквы. Римские цифры употребляются для обозначения веков, кварталов года, съездов, конференций, конгрессов, глав учебников и др.
В VII главе; ХХ век; VIII съезд.
См, м, кА, км/час, кг, 400 т, 250 кг, 32 см.
После цифры проставляют пробел.
ГЛОССАРИЙ
Автоматизированная информационная система – информационная система, реализуется с использованием средств вычислительной техники.
Адресант – отправитель документа.
Адресат – получатель документа.
Акт – документ, составленный для подтверждения установленных фактов, событий, действий.
Акцепт – согласие на предложение вступить в сделку, заключить договор на условиях, указанных в приложении.
Аннотация – краткое изложение первоисточника.
Архивная выписка – дословное воспроизведение части текста документа, хранящегося в архиве, заверенное в установленном порядке.
Архивная справка – справка об имеющихся в архиве документальных материалах по определенному вопросу, теме, предмету или биографических сведениях, заверенная в установленном порядке.
Аспект – точка зрения, с которой производится поиск документа или извлечение из него необходимых сведений.
Бланк документа – стандартный лист бумаги с реквизитами, идентифицирующими автора официального документа.
ГСДОУ – совокупность правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях (объединениях), в учреждениях и общественных организациях.
Дело – это совокупность документов, относящихся к одному вопросу или участку деятельности и помещенных в отдельную обложку.
Делопроизводство – сфера деятельности, связанная с созданием и оформлением в соответствии с требованиями действующего законодательства управленческих документов.
Докладная записка – документ, адресованный руководителю данной или вышестоящей организации, содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя.
Документ – информация, зафиксированная на материальном носителе, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Документационное обеспечение управления (ДОУ)– есть процесс документирования управленческой деятельности хозяйствующих субъектов и организация работы с документами.
Документоведение – научная дисциплина, изучающая закономерности формирования и функционирования систем документационного обеспечения управления.
Документооборот организации – это совокупность взаимосвязанных процедур, обеспечивающих движение документов в учреждении с момента их создания или поступления и до завершения исполнителями или отправки.
Документопоток – совокупность документов, выполняющих определенное целевое назначение в процессе документооборота.
Должностная инструкция – это организационно-правовой акт, предусматривающий права и обязанности, а также ответственность должностных лиц.
Заключение – документ, содержащий мнение, выводы организации, комиссии или специалиста по какому-либо документу или вопросу.
Информация – сведения о предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах, независимо от формы их представления.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.
Логотип – оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы.
Номенклатура дел – это систематизированный перечень заголовков дел, формируемых в делопроизводстве учреждения, расположенных в определенной последовательности с указанием сроков их хранения.
Нормативно-методическое регулирование делопроизводства – совокупность законодательных и нормативно-методических актов в части ведения делопроизводства.
Носитель информации – это материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе и в преобразованном виде.
Объем документооборота – количество документов, поступивших в организацию и созданных ею в течение определенного периода времени.
Объяснительная записка – документ, объясняющий причины какого-либо действия, факта, случая, происшествия, составляемый работником организаций и представляемый вышестоящему должностному лицу.
Организационно-распорядительные документы – письменные документы, которые создаются при решении административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их подразделений и должностных лиц.
Отзыв – документ, содержащий мнение организации или специалиста по поводу какой-либо работы, поступившей на рассмотрение.
Оферта – предложение заключить договор.
Перечень – документ, содержащий систематизированное перечисление предметов, лиц, объектов или работ, составленный в целях распространения на них определенных норм или требований.
Постановление – это правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами федеральной власти, действующими на основе коллегиальности, а также представительными и коллегиальными органами субъектов Российской Федерации в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил.
Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоличного принятия решений, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией; в отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и лиц.
Протокол заседания – документ, содержащий запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, заседаниях, совещаниях, конференциях, деловых встречах.
Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем коллегиального органа управления в пределах предоставленной ему компетенции, а также руководителями организаций, действующими на основе единоначалия, в целях разрешения оперативных вопросов
Реквизит документа – необходимый элемент документа.
Решение – правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами учреждений, организаций, предприятий в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности.
Система хранения документов – это совокупность средств, способов и приемов учета и систематизации документов с целью их поиска и использования в текущей деятельности учреждения.
Служебная записка – документ, составляемый по вопросам материально-технического, информационного, хозяйственного обеспечения и другим работником или руководителем подразделения на имя руководителя или специалиста другого подразделения.
Справка – документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов или событий.
Стандарт – нормативный документ, разработанный заинтересованными сторонами на основе согласия по существенным вопросам, утвержденный признанным органом (предприятием), устанавливающий для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования или методы, касающиеся определенных объектов, и направленный на достижение степени упорядочения в определенной области. Стандарт – образец, эталон, модель.
Стандартизация – процесс законодательного закрепления процесса унификации государственным стандартом.
Телеграмма (телетайпограмма) – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи текста – по телеграфной сети общего пользования.
Термин – слово или устойчивое словосочетание, которому приписано определенное научное или специальное понятие.
Указание – правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации или его заместителями преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией выполнения приказов, инструкций и других правовых актов данной или вышестоящей организации.
Унификация документов – процесс, осуществляемый государством, по приведению бланков документов к единой форме или единому образу, используемых в управленческих целях предприятиями, организациями и учреждениями.
Устав – организационно-правовой акт, регламентирующий деятельность правового субъекта, устанавливающий его правовой статус, структуру, права и обязанности организации.
Учредительный договор – организационно-правовой акт, оформленный в виде соглашения между учредителями по поводу их взносов в уставный капитал, прав и обязанностей в отношении правового субъекта, а также распределения доходов от деятельности в дальнейшем.
Учредительные документы – документы, на основании которых действуют юридические лица.
Факсограмма (телефакс, факс) – получаемая на бумажном носителе копия документа (письменного, графического, изобразительного), переданного по каналам факсимильной связи (при помощи факсимильной аппаратуры).
Фирменное наименование – название фирмы (организации), под которым она официально участвует в экономических операциях.
Формуляр-образец – обязательный набор реквизитов документа, расположенных в определенной последовательности.
Штатное расписание – организационно-правовой акт, предусматривающий штатный, численный и должностной состав организации, а также устанавливающий должностные оклады и надбавки к ним при повременной системе оплаты труда.
Электронное сообщение – документ, переданный «электронной почтой» по системе связи между ЭВМ, получаемый в виде видеограммы на экране монитора (телетекст) или в виде бумажной копии, отпечатанной на принтере (машинограмма).
Юридическая сила документа – свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.