Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приложение 2 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ



Быть в потоке(dancing in the moment) — взаимодействие с клиентом на очень глубоком уровне, признание сценария развития его жизни, открытость для голоса интуиции и следо­вание за клиентом. Находясь в потоке, коуч готов к любому шагу, который предпримет клиент, и способен следовать в указанном направлении.

Быть союзником клиента(championing) — умение, полез­ное для коуча в случаях, когда клиент сомневается в своих способностях. Но коуч знает, на что в действительности спо­собен его клиент. Коуч находится на шаг впереди, как бы при­зывая клиента со следующей вершины: «Давай! У тебя все по­лучится!».

Видение(vision) — многогранный образ желаемого, а так­же промежуточные цели, которые вдохновляют клиента на конкретные действия, ведущие к претворению этого видения в жизнь. Мотивирующее видение — это мощный, волную­щий и притягательный образ, который постоянно побуждает клиента воплотить мечты в реальность. Видение указывает клиенту направление действий и придает смысл его жизни.

Вмешательство(Intrusion/Taking charge) — вынужденное прерывание, или «пробуждение» клиента, который «разлива­ется соловьем», применяемое коучем время от времени в хо­де сессии. Иногда это бывает резкая, откровенная истина: «Вы обманываете себя». Иногда достаточно просто озвучить происходящее: «Вы избегаете темы». В американском обще­стве вмешательство считается грубым приемом. С точки зре­ния коучинга, это, прежде всего, — прямота по отношению к клиенту, позволяющая ему правдиво оценивать ситуацию и решать вопросы по мере возникновения.

Вызов(challenge) — действия, направленные на то, чтобы клиент вышел за рамки, которые сам себе поставил. Вызов часто побуждает клиента к встречным предложениям, кото­рые всегда больше или смелее, чем его первоначальные наме­рения. Предположим, для развития бизнеса клиенту нужно делать в среднем десять звонков потенциальным покупате­лям в день, а он считает, что и одного звонка много. Коуч бро­сает ему вызов: «Сможешь делать десять звонков в день?». Клиент вносит встречное предложение: «Десять — нет, а вот семь...».

«Гремлин»— термин, введенный Ричардом Карсоном, ко­торый определил его как комплекс мыслительных процессов и чувств, обеспечивающих положение человека в жизни. Хо­тя человеку часто кажется, что «гремлин» защищает его, на самом деле он мешает ему развиваться и не позволяет дос­тичь в жизни желаемого. «Гремлин» неразрывно связан с че­ловеком; он ни плох, ни хорош, он — «гремлин». «Гремлин» теряет над человеком власть, когда тот видит его истинную сущность, рассматривает все возможные варианты действий и сознательно выбирает тот из них, который больше всего ему подходит.

Домашнее задание(homework) — вопрос, задаваемый кли­енту коучем в конце сессии, который предназначен для сти­мулирования клиента к дальнейшему обучению и размышле­нию в период между сессиями. Вопрос обычно затрагивает конкретную ситуацию, с которой работает клиент: «Что вы терпите?», «С чем нельзя смириться?», «Что нужно преодо­леть?».

Жизненный баланс(life balance) — не столько состояние, сколько динамический процесс. Клиент либо приближается к балансу в своей жизни, либо удаляется от него. Задача коуча — помочь клиенту максимально приблизиться к состоянию баланса. Области, которые обычно нужно поддерживать в равновесии, это — карьера, финансы, личная жизнь, отноше­ния с семьей и друзьями, личностный рост, развлечения и от­дых, здоровье и условия жизни. Если какие-то области преоб­ладают в ущерб другим, жизнь становится несбалансирован­ной и неровной.

Интуиция(intuiting) — процесс обращения к внутреннему знанию и принятие такого знания. Интуиция — это получе­ние информации напрямую, без помощи мышления, процесс нелинейный и нелогический. Полученное таким образом зна­ние иногда кажется бессмысленным самому коучу, однако, обычно представляет большую ценность для клиента. Интуи­тивное постижение предполагает способность идти на риск и доверять собственному чутью: «У меня есть предчувствие...», «Интересно, так ли это...».

Конфиденциальность— обязательство коуча не разгла­шать никакую информацию, которой с ним делится клиент. Без четкого разрешения клиента коуч не вправе передавать эту информацию кому бы то ни было. Конфиденциальность — один из столпов коучинга, она обеспечивает чувство безо­пасности и доверие клиентов; на ее основе строятся плодот­ворные взаимоотношения коуча и клиента.

Метафора— иносказание, используемое для иллюстрации описываемых явлений: «Ваш разум, как мячик для пинг-пон­га, прыгает между двумя вариантами действий... Вы уже близ­ки к победе... вперед! Вы можете победить!».

Мета-формат(meta-view) — взгляд на ситуацию с высоты птичьего полета. Коуч как бы отстраняется от насущных проблем клиента и передает клиенту то, что ему открывается при ясном взгляде на ситуацию со стороны.

«Мозговой штурм»(brainstorming) — навык совместной выработки различных идей клиентом и коучем. Некоторые идеи, предлагаемые во время «мозгового штурма», могут быть нереалистичными. Это творческое упражнение расши­ряет спектр возможных действий клиента. Ни клиент, ни ко­уч не должны цепляться за отдельные идеи.

Неудача(failure) — в данном контексте — отсутствие дос­тижений. Неудачу не следует путать с провалами и ошибка­ми, чем-то плохим или неприличным. Говоря, что кого-то пос­тигла неудача, мы имеем в виду только то, что человек не пре­успел в том деле, за которое взялся. Неудача — это еще одна возможность задуматься над тем, что можно делать лучше, и исправить недочеты. Это, в конечном итоге, подтолкнет нас к цели.

Отмечать(celebrate) — умение, позволяющее коучу усиливать ощущения клиента в различных ситуациях, будь то побе­да или неудача. «Отмечать» не всегда означает «хвалить», ос­новное значение этого словосочетания — привлекать внимание к процессам клиента: «За эту неделю Вы не смогли сде­лать десять звонков... обращаю Ваше внимание на эту неуда­чу», «Ура! Обращаю Ваше внимание на то, что Вам удалось обрести нового клиента!».

Описание происходящего(articulating what is going on) — описание коучем своего видения действий клиента, повторе­ние или зеркальное отражение того, что коуч слышит от кли­ента: «Вы действительно старательно работаете над этим про­ектом, и Вас огорчает то, что Ваши партнеры не проявляют та­кого же тщания».

Оформление альянса(designing the alliance) — заключе­ние союза между коучем и клиентом, обязывающего клиен­та взять на себя свою долю ответственности. «Владея» альян­сом, т.е. рассматривая его как «свой», клиент сможет выстро­ить его так, чтобы он максимально соответствовал поставлен­ным целям и способствовал их достижению. Это достигается формулированием запросов к коучу, построением структуры отношений коучинга и обсуждением оптимальных способов, которые помогут клиенту в обучении и работе.

Планирование и постановка целей— оказание коучем по­мощи клиенту в формулировании того, в каком направлении тот хочет двигаться, и активное наблюдение за его продвиже­нием. Поддержка коуча в планировании и управлении време­нем часто оказывается очень полезной для клиентов, пос­кольку коуч также помогает им развивать собственные навы­ки в этих областях.

Подотчетность(accountability) — контролирование обяза­тельства клиента отчитываться в проделанной работе. Подот­четность определяется тремя вопросами: 1) Что вы собираетесь сделать? 2) В какой срок вы уложитесь? 3) Как я узнаю об этом? Коуч не должен порицать клиентов и давать оценку их действиям. Его задача — убедить клиента следовать собственному видению, выполняя обязательства перед собой, и, соответственно, отчитывается перед коучем о резуль­татах своей деятельности. При необходимости в понятие подотчетности включается также определение новых областей работы клиента.

Подтолкнуть к действию(катализировать действие) (forward the action) — действие, требующее от коуча всех его на­выков, которое побуждает, в свою очередь, клиента к какому-либо действию. Коуч может подтолкнуть клиента к действию просьбой или эффективным вопросом, а также подведением итогов (что позволит добиться конкретных результатов непосредственно во время работы). Коуч может вернуть внима­ние клиента к цели или провести рефреиминг так, чтобы дать клиенту возможность действовать. Подтолкнуть клиента к действию может и признание его заслуг коучем. Наибольший эффект достигается тогда, когда во время сеанса коуч добива­ется того, чтобы клиент на месте предпринял описанные меры. Когда клиент это сделает, коуч должен обратить его вни­мание на этот факт и поддержать клиента.

Признание и принятие(acknowledgement) — обращение к собственному «Я» клиента, к личности, которой ему приш­лось стать, чтобы выполнить любое из намеченных действий или осознать что-то новое. Признание — это выражение зна­ния человеческой природы: «Я ценю мужество, которое Вы нашли в себе, чтобы прийти на эту встречу, зная, какие неп­ростые вещи нам придется сегодня обсуждать».

Просьба(requesting) — один из самых эффективных инструментов коуча. Просьба, сформулированная с учетом интересов клиента, должна подтолкнуть его к действию. В формулировку просьбы включаются конкретное действие, показатель успешности его осуществления и срок исполне­ния. Существуют три возможных ответа на просьбу: «да», «нет» и встречное предложение: «Оплатите ли вы к пятнице телефонный счет?».

Прояснение(clearing) — навык активного слушания, кото­рый может быть очень полезен как самому коучу, так и кли­енту. Иногда клиент оказывается чрезмерно поглощенным какой-либо ситуацией, что мешает ему работать с коучем и предпринимать конкретные шаги. В таких случаях коуч мо­жет помочь клиенту, активно слушая излияния чувств и пе­реживаний своего подопечного. Это активное слушание поз­воляет клиенту временно прояснить ситуацию и абстрагиро­ваться от нее, сосредоточившись на следующих шагах.

Рефрейминг— навык коуча, помогающий клиенту взгля­нуть на ситуацию под другим углом зрения, подавая иным об­разом изначально заданную информацию.

Клиенту только что сообщили, что при отборе кандидатов на очень престижное место работы в высококонкурентной сфере он лишь немного уступил человеку, получившему же­лаемую должность. Клиент очень разочарован, у него появились сомнения в своей профессиональной компетентности. В этом случает рефрейминг поддержит клиента: второе место при столь серьезном конкурсе говорит о высоком уровне рабочих навыков клиента и ценности его профессионального опыта.

Следование сценарию клиента(holding the client's agenda) — одновременно и философская позиция, и навык, которым пользуется коуч. Когда коуч следует сценарию развития жиз­ни клиента, он как будто становится невидимым, то есть отбрасывает свои суждения, мнения и ответы на вопросы клиен­та и сосредоточивает свое внимание на том, чтобы помочь клиенту в достижении внутреннего баланса и реализации его потенциала. Коуч следует за клиентом, не зная правильного ответа, не давая советов, не рассказывая ему, что надо делать. Здесь коучу нужно уделить максимум внимания клиенту и его запросам, а не тому, что он сам «прописал» для него.

Слушание(listening) — процесс, позволяющий коучу обнаружить в речи клиента его видение, определить степень его приверженности собственным целям, понять цель его слов и поведения. Альянс, заключенный коучем и клиентом, позволяет коучу сознательно, внимательно и целенаправленно слу­шать своего подопечного. Слушая, коуч стремится узнать сценарий жизни клиента (а не свой собственный). В ко-активном коучинге прислушивание к собственным мыслям, суждениям и мнениям называется «первым уровнем», слуша­ние клиента — «вторым уровнем», а сознательное слушание-присутствие — «третьим уровнем».

Сообщение по сути(bottom-lining) — навык краткости, ла­коничности, необходимый как клиенту, так и коучу, а также умение быстро получать от клиента важную информацию, не выслушивая его лирические отступления: «Меня чуть инфаркт не хватил, когда я пришел на работу и увидел приказ об увольнении».

Сохранение сосредоточенности внимания(holding the focus) — навык коуча, позволяющий ему помогать клиенту, когда тот найдет верное направление движения или деятель­ности, не отклоняться от этого пути. Часто клиент отвлекает­ся на важные события в своей жизни, сильные чувства, буди­руемые «гремлином», или на множество других вещей, поэ­тому коуч обязан постоянно напоминать своему подопечно­му, на чем должно быть сосредоточено его внимание, и помо­гать ему направить все усилия на реализацию своих целей.

Структурирующие элементы(средства самоорганизации) (structures) — приспособления, напоминающие клиенту о его видении, целях, намерениях и действиях, которые необходимо предпринять. Например, записки, календари, сообщения на автоответчике, будильники и т.д.

Сценарий клиента(client's agenda) — история развития жизни клиента, включающая его жизненную цель, образ же­лаемого будущего, ценности и цели, принципы их достиже­ния и поддержания равновесия — все то, чем является и хочет быть клиент, а также то, что он делает сейчас и хочет делать в будущем.

Умение спрашивать разрешения— навык коуча, позволяющий открыть для коучинга те сферы жизни клиента, кото­рые обычно не принято обсуждать: «Можно, я сообщу Вам одну неприятную истину?», «Вы согласны вместе поработать над этим?», «Можно, я скажу Вам, что я думаю?».

Управление собой(self-management) — способность коуча «исчезнуть», следуя интересам клиента. Коуч должен абстра­гироваться от собственных мнений, предпочтений, оценок и убеждений, чтобы правильно отражать интересы клиента и следовать им. Управление собой — это также способность коуча справиться с «гремлином» клиента. Коуч может помочь клиенту распознать сущность «гремлина» и найти средства для его контроля. Инструментом управления собой как для коуча, так и для клиента служит также прояснение.

Уточнение(clarifying) — умение коуча задавать клиенту уточняющие вопросы, когда его подопечный не может сам ясно описать, чего хочет или в каком направлении движется, или плохо представляет, чего он хочет, или находится в заме­шательстве. Этот навык сочетает в себе умение задавать воп­росы, описывать происходящее и проводить рефрейминг. Он особенно важен на вводной сессии.

Формирование доверия(creating trust) — умение коуча создавать атмосферу доверия и безопасности в отношениях коучинга, поддерживая конфиденциальность, обсуждая воп­росы безопасности, позволяя клиентам требовать то, что им нужно, говоря им правду, активно слушая то, что они расска­зывают.

Цели— желаемый результат той или иной деятельности клиента. Цели оказываются наиболее полезными, если они конкретны, измеримы, ограничены определенным сроком в их достижении, известны окружающим (что, с одной сторо­ны, обеспечивает клиенту поддержку, а с другой — не дает ему пренебрегать ими). Кроме того, важно, чтобы клиент вла­дел целями, к тому же они не должны быть слишком легко-достижимыми.

Цель Жизни— то, ради чего человек живет на земле. Кем человек стремится стать? Чего хочет создать? Это базовое ут­верждение, напоминающее, кем он является и как изменяет мир вокруг себя. Жизнь, подчиненная выполнению данной цели, наполнена смыслом, естественна и радостна. Если о жизненной цели забыть, человеку часто начинает казаться, что он живет впустую, мучительно и бессмысленно.

Ценности— основополагающие принципы в жизни чело­века, свидетельствующие о том, кем он является в данный конкретный момент. Люди часто смешивают понятия цен­ности и морали. Ценности не выбирают. Это нечто, идущее изнутри.

Эффективные вопросы(powerful questions) — ключевые вопросы коуча, позволяющие добиться ясности, спровоциро­вать действие, совершить открытие, достичь инсайта или принять окончательное решение. Эти вопросы открывают новые возможности, новые знания, новое, более четкое, ви­дение ситуации. На них нельзя ответить «да» или «нет». Коуч строит вопрос, следуя интересам клиента, и таким образом либо подталкивает его к какому-то действию, либо позволяет узнать нечто новое: «Чего Вы хотите», «Чего Вам это будет стоить?».

 


[1] Гремлин — сказочный герой, злой гном, который приносит неудачу (в современной интерпретации — буквально «сбивает летчика с курса»), В переносном смысле — таинственная злая сила.

[2] Большой перечень эффективных вопросов, дающих представле­ние об этой форме работы, приведен в главе 1 части четвертой настоя­щей книги.

[3] В русском языке сложно сохранить игру слов, поэтому оставлено английское слово Smart — «умный, смекалистый, ловкий». — Прим. пер.

 

[4] Точнее — разговорное выражение проверить на «слабо». Прим. пер.

 

[5] Champion — одно из значений «рыцарь-поединщик, выступающий в защиту слабых, поборник справедливости»; здесь это слово дается в значении глагола. — Прим. пер.

[6] Легендарная фраза, сказанная космонавтом Армстронгом, когда он впервые в истории человечества ступил на поверхность Луны.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.