Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ценностная матрица решений



Данная матрица — один из наиболее мощных инструментов для принятия оптимальных жизненных решений. Эта матрица используется на стадии уточнения первичных ценностей. (Пожалуйста, не забудьте, что для составления списка ценностей может потребоваться несколько месяцев). Составив вместе с клиентом список ценностей (путем «мозгового штурма»), попросите его проранжировать 10 основных це­лей по важности.

Затем попросите клиента оценить по 10-балльной шкале степень своей удовлетворенности решением: насколько та или иная ценность была реализована. Большинство клиентов всегда узнает много нового о себе благодаря данному упражнению. Обычно коуч должен быть особенно внимателен к тем случаям, когда оценка оказывается ниже 7. Это может быть как раз та ситуация, в которой необходим коучинг, пос­кольку при таких оценках клиенты часто опускают руки, смиряясь с ситуацией, которую не следует терпеть. Часто в этом бывает повинен «гремлин», говорящий клиенту: «Лучше не дергаться, лучше не рисковать»; клиент порой даже не задумывается об этом. Может быть, полезно время от времени возвращаться к этому упражнению — так клиент не потеряет верное ощущение себя.

За годы своей работы мы отметили, что, если по большому счету все в жизни клиента складывается хорошо, он ставит высокие оценки во всех графах. Если же у клиента в жизни черная полоса, данная матрица показывает, что именно необ­ходимо исправить. Матрица особенно полезна и наглядна при принятии важных решений: бросать ли работу, начинать ли новое дело, заводить ли ребенка и т.д. Попросите клиента оценить его ценности на данный момент; затем предложите ему дать прогноз на 2 месяца вперед, на полгода или год: «Представьте, что Вы приняли это решение; каковы будут Ва­ши оценки? Какими они будут в том случае, если Вы не при­мете этого решения?». В ходе этого упражнения клиент может многое узнать о том, какой выбор ему предстоит сделать. Помните, что «гремлин» не оставит это упражнение без внимания, проявив себя подобными заявлениями: «Так я заработаю больше денег», «Думаю, мне стоит рискнуть», «Но он хочет сына!». Здесь следует спросить клиента, как то или иное действие поможет ему жить в согласии со своими ценностя­ми, оставаясь при этом верным самому себе.

Ниже приведена матрица человека, пытавшегося решить, стоит ли ему брать на себя руководство компанией. Как видно из таблицы, среди 10 самых важных его ценностей нет лидерства. Представьте себя на месте этого человека: какие оценки вы бы поставили в соответствующих графах? Обратите внимание на то, как много говорит это упражнение: в этой таблице нет таких осязаемых факторов, как деньги и общественное положение, которые обычно влияют на наши ре­шения, но при этом редко соответствуют нашим долгосроч­ным личностным целям.

Пример матрицы решений

Ценности в порядке значимости Июль 1998г. значение 1999 г. Решение: ДА значение 1999 г. Решение: НЕТ Значение Значение Значение
1. Обучение/Рост 9 -      
2. Самовыражение      
3. Свобода/Независимость      
4. Творчество      
5. Сотрудничество      
6. Порядок      
7. Прямота/Честность      
8. Веселье/Интерес      
9. Чувство близости      
10. Приключения      

Другие формы

В этом разделе приведены еще три формы, которые могут пригодиться при работе с ценностями. «Перечень ценностей» (с. 311) поможет клиенту определить ценности; «Таблица стандартов и трудностей» (с. 312) потребуется для формулирования стандартов следования ценностям и трудностям, которые могут возникнуть на этом пути; «Реестр воплощения ценностей» (с. 313) будет полезен при разработке плана действий, основанного на ценностях клиента. Коучу не сле­дует передавать клиенту примерный список ценностей, приведенный на с. 314. В непосредственной работе мы часто забываем о каких-то ценностях, и этот список нужен просто как напоминание. Он может быть особенно полезен тогда, когда мы пытаемся определить ценности клиента, а он отрицает или игнорирует какие-то очевидные ценности (например, духовную жизнь или чувство юмора).


Перечень ценностей

Степень значимости Ценность (описание) Оценка удовлетворенности (степень реализации ценности, от 1 до 10)
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Таблица стандартов и трудностей

 

Ценность Оценка степени следования этой ценности Стандарт (что мы делаем в согласии с ценностью) Трудности в следовании ценности Оценка степени трудности
1.        
         
2.        
         
3.        
         
4.        
         
5.        
         
6.        
         
7.        
         
8.        
         

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.