Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Об исполнении должности судьи провинции



Если ты фемный м судья55, не зарься на дары и не протягивай к ним рук56, так как разевающий рот на подарки | бродит во мраке невежества, хотя и весьма учен, исполнен всякого разумения и знания. Довольствуйся скорее тем, что получаешь по форме57, ибо тебя послали не деньги копить, а воздавать справедливость обижен-

2 αχρειώσαι ркп άχρειώσει σε B-Ε 4 * iß' 5-9 Ср. Лк. 14, 11; Сирах 4, 7; 13, 13 8-9 εύκαταφρόνει τους ркп ευκαταφρόνητους B-Ε 9 * ιγ' 11 ήαφεθ ркп Ίάφεθ B-Ε 15 ένετώ ркп ενεστώτα Β-Ε 16 διήμάρτης ркп διαμάρτης B-Ε, ποιήσεις ркп ποιήσει Β-Ε 19 * ιδ' Τη ркп Την Β-Ε 22 εί μεν ώφελή σε ρκπ εί μεν φιλεϊ σεБ, άποδέχη ркп αποδέχεταιБроунинг 27 καιχηνός εις κότος ркп κεχηνώς εις σκότος Β-Ε, * ιέ'

ί-

Ь

иО YC >' л

'< - ill ] i VX..ţ

J ' » ) l'i« ! n

. ,·' "; , ! Λ

' '" · .-· ^а

Советы и рассказы Кекавмена

Советы по службе

δια φιλανθρωπίαν εν κρίσει προσπαθήσης, αλλ' εί εστί σοι πάνυ φίλος τις και μέλλη καταδικασθήναι, παραίτησαι την τοιαύτην ύπό-θεσιν και μη κρίνης αδίκως "Εσχατον μεν γαρ συ αίσχυνθήση, ό δε φίλος σου παρά των πολιτικών δικαστών καταδικασθήσεται. Εάν

5 άποβλέπης εις το λαβείν, οι μη δίδοντες σοι δώρα ουκ αγαθοί τοις όφθαλμοΐς σου φανήσονται, καν λίαν είσί χρηστοί, οι δε δίδοντες σοι αγαθοί φανήσονται και το πνεύμα σου αναπαυθήσεται έπ' αύτοΐς, καν ανδροφόνοι ειεν. Έθος γαρ τοις νοσφιζομένοις δώρα τυποΰν εν τη εαυτών ψυχή, δττ «Από του δεινός μέλλω λαβείν

10 δώρων τάδε». Και ει μεν λάβοι, πάλιν αποβλέπει και δεύτερον και τρίτον λαβείν, εί δ' ου λαβή, ως ίδιου πράγματος στερηθείς χολαν-θήσεται, και εσται ό δίκαιος ως ό ασεβής. * Άκουσον γαρ τί ό Άμ-βακούμ βοφ προς Κύριον «Έξεναντίας μου, φησίν, γέγονε κρίσις και ό κριτής έλαβε δώρα, και δια τούτο διεσκέδασται νόμος (с. 145) και ου

15 διεξάγεται εις τέλος κρίμα, οτι ό ασεβής καταδυναστεύει τον δίκαιον ένεκα τούτου έξελεύσεται το κρίμα διεστραμμένον». Εί δε προσέλθοι σοι τις χωρίς δίκης χαριζόμενός σοι δώρα και λέγων «Λάβε ταύτα, εγώ αγαπών σε δίδωμί σοι αυτά» · μη λαβής ταύτα. Εί γαρ και τότε ουκ αιτείται σε τι, αλλά μετά το λαβείν σε ταύτα

20 εϊππ σοι ποιήσαι αύτώ παράνομον χαρτίον και εί μεν ποιήσεις αυτό, έχεις και από του Θεού καταδικασθήναι και από του βασιλέως και από των πολιτικών δικαστών εί δ' ου ποιήσεις αυτό, αντιστρέψεις τα δοθέντα σοι μετ αισχύνης, έγκληθείς παρ' αυτού. (с. 7) * Εάν ελθη επήρεια εις το θέμα και εχης συ πρόσταξιν ταύτην δια-

25 νύσαι, μη ποίησης την του κοινού ζημίαν σον κέρδος· ου γαρ δια το κερδήσαί σε αυτή έπηνέχθη. Αρκεί γαρ τοις έπηρεαζομένοις ή του κακού άπότισις Εάν συμβή φόνος, μη πάθη άλλος αντ' αλλού, αλλ' εκείνος μόνος ό τούτο τολμήσας. Είδον γαρ εγώ πολλούς αναίτιους ύπαχθέντας τη δίκη, τους δε αιτίους αθφωθέντας δια δόσιν

ным. Никому не спускай в суде из человеколюбия58. Однако, если у тебя есть большой друг, который должен быть осужден, откажись от этого дела и не суди неправедно, так как будешь вконец опозорен, а твой друг будет осужден столичными судьями 59. Если будешь высматривать, как бы что получить, то не дающие тебе даров окажутся дурными в твоих глазах, хотя бы и были они очень хорошими. Дающие же тебе покажутся добрыми, и дух твой будет почивать на них60, хотя бы и были они убийцами. Ведь у корыстолюбцев в обычае лелеять в душе мечты о дарах: «От такого-то я получу такие-то дары». И если он получит однажды, то вновь высматривает, как бы получить во второй и третий раз, а если не получит, сердится, как лишенный чего-нибудь собственного61. Так справедливый станет нечестивцем62. Послушай, о чем Аввакум вопиет к Господу. «Предо мною, — говорит он, — случился суд, и судья получил дары. От этого закон потерял силу, | и суда праведного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный». Если же кто придет к тебе без судебного иска, принеся тебе дары и говоря: «Возьми: я с любовью даю тебе это», — не бери ничего, так как если на сей раз он не попросит тебя о чем-либо, то после того, как ты возьмешь это, он потребует от тебя сделать для него незаконный документ. И если ты изготовишь его, будешь осужден и Богом, и ва-силевсом, и столичными судьями ra. A если не изготовишь, то с позором вернешь подаренное тебе, подвергнувшись обвинению с его стороны. Если пала на фему эпирия ы и ты имеешь приказ провести ее, не обрати в личную выгоду ущерб общества65. Она наложена отнюдь не для того, чтобы ты нажился на ней. Ведь для подвергнутых эпирии достаточно исполнения повинности. Если случилось убийство, пусть один не пострадает за другого, а [поплатится] лишь тот, кто на это осмелился66. Многих ведь я видел невинно понесших наказание, а виновных — оправданными благодаря денежной взят-

1 πρόσπαθήσας ркп προσπαθήσης В-Е 2 τις ркп τις και B-Ε 5 διδόντεσοι ркп δίδοντες σοι Β-E 6 οίσί ркп είσί В-E 7 άναπαυθήσονται ркп άναπαυθήσεται B-Ε 8 άνδροφρόνοι ркп άνδροφόνοι Β-Ε 11 άστερηθεϊς ркп στερηθείς Β-Ε 12 * < 12 Быт. 18, 23 12-13 άμβακούμ ркп 'Αμβακούμ Β-Ε 13-16 Αββ. 1, 3-4 17 πρόσελθοις ркп προσέλθοι Β-Ε 22 αύτώ ркп αυτό Β-Ε 23 έγκληθείς? Β-Ε, * ιζ', 26 αυτή ρκπ αυτή B-Ε, αυτή Л 27 σηνβεΐ ρκπ συμβη Β-Ε 28 τούτου ρκπ τούτο Β-Ε 29 τους διαίτίους ρκπ τους δε αιτίους Β-Ε

> π j - . l" .

Советы и рассказы Кекавмена

Советы по службе

χρημάτων. Καί έμνήσθην Δίωνος του 'Ρωμαίου είρηκότος, οτν «Καί οί πάνυ αξιόπιστοι των ανθρώπων καί (л. 145 об.) λόγοις έπιτηδείοις καί χρήμασι καταδουλοΰνται». *

§6 Οί νοτάριοί σου καί οί λοιποί οί εξυπηρετούντες σοι φοβείσθω-

5 σαν σε' και εϊ φοβούνται σε, ουκ έσονται αδικηταί. Και μη φοβή συ μάλλον αυτούς. Πόθεν δε τούτο συμβαίνει ; Εκ του είναι σε άδι-κητήν. Εί μη γαρ ης αδικητής καί είχον κατά σου άπογραφάς οί άνθρωποι σου, ουκ αν έφοβοΰ αυτούς. Οί γαρ μετά δικαιοσύνης βιοΰντες πάντοθεν κατωχύρωνται. * Πλην μη θέλησης άπηνώς οϋτως

10 καί ακαίρως έκφοβεΐν τους ανθρώπους σου καί τους λοιπούς τους υπό την χείράν σου· έγκοτήσουσι γαρ σοι. Εί γαρ καί γεγόνασιν υποχείριοι σου, άλλα άνθρωποι είσιν ως καί συ. Καί ίσως ως χρήζει νυν ό υποχείριος σου αντιλήψεως σης, φέρει σε το φέρον Ίνα συ δεηθής αυτού χείρα όρέξαι σοι. Είδον γαρ τούτο εγώ καί έθαύμασα

15 του βίου το άστατον. Οί νοτάριοί σου οπόταν κατά τίνος των θεματικών λέγωσι, μη αύτίκα συναπαχθείς τοϊς λόγοις αυτών καί θυμωθείς αμύνης αυτόν. * (л. 146) "Εθος γαρ τοϊς ύποχειρίοις 'ίνα εί μεν λάβωσί τι παρά τίνος, έπαινώσιν αυτόν προς τον κύριον αυτών καί μεγα-λύνωσιν αυτόν, καν ανδροφόνος εστί καί τυμβωρύχος· εί δ' ου λά-

20 βωσί τι από τίνος, εί καί των χρησίμων καί ευγενών εστί, οργίζονται ως αδικηθέντες παρ' αυτού, καί απελθόντες προς τον κύριον αυτών παροξύνουσιν αυτόν κατ αυτού, λέγοντες· «Ύβρισε σε ό δείνα και ουδέ έχει σε κεφαλήν αυτού, αλλά άντ' ούδενός σε έχει». Μάλλον δε καί αν δια τάς αταξίας του νοταρίου σου γέγονέ τις ταραχή,

25 ύποστρέψας προς σε' «Αυτός, φησίν, ταύτην κατεσκεύασεν, εί καί σιωπήν ύπεκρίνατο· αλλ' ει μη (с. 8) σωφρονισθή ό τοιούτος, 'ίνα καί άλλοι δι' αυτού παιδευθώσιν, δουλεία εκεί ου γίνεται». Καί άλλα μύρια συρράψας έξάπτει σε τον κύριον αυτού κατά του μηδέν ήδι-κηκότος. Καί όρμήσαντός σου προς αμυναν, * είτε ή χώρα λυπηθεΐσα

30 κατά της άδικωτάτης αυτού πράξεως έπανίσταται αύτφ , καί τότε

ке. Уместно напомнить о Дионе Римлянине, сказавшем, что даже люди, весьма достойные доверия, оказываются рабами искусных речей и денег67.

§ 6. Об отношениях фемного судьи со своими подчиненными

Твои нотарии68 и прочие твои прислужники69 пусть боятся тебя. Если они боятся тебя, они не будут беззаконниками. Ты же, напротив, не бойся их. Отчего же случается обратное? Оттого, что ты сам беззаконник, так как если бы ты не был беззаконником, а на тебя твои люди писали бы доносы, то не боялся бы их, ибо живущие по справедливости повсюду находят защиту70. Однако не вздумай безжалостно, а также безо времени запугивать своих людей71 и прочих, подчиненных твоей деснице, потому что они будут злы на тебя. Ведь хотя они и подвластны тебе, они такие же люди, как и ты72. Точно так, как твой подчиненный ныне нуждается в твоей защите, судьба принудит тебя просить, чтобы он протянул тебе руку, — видывал я такое и удивлялся превратностям жизни. Когда твои нотарии будут наговаривать на кого-нибудь из жителей фемы, не тотчас вверяйся их словам и в гневе не наказывай того. | Ведь у подчиненных есть обыкновение, если они получают что-нибудь от кого-либо, расхваливать и превозносить его перед своим господином, хотя бы тот был человекоубийцей и грабителем могил. Если же они ничего не получают от кого-либо, то, хотя бы тот был дельным и благородным, они гневаются, словно обиженные им, и, придя к своему господину, настраивают его против того, говоря: «Оскорбляет тебя такой-то и не считает своим главой73 и относится к тебе как к пустому месту». Более того. Если из-за непотребств твоего нотария случится какое-нибудь волнение, он, обратясь к тебе, скажет: «Такой-то его подготовил, хотя и исподтишка орудовал. Если он не будет вразумлен, чтобы и другие поучились на его примере, не бывать там повиновению». И, нагородив невесть чего, возбудит тебя, своего господина, против ни в чем не повинного. Когда ты примешься карать, то или область, возмущенная его (нотария) крайне несправедливым поступком, восстанет на него, и тогда с позором он будет за-

1 διώννος ркп Δίωνος В-Е 2 ύπάνοι ркп οί πάνυ B-Ε 3 * ιη' 5 σοι ркп σε B-Ε, φοβοΰντες σε ρκπ φοβούνται σε Β-Ε 5-6 φοβήσοι ρκπ φοβή συ Β-Ε 9 * ιθ' 12 χρήζειν ρκπ χρήζει Β-Ε 15-16 θεμάτων ρκπ θεματικών Β-Ε 16 συναπαχθείς ρκπ συναπαχθής или συναπαχθείς Β-Ε 17 * κ' 21 αυτών ρκπ αυτού Β-Ε 22 αυτόν παροξύνουσιν αυτών ρκπ αυτών παροξύνουσιν αυτόν Β-Ε 23 εχειν ρκπ έχει Β-Ε 26-27 καί οί άλλοι ? Β-Ε 29 * κα'

Советы и рассказы Кекавмена

μετ' αισχύνης ποιεί απολογίας προβαλλόμενος αγνοιαν, είτε μην κρατή-σαντός σου τον а(л. 146 ο6.)θφον και τούτον κακώσαντος, παρωξύνθη ό έτάζων καρδίας και νεφρούς. Διαγινωσκομένου δε του δράματος παρά των μειζόνων καταγνώσονταί σου πάντες. Ει δε την αίτίαν επί τον

5 ύποχείριόν σου θήσεις, ακούσεις παρ' αυτών τό· «Σύ αύτοΰ ήρχες, ουκ αυτός σου». Και πρόσεχε τούτοις, άγωνίζου δε μάλλον ϊνα και ή κρίσις σου λελογισμένη εστί και ή άπόφασίς σου νόμιμος και μετά συνέσεως. Και εί κατ' έπήρειαν έγκληθήση, άναγινωσκομένων των ημερησίων σου σχεδαρίων παρά των πολιτικών δικαστών ως θεολο-

10 γίαν ταύτα έπα......................

αλαζόνες, ωσαύτως και οι δυσειδεϊς. *

§7

Σύ δε τοις πάσιν Ίσος γενού καί ου διαμάρτης του ορθού σκο-ποϋ. «Μη αίνέσης άνδρα εν κάλλει αυτού καί μη βδελύξη άνθρωπον εν όράσει αυτού. Μικρά εν πετεινοϊς ή μέλισσα, καί αρχή γλυκασ-

15 μάτων ό καρπός αυτής», φησίν ό Σιράχ. "Αλλοι δε περίγοργοι φαινόμενοι είσί την тг(л. 147)λείαν νωθροί, λόγους χαριζόμενοι και ουκ έργα· ων χρή πιστεύειν ου τοις λόγοις, αλλά τοις εργοις. Εί δε νοτάριος εί, μη δια της λειξούρας σου άχρειωθή" ό κύριος σου, αλλά μάλλον άγωνίσθητι Ίνα δια της πράξεως σου καί της ενεργείας σου έπαι-

20 νεθή". Προς γαρ τιμήν αυτού καί άνάπαυσιν προσελάβετό σε και ου προς άράν και αίσχύνην. *

§8

Εί μεν γαρ γραμματικός εί ή φιλόσοφος, σπούδασαν ϊνα και δια του σχήματος καί των ρημάτων και δια της ενεργείας καί αυτών των πραγμάτων δείξεις την έπιστήμην σου και οτι ή μελέτη καί ή

25 σχολή σου ουκ εις κενόν γέγονεν. "Εσο δε οικονομικός και πολιτικός. Ου λέγω δε πολιτικός οίον μίμος και παιγνιώτης, αλλά πολιτικός, λέγω, διδάξαι δυνάμενος πόλιν όλόκληρον άγαθοεργείν καί άνα-στεϊλαι(ΰ. 9)έξ αυτής κακόν, Ίνα ου μόνον οί όρώντές σε άγάπην καί τιμήν εχωσι προς σε, αλλά καί οί άκούοντες την άρετήν σου καί

30 την σύνεσίν σου. Καί σπούδασαν την γνώσιν σου φανεραν πασιν ποιήσαι δι' έργων. *

Советы по службе

щищаться, разыгрывая неведение, или, после того как ты схватишь | невинного и накажешь его, будет разгневан Тот, Кто испытует сердца и утробы74. Когда же о происшедшем проведают высшие лица, все осудят тебя. Если ты взвалишь вину на своего подчиненного, то услышишь от них: «Ты над ним начальствуешь, а не он над тобой». Остерегайся этого. Старайся всячески, чтобы и приговор твой был продуманным и решение выносилось законно и с разумением. Если ты будешь обвинен75 из-за эпирии, так как столичные судьи76 читают твои ежедневные записи, как богословие их... хвастуны, как и уроды77.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.