Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Процессуальные особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений



Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется в рамках админи­стративного судопроизводства и введено в качестве средства судеб­ного контроля в сфере публично-правовых отношений. Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникаю­щих из административных и иных публичных правоотношений, при­веден в ст. 29 АПК. Административный характер спорных отношений основан на неравном положении его участников. Одним из таких участников является государственный орган, орган местного самоуп­равления, иной орган, организация, наделенная ФЗ отдельными го­сударственными или иными публичными полномочиями, или долж­ностное лицо. Данные субъекты наделены властными полномочиями и используют эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпр. и иной экономической деятельности.

По общему правилу, закрепленному в ст. 27, 29 АПК, споры по данной категории дел должны носить экономический характер, т.е. возникать в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности организаций, являющихся юридическими лицами, и граж­дан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 29 АПК указанные в п. 1 ч. 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, явля­ются ли заявителями организации, индивидуальные предпринимате­ли или граждане.

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов отне­сены к подведомственным арбитражным судам. В настоящее время арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании норма­тивных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регу­лирования и валютного контроля; таможенного регулирования; эк­спортного контроля; патентных прав и прав на селекционные дости­жения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов ин­теллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимо­нопольного регулирования; естественных монополий; регулирова­ния банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности и др.

По общему правилу, к нормативным относятся такие акты, кото­рые устанавливают общеобязательные правила поведения для неоп­ределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

2. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные ин­тересы заявителя в сфере предпринимательской и иной эко­номической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организа­ций, наделенных федеральным законом отдельными государ­ственными или иными публичными полномочиями, должно­стных лиц довольно многочисленны в практике арбитражных судов.

Ненормативный правовой акт не обладает признаками, названными выше, адресован конкретному лицу.

К данной категории дел можно отнести, например, споры о при­знании недействительными решений налоговых, финансовых, тамо­женных, антимонопольных органов, органов Федеральной службы по финансовым рынкам и т.д.

3. Дела об административных правонарушениях также мно­гочисленны в практике арбитражных судов. Для отнесения этих дел к подведомственности арбитражных судов необходимо соблюдение двух правил:

- участниками споров являются органы, организации, наделенные федеральными закономи отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, юридические лица и предприниматели;

- административное правонарушение совершено при осущест­влении предпринимательской и иной экономической деятельности. Компетенция арбитражного суда по рассмотрению таких дел опреде­лена ст. 23.1 КоАП РФ.

4. Дела о взыскании с организаций и граждан-предпринима­телей обязательных платежей, санкций, если ФЗ не предусмотрен иной порядок их взыскания, также подведомственны арбитражному суду. Такое же правило установлено ст. 46,104 НК РФ. Внесудебный порядок взыскания обязательных платежей и санкций предусмотрен ст. 25 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

5. По иным делам, отнесенным ФЗ к компетенции арбитражного суда, можно привести пример дела об обжаловании отказа или ук­лонения от государственной регистрации юридического лица (ком­мерческой организации) или индивидуального предпринимателя; о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, взыскание по которому производится в бесспорном порядке; об ос­паривании постановлений, действий (бездействия, отказа в соверше­нии действия) судебного пристава-исполнителя.

Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из админист­ративных и иных публичных правоотношений, предусмотрен разд. I и II АПК. Для данной категории дел следует учитывать следующие особен­ности:

- дела данной категории возбуждаются на основании заявления;

- в первой инстанции коллегиально рассматриваются дела, отно­сящиеся к подсудности ВАС РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов. Остальные категории дел могут быть рассмотрены судьей единолично (ст. 17 АПК). Арбитражные заседатели не могут участвовать при рассмотрении данной категории дел;

- ВАС РФ подсудны лишь те дела, которые указаны в ч. 2 ст. 34 АПК, остальные - арбитражным судам субъектов РФ;

- государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с иском или заявлением в арбит­ражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, пре­дусмотренных ФЗ (ст. 53 АПК). В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд;

- при обращении налоговых органов в арбитражный суд с иском о взыскании с организации, предпринимателя налоговых санкций необходимо соблюдение досудебного порядка, который заключается в предложении добровольно уплатить сумму налоговой санкции (ст. 104 НК РФ). Несоблюдение налоговой инспекцией досудебной процедуры влечет последствия, предусмотренные ст. 149 АПК, т.е. оставление иска без рассмотрения;

- в соответствии со ст. 333.37 НК РФ гос. органы, органы МСУ и иные органы освобождены от уп­латы гос. пошлины;

- в отличие от общих правил доказывания обязанность доказы­вания по делам, возникающим из административных и иных пуб­личных правоотношений, возлагается на гос. органы, органы МСУ, иные органы, организации, наде­ленные ФЗ отдельными государственными или иными публичными полномочиями и должностных лиц;

- обязательными условиями для признания недействительными актов органов, организаций, наделенных ФЗ отдельными государст­венными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, незаконности их действий (бездействия) являются несоответствие их закону, иному НПА и нарушение ими прав заявителя;

Возможность примирения сторон по данной категории дел яв­ляется новеллой. Одним из способов урегулирования спора являет­ся заключение мирового соглашения по правилам, установленным в гл. 15 АПК.





Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.