1) пересмотр в порядке надзора судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, вступивших в законную силу (фактически пересмотр постановлений второй, третьей инстанций);
2) надзорная инстанция - вторая и последняя инстанция относительно постановлений кассационной инстанции, когда та, в соответствии с полномочиями, предоставленными ей п. 1 ст. 287 АПК РФ, отменяет судебные акты первой или апелляционной инстанций полностью или в части и принимает новое постановление;
3) надзорная инстанция - вторая инстанция в арбитражном производстве и относительно решений ВАС РФ, принятых им в соответствии с его компетенцией в первой инстанции и не подлежащих обжалованию ни в апелляционном, ни в кассационном порядке;
4) формирование общероссийской арбитражно-судебной практики.
В АПК РФ 2002 г. нет указания на то, что заявление о надзорном пересмотре может быть подано после рассмотрения дела в апелляционном или кассационном порядке (ст. 185 АПК РФ 1995 г.). Однако Кодекс предписывает, что обращение в Высший Арбитражный Суд РФ допускается при условии, когда иные возможности для проверки законности судебного акта исчерпаны и осталось лишь право обращения в высшую судебную инстанцию. Эту формулировку не следует рассматривать как запрет на обращение в надзорную инстанцию, если апелляционное или кассационное обжалование не использовалось. Однако законодатель ясно дал понять, что надзор в этом смысле является исключительной, а не обычной стадией пересмотра судебного акта. Не случайно коллегия судей ВАС РФ наделена правом направления дела в кассационную инстанцию при наличии к тому оснований для проверки законности судебного акта, если в кассационном порядке дело не рассматривалось (ч. 6 ст. 299 АПК РФ).
В соответствии со ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Тем самым на конституционном уровне определены место и роль ВАС РФ в системе арбитражных судов в сфере осуществления правосудия.
Если не считать узкого круга дел, рассматриваемых ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), то производство в порядке надзора является основной функцией данного суда и формой его участия в осуществлении правосудия.
В связи с этим основной задачей института надзора и ВАС РФ как органа судебного надзора является создание механизма обеспечения единообразного толкования и применения права арбитражными судами и качества правосудия. При этом из ч. 1 ст. 292 и других положений гл. 36 АПК РФ следует, что судом надзорной инстанции является ВАС РФ, а не только Президиум ВАС РФ.
В условиях существования 10 арбитражных судов кассационной инстанции гарантии единообразного применения закона не столь убедительны, и этот недостаток должен устранить институт надзора.
В ч. 2 ст. 292 АПК РФ предусматривается, что лица, участвующие в деле, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если считают этот судебный акт незаконным, принятым с нарушением норм материального права или норм процессуального права, в результате чего существенно нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из этого положения следует, что заинтересованные лица сами определяют наличие оснований для обращения в ВАС РФ как в суд надзорной инстанции, который вправе проверять законность оспариваемого судебного акта. При этом важно, чтобы такие основания были связаны для лица с существенными нарушениями его прав и интересов.
Понятие "существенное нарушение" является категорией оценочной, определяемой заинтересованным лицом при обращении в ВАС РФ. Однако эта категория будет иметь значение и для судебного состава, рассматривающего заявление, который также должен будет дать оценку содержащегося в заявлении основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора, исходя из того, насколько существенно нарушение, допущенное арбитражным судом при принятии оспариваемого акта, чтобы оно стало поводом для пересмотра данного судебного акта в порядке надзора.
Категория существенного нарушения используется в международных актах. В частности, в ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в ред. Протокола N 11) в качестве основания для повторного рассмотрения дела называются существенные нарушения, повлиявшие на исход дела, допущенные при предыдущем рассмотрении дела. Конституционный Суд РФ в данном случае толкует существенные нарушения как нарушения, имеющие фундаментальный, принципиальный характер.
Содержание оснований к отмене актов арбитражного суда в порядке надзора.
Особая роль пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в порядке надзора состоит в специально установленных в законе основаниях, отличных от оснований апелляционного и кассационного пересмотра. В этом прежде всего проявляется исключительный характер надзора. В нижестоящих проверочных инстанциях участники процесса располагают достаточными правовыми средствами для защиты нарушенного права.
Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт:
1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Задача Президиума - не дублировать деятельность кассационной инстанции, а выполнять особую возложенную на него законом функцию. Ее осуществление должно обеспечиваться через пересмотр судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций по вышеуказанным основаниям.
Во-первых, обеспечение единообразия в толковании и применении закона всеми арбитражными судами. В этом заключается главное предназначение Высшего Суда государства по обеспечению единства судебной практики. "Отсутствие единообразия в судебной практике, - писал еще в начале прошлого века крупнейший русский процессуалист Е.В. Васьковский, - разрушает единство государственного правопорядка, ослабляет силу закона и подрывает принцип равенства всех граждан перед законом. Необходимо поэтому установить наблюдение за деятельностью всех судов с целью обеспечить одинаковое толкование и применение ими законов". Сказанное справедливо и сегодня.
Именно через единство правоприменения достигается выполнение конституционных принципов равенства всех перед законом и судом, равное право каждого на судебную защиту. Только таким путем создается правовая определенность. Господство права и эффективность защиты прав всех участников экономических отношений не будут гарантированы в условиях различного понимания и применения правовых норм судами.
Возрастает значение разъяснений по вопросам судебной практики, которые дают Пленум и Президиум ВАС РФ по результатам изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами. Значение правовой позиции ВАС РФ подчеркнуто в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 N 14 и в Постановлении КС РФ от 21.01.2010 N 1-П по делу о проверке конституционности положений ч. 4 ст. 170, п. 1 ст. 311 и ч. 1 ст. 312 АПК.
Во-вторых, это устранение нарушения прав и свобод человека и гражданина, которыми он обладает согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также в соответствии с международными договорами РФ.