Действия следователя по обнаружению лица, совершившего преступление, зависят прежде всего от того, имеются ли в исходных материалах дела сведения о виновном. Наличие сведений позволяет выдвинуть версию о преступнике и приступить к ее проверке. Если же сведений нет или они недостаточны для выдвижения версии, надлежит собрать данные, характеризующие виновного, после чего расследование осуществляется по той же схеме, как и в первой ситуации (см. рис. 4).
В сборе информации о виновном немаловажную роль играют органы дознания, специалисты и общественность. Но было бы серьезной ошибкой не видеть значения деятельности самого следователя. Изучая исходные данные и осуществляя поисковые действия, следователь может получить весьма ценные сведения о виновном; более того, аналитическая деятельность следователя является непременным условием эффективного использования возможностей органов дознания, специалистов, экспертов, общественности.
Имеются сведения о виновном
Выдвижение версии о виновном
Проверка версии о виновном
Первичная информация (ПИ)
Нет сведений о виновном
Сбор информации о виновном
Рис. 4. Общая схема организации поиска неизвестного виновного
Имея целью в конечном счете «выйти» на виновного, надлежит собрать следующие данные о преступнике:
— сведения, характеризующие внешний вид виновного (анатомические признаки, приметы, следы на виновном, его одежде и т. д.);
— сведения, характеризующие субъективные, социально-психические признаки виновного (состояние интеллекта, психики, отношение к погибшему и той местности, где совершено преступление, судимость, наличие профессиональных навыков и т. д.).
Поисковую деятельность целесообразно осуществлять в двух взаимосвязанных направлениях. Первое направление — исследование события преступления и обстановки, в которой оно совершено, в частности, выявление свидетелей, видевших виновного, изучение личности погибшего, места, времени и других обстоятельств преступления, перечисленных в изложенной выше краткой программе раскрытия убийства.
Второе направление поиска — исследование событий, предшествовавших совершению преступления и последовавших за ним (см. рис. 5).
Первичная информация (ПИ)
Заподозренный
Исследование события преступления
Характеристика виновного
Исследование событий, предшествовавших совершению преступления и последовавших за ним
Рис. 5. Основные направления организации поиска виновного
Исследование события преступления целесообразно начать с анализа исходных данных по краткой программе. Если полученная в результате такого анализа характеристика виновного окажется недостаточной для его поиска, исследование надлежит продолжить, выполняя необходимые следственные действия, мероприятия, используя помощь органов дознания, специалистов, экспертов, общественности.
Можно рекомендовать следующую программу обнаружения лица, совершившего убийство.
1. Проверьте, не содержатся ли сведения о виновном в первичных материалахдела — не видели ли преступника свидетели, не называют ли его имя, кличку; не описывают ли внешность (татуировки и т. п.); не указывают ли на личность преступника следы, предметы, вещи, обнаруженные на месте происшествия, и т. д.
Используйте результаты осмотра места происшествия и судебно-медицинского исследования трупа.
Изучите следы, предметы, обнаруженные на месте происшествия, организуйте поиск свидетелей, изготовление портрета с помощью фоторобота или рисунка, поиск виновного/ по кличке, татуировкам.
2. Определите круг лиц, среди которых может находиться виновный:
2.3. Попытайтесь составить характеристику преступника (информационная модель) аналитическим путем. Проанализируйте исходные данные по элементам типовой характеристики личности виновного.
2.4. Составьте совокупную характеристику преступника, выдвиньте версии о круге лиц, среди которых может находиться виновный. Организуйте поиск преступника. Примите во внимание события, предшествовавшие убийству и последовавшие за ним. Дайте соответствующие поручения органам дознания, обратитесь, при необходимости, к общественности.
3. Если обнаруживается неполнота исследования обстоятельств убийства, организуйте более глубокое изучение события преступления и обстановку, в которой оно совершено. Вчастности, изучите перечисленные ниже обстоятельства и результаты используйте для поиска виновного.
4. Как характеризуется погибший,не указывают ли его качества на личность виновного:
4.1. Имя, пол, возраст погибшего.
4.2. Семейное положение, отношения с членами семьи, близкими лицами.
4.3. Место проживания погибшего, отношения с соседями.
4.4. Место работы, учебы. Отношение к труду, учебе, членам коллектива.
4.5. Образ жизни погибшего (активный, общественно полезный, антиобщественный, пассивный, замкнутый).
4.6. Качества характера. Допросите родственников, соседей, сослуживцев. Используйте информацию органов дознания.
4.7. Состояние погибшего во время убийства (алкоголь, наркотики). Используйте результаты исследования трупа.
4.8. Кто последний видел погибшего, где, когда, при-каких обстоятельствах? С кем был погибший, чем занимался, что имел при себе, во что был одет, в той ли одежде, в которой обнаружен труп? Организуйте поиск свидетелей, допросите их.
4.9. Зачем, когда, как, с кем прибыл погибший на место происшествия? Учтите возраст, образ жизни, род занятий, привычки, особенности психики, распорядок дня погибшего.
4.10. Проанализируйте информацию о личности погибшего в совокупности. Используйте выводы для организации дальнейшего расследования и поиска виновного. Примите во внимание пол, возраст погибшего, возможность ошибки в объекте посягательства, время, орудие, мотив преступления, а также учтите статистические закономерности преступления, в частности, то, что:
— большинство убийств совершается людьми, близкими и хорошо знакомыми с погибшим;
— граждане, ведущие антиобщественный образ жизни, чаще становятся жертвами со стороны лиц такого же образа жизни и поведения;
— лица, отличающиеся конфликтными чертами характера, часто становятся объектом нападения со стороны людей мстительных, обидчивых, агрессивных [14, 15].
4.11. При необходимости, в зависимости от версии о мотиве убийства и виновном, а также других обстоятельств дела, продолжите изучение личности погибшего.
5. Где совершено преступление— осуществлено нападение, нанесены повреждения, наступила смерть (на месте обнаружения трупа или в другом месте), не указывает ли место преступления на личность виновного:
5.1. Нет ли на месте происшествия следов, указывающих на то, что смерть наступила и повреждения погибшему нанесены в другом месте:
а) соответствует ли количество крови на месте обнаружения трупа характеру повреждений. Воспользуйтесь помощью специалиста. Учтите заключение экспертизы о причине смерти и о том, как быстро наступила смерть;
б) нет ли на трупе, его одежде и обуви, а также возле трупа следов волочения (видимых и невидимых), транспорта или приспособлений для переноски тела? Имеются ли на них следы крови, выделений и другие следы погибшего;
в) соответствует ли состояние ложа трупа предполагаемой давности наступления смерти (состояние растительности и т. д.);
г) имеются ли возле трупа следы борьбы при наличии таковых на теле и одежде потерпевшего (поломанные, помятые растения, кусты и т. д.);
д) имеются ли на месте обнаружения трупа следы выстрела, если смерть наступила от действия огнестрельного оружия;
е) имеются ли на месте обнаружения трупа брызги крови? Учтите, обязательно ли эти следы должны были появиться;
ж) имеются ли следы иных действий, выполненных виновным на месте происшествия (раздевание потерпевшего, если труп обнажен, и т. д.);
з) имеются ли возле трупа, а также в районе происшествия следы обуви, ног погибшего? В каком месте эти следы исчезают;
и) где находятся вещи погибшего, имеются ли возле них следы его обуви;
5.2. Не указывают ли на убийство в другом месте следы, находящиеся на обуви и одежде погибшего:
а) соответствует ли одежда на трупе обстановке, в которой обнаружено тело;
б) имеются ли на ногах (обуви) частицы пыли, грунта, растений, на которых лежит труп? При необходимости назначьте почвоведческую экспертизу;
в) нет ли на ногах (обуви) легко отделяемых частиц грунта и других веществ (известь, мел и т. д.), которые отсутствуют на месте обнаружения тела? Где могли образоваться обнаруженные на подошве легкоотделяемые следы? Выдвиньте и проверьте версии;
г) соответствует ли положение одежды погибшего позе трупа, способу убийства и суждению о том, что смерть наступила на месте обнаружения тела;
е) правильно ли надета обувь (не находится ли, например, правый сапог на левой ноге и наоборот);
ж) соответствуют ли друг другу слои одежды, находящейся на теле погибшего, и следы на них;
5.3. Не указывают ли на убийство в другом месте поза трупа и следы на теле погибшего:
а) соответствует ли расположение трупных пятен позе трупа? Воспользуйтесь помощью специалиста;
б) не нарушено ли трупное окоченение, не свидетельствует ли это о перемещении тела;
в) соответствует ли температура трупа температуре окружающей среды;
г) нет ли на теле следов волочения (продольных царапин и т. д.);
д) соответствует ли направление потеков крови на теле и одежде суждению о том, что смерть наступила на месте обнаружения трупа;
е) соответствуют ли отпечатки на теле характеру ложа трупа и предметов, находившихся под телом погибшего.
5.4. Не указывает ли на убийство в другом месте обстановка, в которой обнаружен труп:
а) позволяла ли объективно обстановка (размеры помещения и т. д.) совершить убийство на месте обнаружения трупа? Воспользуйтесь моделированием;
б) позволяло ли освещение совершить убийство данным способом на месте обнаружения трупа;
в) позволяла ли виновному температура выполнить соответствующие действия на месте обнаружения трупа;
г) не было ли рядом людей (соседи по квартире, даче, сторож, часовой и т. д.), мешающих совершению преступления? Могли ли они видеть, слышать происходящее, помешать виновному;
д) не появилось ли тело на месте его обнаружения после поисков исчезнувшего в данном месте? Тщательно ли осуществлялся предыдущий поиск.
5.5. Оцените информацию в совокупности. При необходимости допросите понятых, воспользуйтесь моделированием. Учтите возможные изменения в обстановке до и во время осмотра, организованность проведения осмотра.
5.6. Если материалы дела указывают на то, что смерть наступила на месте обнаружения трупа, а повреждения нанесены где-то в другом месте, выясните, как раненый оказался на месте обнаружения тела:
а) не мог ли потерпевший передвигаться после получения ранений. Воспользуйтесь помощью специалиста и эксперта;
б) откуда и как раненый прибыл на место обнаружения трупа? Используйте результаты осмотра места происшествия. При необходимости проведите дополнительный осмотр, выясните, нет ли следов передвижения потерпевшего (дорожка следов обуви, крови, утерянные вещи и т. д.);
б) откуда и как раненый прибыл на место обнаружения трупа или доставлен иным способом? Используйте рекомендации п. 5.7 применительно к данной задаче.
5.7. Если можно полагать, что смерть наступила в другом месте, выясните:
а) когда, как, на чем доставлено тело на место его обнаружения (привезено, принесено, притащено, доставлено силами природы и т. д.). Учтите результаты осмотра трупа и места его обнаружения. Воспользуйтесь моделированием:
б) доставлено издалека или откуда-то поблизости. Примите во внимание характеристику места обнаружения трупа, вес погибшего, способ доставки тела;
в) из какого места (республика, область, город, район, микрорайон) доставлено тело. Учтите:
— личность погибшего и обнаруженные при нем документы;
— фасон одежды, головного убора, обуви;
— нашивки, ярлыки, наклейки на одежде и обуви;
— содержимое карманов (пыль и т. д.);
— следы почвы, семена злаков, частицы растений и другие следы;
— нахождение вещей погибшего, в частности, отдельных •предметов его туалета, в другом месте;
— образ жизни, связи погибшего;
— состояние (алкоголь, наркотики и т. д.), в котором он находился, содержимое его кишечника;
— место, где его видели в последний раз;
— особенности района, в котором обнаружено тело (топографические, коммуникационные и т. д.);
— события, происходившие в данном районе; в частности, выясните, не было ли беспокойного поведения домашних животных (собаки, коровы);
г) в помещении или на открытой местности совершено убийство? Учтите время, орудие, способ преступления. Примите во внимание положение, которое занимал погибший во время нанесения ему повреждений.
5.8. Проанализируйте собранную информацию в совокупности, выдвиньте версии о месте нападения и убийства.
5.9. Проверьте версии:
а) имеются ли на предполагаемом месте нападения и убийства следы пребывания потерпевшего (следы пальцев, ладоней, ног, обуви, волосы, кровь, слюна, потожир, сперма и т. д.);
б) имеются ли на трупе, одежде, обуви потерпевшего следы пребывания на предполагаемом месте нападения и убийства;
в) имеются ли на предполагаемом месте убийства следы действий, которыми была причинена смерть потерпевшему (брызги крови, следы выстрела и т. д.).
Осмотрите предполагаемое место нападения и убийства. Воспользуйтесь помощью специалиста, экспертов. При необходимости примените моделирование.
5.10. Проанализируйте информацию в совокупности, сделайте вывод о том, где совершено нападение, нанесены повреждения, наступила смерть. Используйте вывод для организации расследования и поиска виновного. Попытайтесь,, в частности, определить:
а) какие качества виновного проявились в выборе данного места преступления;
б) кто мог воспользоваться данным местом для совершения и сокрытия преступления;
в) почему и с кем потерпевший мог пойти в данное место.
Учтите особенности личности погибшего, время, орудие и другие обстоятельства преступления, а также экономические, топографические, коммуникационные и другие особенности места преступления, в частности:
— помещение это или открытая местность (улица, парк, поле, лес, берег водоема и т. д.);
— удаленность от жилых помещений, предприятий, дорог, троп;
— доступность для граждан, транспортных средств;
— наличие поблизости сторожей, охраны, постов ГАИ, железнодорожных переездов и т. д.;
— наличие особенностей, облегчающих совершение и сокрытие преступления;
— не совершались ли ранее в данном месте убийства
и другие преступления.
Примите во внимание: маскируют место преступления чаще свои для потерпевшего лица или люди, на виновность которых указывает место убийства; незнакомые при случайной встрече ограничиваются обычно перемещением тела на незначительное расстояние.
6, Когда совершено преступление— осуществлено нападение, нанесены повреждения, наступила смерть (год, месяц, число, день недели; праздник, рабочий день; время суток,, часы, минуты):
6.1. Когда наступила смерть:
а) не указывает ли на время наступления смерти характер трупных явлений. Назначьте экспертизу, обратив внимание на индивидуальные особенности погибшего, особенности места нахождения трупа;
б) не указывает ли на время наступления смерти фаун» трупа и плесень, обнаруженная на трупе и на одежде. Назначьте экспертизу [3, с. 79—80];
в) поручите эксперту исследование желудочно-кишечного тракта трупа и его содержимого: когда и какую пищу в последний раз принимал погибший, в какой секции кишечника находится пищевая масса, сколько времени прошло с момента принятия пищи до наступления смерти;
г) при наличии лужи и обильных потеков крови поручите специалисту определить, сколько времени прошло с момента начала кровотечения;
д) если труп захоронен или обнаружены «вросшие» в землю останки, назначьте биологическую экспертизу для определения возраста растений, проросших сквозь них, и составьте суждение о продолжительности пребывания трупа в данной местности и о времени наступления смерти.
6.2. Является ли время наступления смерти временем; нанесения повреждений:
а) сразу ли наступила смерть;
б) в одно ли время причинены все повреждения, обнаруженные на трупе? Нет ли повреждений, которые были причинены раньше смертельных? Когда нанесены первые повреждения;
в) не указывает ли на время причинения повреждений количество крови, обнаруженной на месте происшествия? Воспользуйтесь помощью специалиста.
6.3. Не указывает ли на время совершения преступления одежда трупа: 1) наличие, отсутствие одежды; 2) вид одежды (рабочая, выходная, домашняя, летняя, зимняя и т. д.); 3) состояние одежды (сухая, влажная, грязная, чистая)?
Сопоставьте состояние одежды с распорядком дня, привычками погибшего, метеорологическими условиями до обнаружения трупа.
6.4. Не указывают ли на время преступления документы и бумаги, обнаруженные на месте происшествия, в одежде погибшего (обрывки газет, справки, квитанции, документы об оплате жилплощади, билеты в театр, кино, билеты на транспорт и т. д.); установите время их изготовления, используйте результаты для установления времени убийства.
6.5. Не указывает ли на время совершения преступления давность следов ног, транспорта, других следов? Примите во внимание вид и состояние следов (степень высыхания, цвет и т. п.), определите, в каких метеорологических условиях могли образоваться данные следы (дождь, снег, слякоть, мороз, оттепель и т. д.). Выясните, когда была такая погода. Запросите метеостанцию, составьте кривую погоды до обнаружения трупа.
6.6. Не указывает ли на время совершения преступления состояние осветительных приборов на месте происшествия: 1) электроосвещение (включено, выключено); 2) керосиновая лампа (горит, не горит, сколько керосина осталось, как .высоко выдвинут фитиль); 3) свеча (размер, количество наплавленного стеарина).
Сопоставьте с распорядком дня, привычками погибшего.
6.7. Не указывает ли на время совершения преступления состояние часов, находящихся на трупе и на месте происшествия: стоят или идут, причина остановки; если идут, сколько осталось неиспользованного завода?
6.8. Не указывает ли на время совершения преступления состояние отопительных приборов (горячие, теплые, холодные; выгорело ли топливо)? Сопоставьте с погодой, привычками погибшего, емкостью топки, особенностями топлива.
6.9. Не указывают ли на время совершения преступления вид и состояние пищи или ее остатков, обнаруженных на месте происшествия? Учтите температуру, влажность и другие особенности места происшествия. Сопоставьте обнаруженное с содержимым кишечно-желудочного тракта, распорядком дня, привычками погибшего.
6.10. Не указывают ли на время совершения преступления размещение и состояние предметов быта, которыми пользовался погибший: 1) постель (разобранная, заправленная); 2) полотенце (влажное, сухое); 3) ставни, шторы, занавески на окнах; 4) последняя дата на отрывном или перекидном календаре; 5) корреспонденция в почтовом ящике и в помещении погибшего; 6) пыль на полу, мебели и других предметах; 7) одежда, обувь (сухая, влажная); 8) телевизор (включен, выключен канал).
Сопоставьте с распорядком дня, привычками погибшего. Учтите, закрыты или нет двери, окна, как много пыли на улице и т. д.
6.11. Не указывает ли на время совершения преступления наличие и состояние паутины в тех местах, где она была нарушена во время преступления.
6.12. Не указывает ли на время совершения преступления состояние домашних животных: спущенная с цепи собака; 2) закрытый в хлеву скот; 3) накормленные, не кормленные животные; 4) доенные, не доенные и т. д.
Сопоставьте с распорядком дня, привычками погибшего.
6.13. Не указывает ли на время совершения преступления состояние веток и листвы, обнаруженных на трупе и возле трупа: 1) не были ли они сорваны (срезаны, сломаны) в момент преступления; 2) как давно они были отделены от дерева (свежие, увядшие, засохшие)?
Назначьте биологическую экспертизу. Учтите, какая была погода до обнаружения трупа.
6.14. Не указывает ли на время совершения преступления состояние растительности под трупом или под предметами (вещами), обнаруженными на месте происшествия? Выясните, как давно оказались труп и названные предметы в данном месте. Поставьте вопрос перед биологической экспертизой.
6.15. Не указывают ли на время совершения преступления события в жизни погибшего перед смертью:
а) время ухода из дома;
б) последнее посещение места работы, учебы, родных, друзей и время ухода от них;
в) объем работы, выполненной погибшим перед убийством, после того, когда его видели в последний раз;
г) последняя запись в дневнике, тетради;
д) дата последней отправки почтово-телеграфной корреспонденции, междугородных переговоров;
е) последняя дата приобретения товаров в столе заказов,, магазине, домовой кухне, которыми пользовался погибший;
ж) дата оплаты жилплощади и коммунальных услуг;
з) дата последнего посещения поликлиники, парикмахерской, мастерской, других предприятий бытового обслуживания;
и) часы, минуты, когда были слышны крики о помощи, звуки борьбы, выстрела;
Допросите родственников, соседей, сослуживцев и других лиц, хорошо знающих образ жизни погибшего. Осмотрите его квартиру и рабочее место, изучите историю болезни и другие документы, отражающие жизнь потерпевшего.
6.16. Изучите путь погибшего от места, где его видели в последний раз, до места убийства. При необходимости проведите следственный эксперимент.
6.17. Попытайтесь выяснить, когда появился труп на месте его обнаружения:
а) организуйте поиск свидетелей, находившихся в районе совершения преступления, и допросите их;
б) примите во внимание обстановку на месте обнаружения трупа и способ доставки тела.
6.18. Проанализируйте информацию в совокупности, сделайте вывод о том, когда совершено нападение, причинены повреждения, наступила смерть. Используйте вывод для организации расследования и поиска виновного. Попытайтесь, в частности, определить:
а) какие качества виновного проявились в выборе времени совершения преступления;
б) кто мог находиться на месте происшествия в данное время;
в) почему и с кем потерпевший мог пойти в данное время
на место происшествия.
Учтите особенности личности погибшего, место и другие обстоятельства преступления, а также характеристику времени убийства, в частности:
— какой это был день недели, время года;
— какова была обстановка на месте происшествия во время убийства, чем отличалась от обстановки в другое время (видимость, слышимость, присутствие людей и т. д.)? Кто мог знать об изменении обстановки;
— как часто раньше погибший появлялся в данное время на месте происшествия? Кто мог знать о передвижении погибшего и о том, что он будет в данное время на данном месте?
Примите во внимание, случайно или специально выбрано данное время для совершения преступления, а также статистические связи убийства [15, 16].
7. Какие орудия, инструменты использовал виновныйпри совершении преступления, не указывают ли они на личность
преступника:
7.1. Вид орудий, инструментов, использованных виновным:
а) изучите повреждения на трупе, следы обтирания орудия, следы взлома. Воспользуйтесь помощью специалиста;
б) назначьте медицинскую экспертизу. В случае сомнений потребуйте рентгенограмму повреждений [3, с. 113—119];
в) оцените заключение эксперта в совокупности со следами и обстановкой места происшествия.
7.2. Одним или несколькими орудиями, инструментами пользовался виновный? Сравните следы. Воспользуйтесь моделированием, помощью специалистов. Поставьте вопрос перед экспертизой (медицинской, криминалистической).
7.3. Нет ли на месте происшествия орудий, инструментов, использованных виновным, или их частей:
а) организуйте поиск орудий преступления, проверьте, не выбросил ли их виновный, уходя с места происшествия, не спрятал ли в районе преступления [3, с. 89—94];
б) проверьте, обнаруженным ли орудием причинены повреждения. Сравните форму, размер орудия с данными о нанесенных повреждениях. Имеются ли на обнаруженном орудии следы преступления? Воспользуйтесь моделированием, помощью специалиста, поставьте вопрос перед экспертизой.
7.4. Если орудие и средства преступления не обнаружены, соберите данные, характеризующие их:
а) не указывают ли на орудие характер повреждений и микроналожения (1) на коже вокруг раны, (2) на внутренних органах пострадавшего (печень, сердце), (3) на костях? Воспользуйтесь помощью специалиста, поставьте вопрос перед медицинской экспертизой. Предложите, при возможности, сделать слепки с раневых каналов;
б) аналогично исследуйте повреждения на одежде погибшего и других предметах;
в) не указывают ли на орудие преступления предметы, обнаруженные на месте происшествия? Не являются ли они частями орудия или его футляра? Если да, определите по ним внешний вид орудия. Воспользуйтесь помощью специалистов. Назначьте при необходимости экспертизу (товароведческую, криминалистическую);
г) не указывают ли на орудие преступления иные следы, обнаруженные на месте происшествия (следы выстрела, насечки, разрезы и т. д.);
д) проанализируйте информацию в совокупности. При необходимости постройте модель орудия преступления;
е) проверьте, нет ли такого орудия среди инструментов, предметов, вещей на месте происшествия. При необходимости проведите дополнительный осмотр и назначьте соответствующую экспертизу.
7.5. Определите первоначальное назначение орудий, использованных виновным (оружие, инструмент, деталь от чего-либо, предмет бытового обихода и т. д.).
Не производился ли ремонт, не внесено ли в орудие каких-либо изменений, не утратило ли в результате этого орудие свое первоначальное назначение? Осмотрите орудие, воспользуйтесь помощью специалиста, при необходимости назначьте товароведческую, техническую экспертизы.
7.6. Установите происхождение орудий преступления:
а) принесены виновным или взяты на месте происшествия? Проверьте, нет ли на месте происшествия следов, указывающих на то, что орудие находилось там до преступления, а на ладонях и одежде погибшего — следов от орудия. При необходимости проведите дополнительный осмотр, принимая во внимание особенности предполагаемого орудия. Назначьте экспертизу (медицинскую, криминалистическую);
б) если имеются основания полагать, что орудие взято на месте происшествия, определите, где оно хранилось (лежало), каковы особенности места хранения (открытое, малозаметное, тайник и т. д.), не видели ли это орудие у потерпевшего близкие ему лица;
в) если можно полагать, что орудие принес виновный, выясните:
— вид изготовления орудия (промышленное, кустарное, серийное), характер ремонта, модификации, не продавалось ли в торговой сети. Воспользуйтесь помощью специалиста (товаровед, мастер-инструментальщик и др.);
— как орудие оказалось у виновного (купил, сделал сам,, нашел, отобрал у погибшего или других лиц);
— когда, у кого купил (магазин, частное лицо)? Используйте данные о внешнем виде орудия, наличии (отсутствии) смазки на нем, результаты экспертизы. При необходимости выясните, в какой местности и в каких магазинах продавались предметы, использованные в качестве орудия преступления, кто их покупал в данное время;
— если орудие не серийное или на нем имеются следы ремонта, модификации, выясните, где, кто его изготовил, внес изменения. Учтите способ изготовления, использованные инструменты, технологию производства. Назначьте техническую экспертизу. Воспользуйтесь помощью работников органов дознания;
— если имеются основания полагать, что орудие преступления было похищено виновным, найдено или отобрано у третьих лиц, проверьте, когда, где, при каких обстоятельствах оно было утрачено.
7.7. Проанализируйте информацию в совокупности, сделайте вывод об орудии преступления, используйте полученные знания для организации расследования и поиска виновного, в частности, выясните:
а) нет ли на орудии данных, указывающих на личность владельца: (1) надписи, (2) маркировочные номера, (3) следы пальцев, ладоней, (4) потожировые выделения, (5) микроволокна одежды, (6) микрочастицы содержимого карманов?
Назначьте экспертизу (криминалистическую, биологическую, химическую и др.). Примите меры, обеспечивающие сохранность следов во время экспертных исследований;
б) не указывают ли вид, состояние и другие особенности орудия на профессию, род занятий, возраст, привычки его владельца? Не исчезло ли у кого-либо данное орудие;
в) не указывают ли на личность виновного обстоятельства, при которых орудие было приобретено (куплено, похищено, изготовлено, взято на месте происшествия и т.д.);
г) нет ли в спецучетах данных о лице, использовавшем данное орудие (пулегильзотека и т. д.);
д) где и как виновный хранил, как переносил орудие преступления? Где и какие следы должны остаться на виновном и его одежде; кто мог видеть орудие;
е) не указывает ли орудие преступления на то, как виновный вел себя до убийства.
Примите во внимание, не случайно ли выбрано виновным данное орудие, а также статистические закономерности преступления [15, 16].
8. Каким способом совершено преступление,не указывает ли способ преступления на личность виновного:
8.1. Было ли нападение внезапным или ему предшествовал психологический контакт между виновным и погибшим? Где, каким образом виновный вошел в контакт с погибшим — на месте преступления, на пути к нему или ранее? Используйте имеющиеся сведения, выдвиньте версии.
8.2. Не заманил ли виновный или кто-либо другой погибшего на место преступления:
а) откуда, каким путем погибший прибыл на место преступления? При необходимости воссоздайте путь, проделанный погибшим:
— используйте результаты осмотра;
— организуйте прочесывание местности, осмотр ближайших дорог, троп, выявление свидетелей, видевших погибшего на пути к месту происшествия;
— примите во внимание время совершения преступления, особенности личности погибшего, коммуникационную, экономическую, топографическую характеристику района, где совершено преступление;
б) когда, на чем погибший прибыл на место преступления, не воспользовался ли каким-либо транспортом? Используйте результаты осмотра места происшествия, данные о времени совершения преступления;
в) зачем прибыл? Используйте данные, характеризующие место и район преступления, личность погибшего, его связи;
г) хорошо ли погибший знал место, где совершено преступление, бывал ли здесь ранее;
д) с кем прибыл, мог ли один прийти (приехать) в данное место?
Примите во внимание психологические особенности погибшего (осторожность, коммуникабельность), его осведомленность об обстановке на месте происшествия; время, место и другие обстоятельства совершения преступления;
е) если погибшего заманили, как это сделал виновный?
8.3. Как и зачем виновный оказался в районе преступления и на месте происшествия — для совершения преступления, выполнения какой-либо работы, по другой причине, случайно;
а) учтите особенности места происшествия и района преступления, в частности, наличие (отсутствие) предприятий, учреждений, режим их работы, время совершения преступления;
б) когда, каким путем прибыл виновный на место совершения преступления; не воспользовался ли каким-либо транспортом? Учтите результаты осмотра места происшествия, организуйте выявление граждан, находившихся на месте происшествия и на путях к нему. Выясните, не было ли в районе преступления какого-либо транспорта или спецмашин, не воспользовался ли ими виновный.
8.4. Если преступление совершено в помещении или на охраняемой территории, как виновный и погибший проникли туда:
а) нет ли взломов (окна, двери, крыши, стены) или подкопа? Каким орудием и способом совершен взлом? Можно ли проникнуть данным путем в помещение? Проанализируйте результаты осмотра, при необходимости проведите следственный эксперимент, воспользуйтесь моделированием;
б) не отжимал ли виновный ригель замка? Учтите конструкцию замка и двери;
в) не воспользовался ли 'виновный отмычкой или подбором ключей? Учтите сложность замка. Выясните, не имеет ли данный замок «секрета». Исследуйте замок с помощью экспертизы;
г) не воспользовался ли виновный ключами, утерянными: владельцем, похищенными у него или изготовленными послепкам? Проверьте, сохранны ли ключи владельцев помещения, нет ли на их ключах частиц пластилина;
д) не воспользовался ли виновный случайно незапертой дверью? Учтите личность погибшего, время, обстановку на месте преступления;
е) не открыл ли дверь сам погибший? По какой причине и кому мог открыть дверь погибший? Примите во внимание наличие в помещении бытовых приборов (электроприборы, телефон, радио, газ, водопровод и т. д.), время преступления, привычки погибшего, состояние его одежды;
ж) определите круг лиц, которые в силу своего служебного положения или связей с погибшим могли проникнуть в помещение, где совершено убийство.
8.5. Как виновный преодолел сопротивление, если погибший его оказывал? Проанализируйте повреждения на трупе и следы на месте происшествия, воспользуйтесь помощью специалиста.
8.6. Как причинена смерть? Какие действия выполнил виновный, сколько нанес повреждений, в какие части тела, в какой последовательности? Используйте результаты осмотра места происшествия и трупа. Поставьте вопрос перед медицинской экспертизой, учтите наибольшую выраженность, микроналожений от орудия преступления в области повреждений (концентрация железа, смазочных веществ и др.). Отразите на рисунке с помощью эксперта локализацию повреждений и последовательность их нанесения. Примите во внимание орудие преступления, при необходимости определите, откуда виновный стрелял, бросил камень и т.д.
8.7. Не совершил ли виновный одновременно с убийством каких-либо других преступлений? Каким способом они совершены?
8.8. Проанализируйте информацию в совокупности, сделайте вывод о способе преступления, использованном виновным, руководствуйтесь полученными знаниями при организации расследования и поиска виновного, в частности, выясните:
а) не совершались ли ранее преступления и правонарушения аналогичным способом? Изучите зарегистрированные случаи, организуйте выявление незарегистрированных;
б) нет ли в спецучетах данных о лице, совершившем ранее преступление данным способом;
в) не указывает ли способ преступления на профессию, род занятий, навыки, возраст, рост, телосложение, состояние психики, здоровье, силу виновного, его отношения с погибшим. Воспользуйтесь помощью специалиста. Поставьте вопрос перед экспертизой (медицинской, психиатрической, криминалистической, технической) [3, с. 115, 117, 118];
г) не указывает ли способ преступления на то, какие следы, повреждения образовались на теле, одежде виновного, как он вел себя ранее и как поведет после преступления.
Примите во внимание статистические закономерности преступления [15, 16].