Раскрываемость преступлений, как справедливо указывает Генеральный прокурор Союза ССР А. М. Рекунков, для следственного аппарата—задача номер один, ибо от ее решения во многом зависит и состояние преступности и успешное предупреждение преступлений [1].
Решение задачи раскрытия преступлений требует наряду с методами обыденного познания разработки статистических связей [15; 16], моделирования [19; 30; 41; 46], комплексного подхода и иных методов научного познания и управления. Настоящая работа посвящена программно-целевому методу. Цель работы — помочь следователю в составлении научно обоснованного плана расследования сложного дела об убийстве и этим облегчить раскрытие преступления.
При разработке изложенных в пособии программ использованы уголовно-правовые, процессуальные, криминологические, криминалистические данные названного вида преступления, общие положения предварительного следствия [2; 3; 7; 8; 12; 25; 31; 39; 40; 44; 49], следственная практика, а также программы, ранее составленное автором [17; 18; 20—22]. Список литературы прилагается.
Разумеется, все предлагаемые в программах рекомендации применяются с учетом материалов дела, задач расследования и выполняются в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и социалистической морали.
I. ПОНЯТИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Приняв дело к производству, следователь обязан организовать его расследование, т. е. создать такую систему деятельности, которая позволила бы оперативно, в соответствии с требованиями закона разрешить задачи предварительного следствия. Успех, как показывает следственная практика, зависит прежде всего от того, насколько правильно и своевременно будет решено:
— что надлежит выяснить по делу;
— какие действия и как следует выполнить (кого и как допросить, какие поручения дать органам дознания, какие вопросы поставить перед экспертами, специалистами, и т.д.);
— как понять, переработать, оценить, использовать имеющуюся и поступающую информацию.
Особенно важное место в организации работы следователя занимает правильное уяснение задач расследования конкретного дела, так как зная, что надлежит выяснить, гораздо легче определить, что и как следует делать, как использовать полученные сведения. Традиционно все эти вопросы решаются методами обыденного познания, т. е. решения либо выводятся непосредственно из исходных материалов дела, либо принимаются интуитивно. По простым делам такой подход вполне оправдан. По сложному же делу, где связи между фактами, следами, предметами неочевидны, их подлинный смысл и относимость к происшествию неизвестны, а достоверность сомнительна, где от следователя требуется большая аналитическая и поисковая работа, чтобы разобраться во всем разнообразии возникающих вопросов,, названный традиционный подход к организации расследования желаемых результатов зачастую не дает. Не имея возможности вывести задачи расследования, а за ними и их решение непосредственно из материалов дела, следователь начинает действовать «на авось» или методом «невода», упускает время, в результате следствие нередко заходит в тупик, преступление остается нераскрытым.
Трудности организации расследования можно значительно облегчить, если для принятия решений наряду с методами бытового познания и интуицией воспользоваться также методами научного познания и управления, в частности, заранее составленными программами, в которых перечислены дежурные (типовые) задачи расследования и приведены типовые решения.
Но возможно ли заранее составить такие программы? Положительный ответ на этот вопрос базируется на следующих закономерностях.
Основные задачи расследования, как известно, определяются законом. Закон же стабилен. Из этого следует, что основные задачи расследования также постоянны — они существуют, пока действует закон, при расследовании каждого уголовного дела.
Преступление как реальное явление представляет собой сложную, обусловленную обстановкой и в ней отображающуюся систему. Обстановка преступления, рассматриваемая в широком смысле, является также фактором устойчивым. Поэтому преступления наряду со строго индивидуальными элементами, связями, отношениями, следами имеют и общие, повторяющиеся, независимо от того, где и какое преступление совершено и кто его совершил — один человек или разные лица.
А это значит, что повторяются не только основные задачи расследования дела, но также промежуточные и частные задачи. Так, решая задачу раскрытия убийства, следователь каждый раз выясняет, кто, где, когда, каким орудием убит. Устанавливая время смерти, выясняет характер трупных явлений, когда, кто видел погибшего последний. Решая вопрос об орудии преступления, изучает следы на теле, одежде трупа и т. д.
Разумеется, повторяются не все задачи расследования. Поскольку каждое преступление наряду с общим имеет особенности, индивидуально, постольку и перед расследованием должны стоять как общие, так и индивидуальные для каждого дела задачи. Но если повторяется хотя бы часть задач, то в целях улучшения организации работы следователя не только можно, но и должно заранее создать иерархическое древо типовых целей (задач) расследования, и прежде всего это следует сделать по особо опасным, наиболее сложным в плане расследования видам или группам преступлений.
Возможность составления типовых программ работы следователя во многом определяется также закономерностями процесса расследования. Если данный процесс проанализировать в свете используемых следователем способов решения возникающих перед ним задач, то обнаруживается следующее:
— средством решения задач расследования, в том числе и главной из них — задачи раскрытия преступления, во всех случаях является информация (доказательства и ориентирующие сведения) об обстоятельствах, имеющих значение для правильного расследования дела;
— источники информации, необходимой для правильного разрешения задач расследования, стабильны. Это всегда практическая деятельность и мыслительные операции следователя и других участников процесса расследования;
— практически постоянны также используемые следователем способы получения, фиксации, исследования и оценки информации, необходимой для решения задач расследования;
— в процессе расследования повторяются также методы переработки, использования информации и получения из нее новых знаний.
Отмеченная стабильность условий, в которых работает следователь, позволяет сделать вывод о том, что в процессе расследования повторяются не только решаемые следователем задачи, но также и приемы их решения, стало быть, можно говорить не только о типовой иерархии задач расследования, но и о типовых решениях этих задач, т. е. о типовых криминалистических программах как научно обоснованных системах типовых задач расследования определенного вида преступлений и типовых средств, способов, методов их решения на практике.
Типовые криминалистические программы должна дать следователю криминалистическая наука. Процесс разработки криминалистических программ можно условно назвать программированием расследования. Цель разработки типовых программ — облегчить и улучшить организацию расследования уголовного дела.
Программно-целевой метод расследования преступления — это метод организации расследования дела и получения по нему новых знаний для решения задач предварительного следствия с помощью заранее составленных типовых криминалистических программ.
Криминалистические программы — это система типовых криминалистических задач, типовых средств их решения, имеющая целью организацию предварительного расследования и получения по нему новых знаний.
Чтобы легче пользоваться программно-целевым методом, программы целесообразно разделить на несколько групп.
По цели, на которую они ориентированы, следует различать:
— общие программы, направленные на организацию расследования дела в целом;
— программы решения отдельных задач расследования (программы раскрытия преступления, возмещения ущерба, предупреждения преступлений и т. д.);
— программы выполнения отдельных следственных действий и мероприятий (программы осмотра места происшествия, поиска свидетелей и т. д.);
— программы описания отдельных следов, предметов. По структуре программы можно разделить на три группы:
— краткие программы. Они представляют собой логически упорядоченный перечень типовых задач, решаемых следователем по тому или иному виду (группе) преступлений;
— развернутые программы. Это комплекс типовых задач и типовых способов (средств, методов и т. д.) их решения;
— типовые поисковые системы. Последние наряду с типовыми задачами и решениями содержат перечень возможных результатов действий следователя, а также версий по оценке этих результатов и типовые способы проверки.
Разумеется, типовые программы не отражают и не могут отражать индивидуальные задачи расследования конкретного уголовного дела. Сформулировать эти задачи и найти их решение—обязанность самого следователя. Значительную помощь ему может оказать использование методов научного познания и управления. Таким образом, организуя расследование, следователь пользуется не одним каким-то методом, а привлекает и логику, и интуицию, и моделирование, и другие методы, обеспечивающие творческий исследовательский подход к расследованию. В результате создается индивидуальная рабочая программа по конкретному делу.
Программно-целевой метод, освобождая следователя от поиска дежурных решений, создает условия для творческого процесса.
В общих чертах программно-целевой метод расследования можно выразить системой следующих требований:
1. Приняв решение об использовании программно-целевого метода, выберите соответствующую следственной ситуации (решаемой задаче) типовую программу.
2. Выполните требования программы, дополнив ее индивидуальными вопросами конкретного уголовного дела.
3. Используйте полученные результаты для дальнейшей организации расследования и решения задач правосудия.
Повышение эффективности предварительного следствия требует разработки программ расследования всех особо опасных преступлений.
Настоящая работа посвящена программированию раскрытия убийств.