Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

IX. УСТАНОВЛЕНИЕ МОТИВА, ЦЕЛИ СОДЕЯННОГО ВИНОВНЫМ



 

Выяснение мотива и цели преступления является процес­суальной обязанностью следователя. Это важно для (1) об­наружения и изобличения виновного, (2) определения формы вины, (3) правильной квалификации преступления, (4) инди­видуализации наказания.

Можно рекомендовать следующую программу решения следователем названной задачи по делу об убийстве.

1. Проанализируйте обстоятельства происшествия, вы­двиньте версии о мотиве, цели действий виновного:

1.1. Не совершено ли убийство по корыстным мотивам:

а) при разбойном нападении;

б) с целью освободиться от выплаты потерпевшему али­ментов, долга за купленные ценности, выполнение каких-либо услуг, карточного долга и других сумм;

в) с целью получить наследство, страховое вознагражде­ние или сохранить за собой право пользования какими-либо «благами, например, домовладением;

г) с целью присвоения каких-либо ценностей, переданных погибшим виновному во временное пользование;

д) с целью увеличить свою долю при разделе имущества. Изучите в названных выше аспектах личность погибшего, его имущественные отношения, характер исчезнувших и оставшихся на месте происшествия предметов, документов.

1.2. Не совершено ли преступление по сексуальным мо­тивам:

а) не связано ли убийство с изнасилованием;

— совершен вагинальный половой акт;

— вневагинальное удовлетворение полового влечения;

б) не связано ли убийство с сексуальными извращениями:

— садизмом, мазохизмом [47];

— фетишизмом;

— некрофилией (половое влечение к трупам и соверше­ние с ними сексуальных действий);

— педофилией (половое влечение к детям);

— эфебофилией (половое влечение к лицам подростко­вого и юношеского возраста);

— геронтофилией (половое влечение к лицам пожилого и старческого возраста);

— гомосексуализмом (половое влечение к лицам своего пола);

в) не возник ли конфликт из-за половой слабости парт­нера.

Примите во внимание возраст погибшего, результаты осмотра и исследования места происшествия, трупа, одежды погибшего, характер повреждений, исчезнувших предметов, наличие (отсутствие) и место обнаружения спермы. Восполь­зуйтесь помощью сексопатолога.

1.3. Не совершено ли преступление по почве ревности:

а) не ревновали ли погибшего;

б) не был ли погибший субъектом ревности.

Изучите сексуальную жизнь погибшего, его половые свя­зи. Проверьте, не было ли слухов о приставаниях погибшего к женщинам, подозрениях по этому поводу и т. п.

1.4. Не совершено ли преступление с целью мести:

а) непосредственно погибшему из-за:

— оскорбления, побоев, насмешек, плохого обращения со стороны погибшего;

— измены супруга (любовника) или подозрения в измене;

— сожительства с женой (любовницей) виновного;

— неразделенной любви, отказа встречаться и т. п.;

— из-за смерти, болезни, несчастья близкого человека по вине (фактической, предполагаемой) погибшего;

— подачи жалобы, дачи неугодных показаний на след­ствии;

— из-за невыполнения каких-либо обязательств, взятых на себя погибшим или его близкими;

— служебной или общественной деятельности погибшего или его близких;

б) по мотивам мести лицам, близким погибшему, кото­рые дорожили его жизнью, нуждались в нем;

в) какому-либо государственному органу или обществу.

Примите во внимание особенности характера погибшего. Выясните, не оскорблял ли кого-либо погибший, не совершал ли незадолго до убийства или ранее каких-либо иных дейст­вий, могущих вызвать чувство обиды и желание отомстить (избиение, обман и т. д.).

Не было ли у погибшего близких людей, которые очень дорожили его благополучием и здоровьем? Как характеризу­ются эти лица, не обижали ли они кого-либо? Допросите родственников и лиц, близко знавших потерпевшего. Дайте соответствующее задание органам милиции.

1.5. Не совершено ли убийство с целью избавиться от по­гибшего:

а) как члена семьи (настоящей или предполагаемой) из-за того, что он:

— стал в тягость вследствие болезни, плохих квартирных условий и т. д.;

— мешает создать новую семью;

— неприятен, не нужен, мешает жить «красиво»;

— уменьшает долю при разделе совместного имущества;

б) как ставшего в тягость партнера:

— в сексуальной жизни;

— в общем хозяйстве;

в) как конкурента:

— в служебной, общественной деятельности;

— в половой жизни;

— в преступной деятельности.

Изучите состав семьи погибшего, моральные качества чле­нов семьи, отношения с потерпевшим. Не собирался ли по­гибший или члены его семьи жениться (выйти замуж), обме­нять (разменять) квартиру, разделить имущество?

Примите во внимание сексуальные и преступные связи погибшего, характер общего хозяйства, успехи в служебной, общественной деятельности. Проверьте, нет ли заявлений, жалоб в домоуправлении, товарищеском суде, органах мили­ции, на предприятии и т. д. Допросите лиц, хорошо знавших погибшего.

5.6. Не совершено ли убийство из-за боязни (страха):

а) разоблачения за совершенное преступление или право­нарушение, в которых потерпевший:

— принимал участие (боязнь явки с повинной, признания и т. д.);

— невольно оказался очевидцем;

— узнал из других источников (свидетели, документы);

б) из-за боязни быть убитым потерпевшим (виновный опередил его).

Выясните, не совершались ли в районе (городе) какие-либо особо опасные преступления, в которых участвовал по­гибший, оказался свидетелем, о которых каким-то образом узнал. Не было ли таких преступлений на пути, по которому следовал погибший к месту происшествия? Изучите лич­ность погибшего, его связи и события, предшествовавшие убийству.

1.7. Не совершено ли убийство из-за зависти:

а) непосредственно погибшему;

б) лицам, близким погибшему.

Примите во внимание материальное, общественное поло­жение названных лиц, их планы, перспективы.

1.8. Не совершено ли убийство по иным мотивам:

а) в состоянии гнева, ярости, вызванных действиями по­гибшего:

— оскорблением, побоями;

— супружеской изменой;

— кражей или совершением иного преступления;

— порчей, поломкой каких-либо ценностей;

— непослушанием и т. д.

Примите во внимание личностные качества погибшего, его образ жизни. Изучите связи, события, предшествовавшие убийству;

б) при защите от нападения:

— на подозреваемого;

— на других лиц;

— на имущество граждан или организаций. Учтите обстановку на месте происшествия, характер про­исшествия (см. гл. 8, программа, п. 4.1);

в) при подготовке других преступлений:

— в целях завладения транспортными средствами, ору­диями, инструментами;

— чтобы показать членам преступной группы, как надо убивать;

— чтобы «связать» членов группы кровью, заставить под­чиняться требованиям лидера;

— чтобы устранить препятствие и т. д. Проследите за событиями, которые последуют за рассле­дуемым убийством.

г) В связи с участием в составе преступной группы:

— убийство по требованию группы (лидера) в качестве наказания за уклонение от участия в ее делах;

— в качестве платы за карточный проигрыш;

— из страха быть убитым;

д) из хулиганских побуждений. Примите во внимание обстоятельства преступления и обстановку в районе проис­шествия;

е) из желания на первом «попавшемся под руку» сорвать злобу за обиду (оскорбление, побои и т. д.), причиненную виновному другим лицом. Изучите события, предшествовав­шие данному преступлению;

ж) с целью доказать приятелям свою способность убить человека, прослыть «настоящим» мужчиной. Используйте данные инспекции по делам несовершеннолетних органа

внутренних дел;

з) из желания посмотреть, как умирает человек;

и) с целью завладения человеческими органами;

к) из религиозных убеждений;

л) из желания приобрести известность, обратить на себя

внимание;

м) чтобы заставить близких погибшего выполнить какие-то требования.

1.9. Не совершено ли убийство на почве психического за­болевания:

а) алкоголизма и других видов наркомании;

б) шизофрении;

в) эпилепсии;

г) маниакально-депрессивного психоза;

д) травматического заболевания головного мозга;

е) предстарческого психоза и старческого слабоумия;

ж) психического расстройства при соматических и инфек­ционных заболеваниях;

з) олигофрении;

и) психопатии;

к) реактивного состояния;

л) кратковременного расстройства психической деятель­ности;

м) иного психического заболевания.

Проанализируйте в названном аспекте картину происше­ствия. Воспользуйтесь помощью психиатра.

1.10. Проанализируйте информацию в совокупности, сде­лайте вывод о вероятных мотивах,цели действий виновного,используйте полученные знания для организации расследова­ния и поиска преступника. Примите во внимание:

а) возможность сочетания нескольких мотивов (например, корысти и хулиганства), а также инсценировки мотива пре­ступления;

б) вероятность ошибки виновного в объекте посягатель­ства;

в) возможность смещения объекта; например, виновный убил не обидчика, а другое лицо, близко связанное с обидчи­ком (родственник, знакомый), или того, кто первым «попал­ся под руку»;

г) мотив мог возникнуть не во время совершения преступ­ления, а много раньше (например, несколько лет назад) и продолжал оставаться в сознании виновного как нереализо­ванный;

д) мотив из-за особенностей характера виновного может быть неадекватен порожденным им последствиям. Напри­мер, убил потому, что не понравилась походка погибшего, или потому, что он приготовил невкусный коктейль и т. д.;

е) непосредственным исполнителем мог быть нанятый убийца;

ж) убийце мог помогать «наводчик», осведомленный об образе жизни погибшего.

2. Допросите подозреваемого.Дайте ему возможность из­ложить свою версию о мотивах и цели действий, причинив­ших смерть потерпевшего, оцените и проверьте его пока­зания:

2.1. Уясните позицию, занимаемую подозреваемым по рас­сматриваемому обстоятельству:

а) дает правдивые показания;

б) искажает мотив, цель своих действий;

в) скрывает мотив, цель преступления;

г) оговаривает себя, другое лицо.

2.2. Проверьте, нет ли противоречий в показаниях подо­зреваемого, иных материалах дела по вопросу о мотиве пре­ступления.

2.3. Используйте для суждения о мотиве и цели преступ­ления данные об обстоятельствах преступления (качества и поведение погибшего, место, время, орудие, способ преступ­ления и т. д.).

2.4. Изучите личность подозреваемого:

а) есть ли у него черты характера, проявившиеся в рас­следуемом преступлении (вспыльчивость, агрессивность, мстительность, жестокость, сексуальная извращенность и т.п.).

Допросите лиц, хорошо знающих подозреваемого, изучите его дневники, переписку, альбомы. Воспользуйтесь помощью психиатра, психолога [28], сексопатолога [47]. Выясните, не совершал ли подозреваемый аналогичных преступлений ранее;

б) есть ли у подозреваемого качества, которые согласно его показаниям породили названные им мотивы преступле­ния [28; 47];

в) изучите отношения между подозреваемым и погибшим

до совершения преступления:

— не было ли между ними ссор, конфликтов, неприязнен­ных отношений;

— не было ли иных негативных событий в жизни подо­зреваемого, которые, по его мнению, могли быть вызваны действиями погибшего или близких ему лиц (развал семьи, уход любовницы, увольнение с работы, понижение в долж­ности, привлечение к административной или уголовной ответ­ственности, проигрыш в карты и т. д.);

— не затрагивала ли деятельность погибшего интересы подозреваемого;

— не был ли подозреваемый заинтересован в смерти по­гибшего по иным причинам;

— не говорил ли подозреваемый кому-либо о намерении убить погибшего, расправиться с ним.

2.5. Изучите события в жизни подозреваемого и его по­ведение после совершения расследуемого преступления:

а) какова была реакция подозреваемого на случившееся? Не указывает ли она на мотив преступления? Учтите воз­можность инсценировки переживания, горя и т. д. [28];

б) не говорил ли подозреваемый кому-либо о мотиве, цели своих действий?

2.6. Изучите связи подозреваемого, проверьте, не ока­зал ли кто-либо из них влияние на его решение совершить преступление (заставил, уговорил, нанял, научил):

а) выясните, не было ли среди знакомых подозреваемого лиц, находившихся в неприязненных отношениях с погибшим (см. выше, п. 2.4, в), а также граждан, которые знали о наличии у последнего ценностей, образе его жизни;

б) проверьте названных лиц на причастность к организации преступления и формированию мотива действий подозре­ваемого.

3. Проанализируйте информацию в совокупности, сделайте вывод о мотиве действий подозреваемого. Используйте по­лученные знания для решения вопроса о составе преступле­ния, форме вины.

В заключение отметим, что рассмотренный программно-целевой метод при правильном и своевременном его примене­нии может быть исключительно полезен, ибо обеспечивает полноту, всесторонность и объективность расследования.

Вместе с тем следует иметь в виду, что успех расследова­ния обеспечивается, как правило, умелым сочетанием раз­личных методов, например, моделирования, метода статисти­ческих связей, комплексного подхода и т. д. [См. 15, 16, 19, 30,41,46].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.